Согласно устоявшейся в отечественной экономической науке точке зрения, все общественное производство в зависимости, от специфики затрачиваемого труда подразделяется на две крупные сферы материального и нематериального производства. Именно в сфере материального производства создается ВВП и национальный доход, являющиеся основой финансов.
Сфера материального производства представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия и частные предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью. Для финансов каждого из перечисленных видов предприятий характерны свои особенности.
Особенностью финансов государственных предприятий является их большая зависимость от государственных органов. Начнем с создания предприятия. Если его создает государство, оно финансирует расходы, связанные с созданием основных фондов, формированием оборотных средств. Государство способно воздействовать на такие предприятия, регламентируя цены, оказывая помощь как инвестиционного, так и кредитного характера. Что касается налогообложения, то, как правило, государство не выделяет госпредприятия в этом отношении. Из сказанного следует, что предприятия государственной формы собственности в части их финансового положения находятся в большей зависимости, чем предприятия других форм собственности.
Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, включающие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования и финансово-кредитной системой.
|
В литературе можно встретить точку зрения, согласно которой предприятия государственной формы собственности являются менее эффективными, чем основанные на негосударственной форме собственности. Однако во всех странах даже с традиционно сильными рыночными устоями они существуют. Значит для этого есть основания.
Функционирование государственных предприятий связано с распределительным процессом и обусловлено причинами экономического, финансового и военно-политического характера, которые часто переплетаются и действуют одновременно. С экономической точки зрения их функционирование связано с особыми характеристиками сферы материального производства. Есть отрасли, которые частный капитал избегает в силу огромных капитальных вложений и низкой рентабельности.
Однако функционирование хозяйства без них невозможно. К таким отраслям, в частности, относятся электроэнергетическая, угольная, нефтяная, газовая: т.е. совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих условия для нормального функционирования общественного воспроизводства.
С финансовой точки зрения функционирование государственного сектора в экономике позволяет государству более эффективно управлять финансовой системой. Столкнувшись с проблемами в области государственных финансов, правительство может продать принадлежащие ему предприятия и полученную сумму направить на финансирование своих расходов.
Государственные предприятия, выполняющие государственный заказ, привлекают в этой связи предприятия негосударственного сектора экономики и тем самым стимулируется рост производства и в этом секторе, а значит, расширяется база для налогообложения.
|
Военно-политические причины обусловлены глубоким переворотом в средствах и методах ведения войн, качественно новыми системами национальной обороноспособности правительства за свой счет ведут реконструкцию военных производств. В этой связи западные страны объединяют свои ресурсы для финансирования военных программ.
Государственное регулирование ценами на государственных предприятиях может приводить к тому, что отдельные предприятия не покрывают свои затраты за счет полученной выручки. В таких случаях предприятиям компенсируются их затраты за счет дотаций, выделяемых, как правило, из бюджета.
Во второй половине XX века на западе усилился процесс образования смешанных предприятий путем слияния однородных государственных и частных предприятий. В отличие от государственных предприятий, которые не имеют права без согласия правительственных органов изменять цены, смешанные предприятия самостоятельно формируют цены с учетом рыночной конъюнктуры.
В странах Центральной и Восточной Европы, ставших на путь реформирования своих экономик, где традиционно сильны позиции государственного сектора, создание предприятий со смешанной собственностью - одно из центральных направлений развития экономики.
Структура доходов и расходов смешанных предприятий мало чем отличается от частных предприятий, акционерных обществ. Текущие расходы они финансируют за счет собственных средств, при их недостатке используют банковский кредит.
|
Часто для финансирования капитальных вложений, они прибегают к дополнительным выпускам ценных бумаг, могут рассчитывать на льготные банковские кредиты, гарантом по которым нередко выступает правительство, органы местного самоуправления.
В этом в основном заключается отличие государственных предприятий от негосударственных. В остальном финансы этих секторов однородны. Однородные финансовые отношения предприятий сферы материального производства сводятся к финансированию первичных расходов, образованию и использованию различных денежных фондов, расчетам со смежниками, участию в формировании страховых фондов, взаимоотношениям с кредитными, налоговыми и финансовыми органами.
Указанные отношения составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как отношения, связанные с формированием различных фондов и взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, кредитными учреждениями и органами финансовой системы.