Финансы государственных предприятий




 

Согласно устоявшейся в отечественной экономической науке точке зрения, все общественное производство в зависимости, от специфики затрачиваемого труда подразделяется на две крупные сферы материального и нематериального производства. Именно в сфере материального производства создается ВВП и национальный доход, являющиеся основой финансов.

Сфера материального производства представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия и частные предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью. Для финансов каждого из перечисленных видов предприятий характерны свои особенности.

Особенностью финансов государственных предприятий является их большая зависимость от государственных органов. Начнем с создания предприятия. Если его создает государство, оно финансирует расходы, связанные с созданием основных фондов, формированием оборотных средств. Государство способно воздействовать на такие предприятия, регламентируя цены, оказывая помощь как инвестиционного, так и кредитного характера. Что касается налогообложения, то, как правило, государство не выделяет госпредприятия в этом отношении. Из сказанного следует, что предприятия государственной формы собственности в части их финансового положения находятся в большей зависимости, чем предприятия других форм собственности.

Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, включающие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования и финансово-кредитной системой.

В литературе можно встретить точку зрения, согласно которой предприятия государственной формы собственности являются менее эффективными, чем основанные на негосударственной форме собственности. Однако во всех странах даже с традиционно сильными рыночными устоями они существуют. Значит для этого есть основания.

Функционирование государственных предприятий связано с распределительным процессом и обусловлено причинами экономического, финансового и военно-политического характера, которые часто переплетаются и действуют одновременно. С экономической точки зрения их функционирование связано с особыми характеристиками сферы материального производства. Есть отрасли, которые частный капитал избегает в силу огромных капитальных вложений и низкой рентабельности.

Однако функционирование хозяйства без них невозможно. К таким отраслям, в частности, относятся электроэнергетическая, угольная, нефтяная, газовая: т.е. совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих условия для нормального функционирования общественного воспроизводства.

С финансовой точки зрения функционирование государственного сектора в экономике позволяет государству более эффективно управлять финансовой системой. Столкнувшись с проблемами в области государственных финансов, правительство может продать принадлежащие ему предприятия и полученную сумму направить на финансирование своих расходов.

Государственные предприятия, выполняющие государственный заказ, привлекают в этой связи предприятия негосударственного сектора экономики и тем самым стимулируется рост производства и в этом секторе, а значит, расширяется база для налогообложения.

Военно-политические причины обусловлены глубоким переворотом в средствах и методах ведения войн, качественно новыми системами национальной обороноспособности правительства за свой счет ведут реконструкцию военных производств. В этой связи западные страны объединяют свои ресурсы для финансирования военных программ.

Государственное регулирование ценами на государственных предприятиях может приводить к тому, что отдельные предприятия не покрывают свои затраты за счет полученной выручки. В таких случаях предприятиям компенсируются их затраты за счет дотаций, выделяемых, как правило, из бюджета.

Во второй половине XX века на западе усилился процесс образования смешанных предприятий путем слияния однородных государственных и частных предприятий. В отличие от государственных предприятий, которые не имеют права без согласия правительственных органов изменять цены, смешанные предприятия самостоятельно формируют цены с учетом рыночной конъюнктуры.

В странах Центральной и Восточной Европы, ставших на путь реформирования своих экономик, где традиционно сильны позиции государственного сектора, создание предприятий со смешанной собственностью - одно из центральных направлений развития экономики.

Структура доходов и расходов смешанных предприятий мало чем отличается от частных предприятий, акционерных обществ. Текущие расходы они финансируют за счет собственных средств, при их недостатке используют банковский кредит.

Часто для финансирования капитальных вложений, они прибегают к дополнительным выпускам ценных бумаг, могут рассчитывать на льготные банковские кредиты, гарантом по которым нередко выступает правительство, органы местного самоуправления.

В этом в основном заключается отличие государственных предприятий от негосударственных. В остальном финансы этих секторов однородны. Однородные финансовые отношения предприятий сферы материального производства сводятся к финансированию первичных расходов, образованию и использованию различных денежных фондов, расчетам со смежниками, участию в формировании страховых фондов, взаимоотношениям с кредитными, налоговыми и финансовыми органами.

Указанные отношения составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как отношения, связанные с формированием различных фондов и взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, кредитными учреждениями и органами финансовой системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: