Этапе
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики требует в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности в нашей стране изменился финансовый механизм.
Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.
Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.
Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.
С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.
С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).
|
Процесс преобразований в нашей стране продолжается. В среднесрочной перспективе должны быть созданы условия для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления.
Основные социально-экономические реформы будут направлены на повышение:
• качества жизни граждан через проведение реформ образования, здравоохранения, а также обеспечение населения доступным жильем;
• конкурентоспособности российских компаний, в том числе путем создания среды для добросовестной конкуренции, технического регулирования и развития финансовых рынков;
• эффективности государственного управления через проведение административной реформы, совершенствование управления государственным имуществом, бюджетной реформы.
Одним из приоритетных направлений деятельности по повышению уровня жизни населения будет обеспечение доступа широких слоев населения к качественному жилью, для чего предполагается создать эффективно действующий рынок жилья на основе ипотечного кредитования и других форм финансирования жилищного строительства, обеспечить комплексность застройки, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру.
В целях модернизации российской системы образования планируется введение новых государственных образовательных стандартов, профильного обучения в старшей школе, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования. Необходимо сформировать систему мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах. Важной задачей является развитие систем непрерывного и дополнительного профессионального образования, обучения и переобучения военнослужащих, в том числе на базе гражданских вузов.
|
Для обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи населению, укрепления финансовой базы здравоохранения и усиления государственного контроля за целевым и рациональным использованием средств предстоит разработать и внедрить систему стандартов медицинских услуг, а также единую методику формирования тарифов на медицинские, в том числе профилактические, услуги.
В сфере развития финансовых рынков необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав инвесторов, дальнейшее развитие системы внутреннего корпоративного управления, использование международных стандартов финансовой отчетности. Приоритетными задачами в данной сфере являются повышение устойчивости и инвестиционной привлекательности российских банков, повышение уровня доверия вкладчиков, усиление защиты их интересов.
Важными направлениями в сфере развития малого предпринимательства станут реструктуризация действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.
|
Основным направлением в области поддержки территориального развития будет являться развитие и укрепление института местного самоуправления, реализация принципов бюджетного федерализма.
Эта задача будет реализовываться через четкое распределение средств федерального бюджета, выделяемых в целях стимулирования социально-экономических реформ на территориальном уровне в общем объеме финансовой поддержки территорий, развитие механизмов мониторинга территориального развития.
Административная реформа направлена на сокращение административного вмешательства государства в экономику, разграничение функций и полномочий исполнительной власти, повышение прозрачности системы государственного управления. В рамках проведения административной реформы будет принят типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий.
Совершенствование системы управления государственным имуществом предполагает поэтапное сокращение его избыточной части, не обеспечивающей выполнения государственных функций. В федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического назначения для обеспечения национальной безопасности.
Условием решения этих задач является экономический рост.
Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:
• последовательное снижение уровня инфляции;
• проведение сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;
• содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
• поддержание сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.
Бюджетная политика. Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности.
Главной задачей бюджетной политики на среднесрочную перспективу остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Проведение бюджетной политики должно основываться на следующих принципах:
• гарантированном исполнении заложенных в бюджет обязательств;
• связывании избыточной денежной ликвидности;
• последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;
• переходе от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
Основные направления в области налоговой политики будут ориентированы на:
• повышение эффективности налогового администрирования, включая снижёние единой ставки налога на добавленную стоимость (НДС);
• завершение реформирования системы поимущественных налогов;
• решение проблемы налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов;
• упорядочение процедуры налоговой отчетности.
Фискальная нагрузка должна быть перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности сблизить условия конкуренции между сырьевыми и несырьевыми секторами. В этой связи с 2006 г. при высоких ценах на нефть повышаются налоговые изъятия из нефтедобывающей отрасли, увеличивается базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых по нефти, изменяются формулы расчета средней ставки налога, а также повышаются экспортные пошлины на нефть.
Важным направлением налоговой политики остается обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. На это направлено снижение ставки налога на добавленную стоимость, совершенствование механизма его возмещения для экспортеров (в частности, исключение налогообложения авансовых платежей при экспорте товаров), принятие к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитальных вложений по мере их уплаты.
Предусматривается завершить реформу имущественных налогов, снизить максимальную налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц, а также изменить подход к определений налоговой базы, имея в виду приближение к реальной стоимости объектов недвижимости.
Предполагается внести принципиальные изменения в режим взимания земельного налога, определить его налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков, дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель, установить максимальную ставку в размере 0,3% для земель сельскохозяйственного назначения, а для остальных земель — 1,5%. Одновременно местным органам власти будет предоставлено право уменьшать указанные налоговые ставки по земельному налогу.
Основными направлениями реформирования бюджетного процесса станут постепенный переход от управления бюджетными затратами к бюджетированию по результату, реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета, совершенствование среднесрочного финансового планирования, упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В целях реформирования сети государственных и муниципальных учреждений и расширения форм финансирования социальных услуг предстоит оптимизировать управление действующей сетью получателей бюджетных средств, а также провести реструктуризацию сектора государственных и муниципальных учреждений.
Темп инфляции должен снижаться с 12% в 2003 г. до 5 - 6,5% в 2007 г. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено главным образом за счет ограничения роста цен и тарифов естественных монополий и снижения темпов роста денежного предложения из-за сокращения прироста резервов Банка России при условии сохранения умеренных темпов снижения нормального курса рубля.
Политика в области внешнего долга, определенная Правительством Российской Федерации на период до 2007 г., будет направлена на постепенное сокращение сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией установленного графика выплат по внешнему долгу.