В результате практики у студента формируются следующие компетенции: 2 Знать/ понимать - когнитивный компонент компетенции
Уметь/применять - интегративно-деятельностный компонент компетенции
3 Уровень указывается в соответствии с картой компетенции, включенной в ОПОП
- Нулевой уровень: компетенция не развита, обучающийся не владеет необходимыми умениями
и навыками;
- Базовый уровень: минимально необходимый (обязательный) уровень сформированности компетенции для всех обучающихся по образовательной программе; обеспечивает решение стандартных задач;
- Повышенный (продвинутый) уровень: превышение минимальных характеристик сформированности компетенции; обучающийся способен применять соответствующие знания, умения
и навыки в ситуациях повышенной сложности и активно влиять на происходящее;
- Высокий или творческий уровень: максимально возможный для компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования; обеспечивает принятие решений в нестандартных профессиональных ситуациях.
Код компетенции | Наименование компетенции из образовательной программы | Результаты обучения | Уровень сформированности компетенции | |
Профессиональные компетенции (ПК) | ||||
ПК-1 | Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов | Знать/ понимать | знать структуру и содержание современных вариативных программ по литературе для полной средней школы; знать современные концепции литературного образования учащихся старших классов и базовые принципы, лежащие в основе современных подходов к литературному образованию; понимать специфику изучения литературы в старших классах как предмета эстетического цикла | Повышенный (продвинутый) уровень |
Уметь/ применять | уметь применять на практике методические приемы анализа и интерпретации художественного произведения в старших классах; уметь использовать теоретические знания для решения педагогических задач; | |||
ПК-2 | Способность использовать современные методы и технологии обучения диагностики | Знать/ понимать | знать общепредметные технологии: проектного обучения, развития критического мышления (дебаты, дискуссии, круглые столы и др.); знать частно-предметные технологии: технология постановки и решения творческих педагогических задач (Т.Г. Браже), технология восприятия художественного произведения как текста культуры (В.А. Доманский), технология интерпретации художественного произведения (В.Г. Маранцман, Е.Р. Ядровская), педагогических мастерских (И.А. Мухина, Н.И. Белова); знать об особенностях читательской деятельности учащихся на разных этапах литературного образования и др. | Повышенный (продвинутый) уровень |
Уметь/ применять | анализировать художественное произведение на уроках литературы с учетом его родовой и жанровой специфики; интерпретировать художественное произведение, используя такие виды интерпретации, как логико-понятийная, эмоционально-образная, иноинтерпретация; | |||
ПК-3 | способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучаемых в учебной и внеучебной деятельности | Знать/ понимать | знать особенности восприятия старшеклассников и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучаемых на уроках литературы и во внеклассное время с учетом возрастных особенностей учащихся; знать об особенностях читательской деятельности учащихся на этапе осмысления связей «Я и МИР», синтеза, диалога разных культур. | Повышенный (продвинутый) уровень |
Уметь/ применять | уметь разрабатывать уроки и внеклассные мероприятия по литературе в старших классах для реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей; применять «партитуру» учебно-диалогической импровизации на уроках литературы в старших классах; | |||
Профессиональные компетенции (ПК) | ||||
ПК-4 | способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся | Знать/ понимать | знать основные принципы целесообразного построения современного образовательного процесса с установкой на социализацию и профессиональное самоопределение учащихся; | Базовый уровень |
Уметь/ применять | проводить уроки нетрадиционной формы: педагогические мастерские, читательские конференции, диспуты и др. | |||
Базовый уровень | ||||
ПК-7 | способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, развивать их творческие способности | Знать/ понимать | понимать коммуникативно-деятельностное содержание литературного образования старшеклассников; знать методику введения прогнозированного чтения; знать структуру читательских способностей; значимость культурного контекста на уроках литературы в старших классах; | Базовый уровень |
Уметь/ применять | строить урок как диалог равноправных участников, учителя и ученика; уметь реализовывать «человековедческий» подход к анализу и интерпретации литературного произведения в старших классах; |
ПК-12 | Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | Знать/ понимать | знать технологии исследовательской деятельности старшеклассников; знать научно-исследовательские технологии (интегративные, интерактивные, творческие) | Базовый уровень |
Уметь/ применять | применять приемы проектной деятельности; технологии педагогических мастерских; современные информационные технологии. |