две стороны природы ребенка




В этот раз на занятии мы впервые будем рисовать красками. В вальдорфской педагогике это особая деятельность и хотелось бы заранее сказать о ней несколько слов. Но начну я с более общей темы, темы творчества.

Почему дети хотят, например, рисовать? Вообще творить? Потому что для них это естественное состояние, к сожалению забытое многими взрослыми. Творцу в нас можно противопоставить потребителя. Ведь как рождается творчество, что значит вдохновиться на творчество? Творчество в широком смысле этого слова. Такое творчество человек может проявить в любой сфере деятельности. Что–то рождается внутри нас, и мы хотим проявить это вовне. Но что бы это проявилось, нужно приложить усилие, усердие, необходимо потрудиться. И если ребенком с малых лет переживается это радостное рождение, радость от результата своего труда, он потом и во взрослой жизни не будет бояться трудностей, не будет бояться нового в любых жизненных обстоятельствах.

 

Но если мы не даем ребенку творить из самого его естества, а предлагаем ему готовые штампы, правила, стереотипы, в том числе и как нужно рисовать или лепить, (и здесь конечно стоит сказать о подаче «готового» вообще в жизни с ребенком. Это включает и тему игрушек, мультимедийных технологий, обучения в школе, и, в конце концов, тему мышления). Ребенок привыкает получать все готовое, он перестает создавать, а главное перестает получать радость от своего труда, ему «легче» получать все готовое, и я считаю, что это одна из главных причин разного рода зависимостей и вредных привычек.

 

А когда мы ему не мешаем, он по-прежнему получает радость от того, что он «Сам!»: сам научился одеваться, сам научился держать ложку, сам что-то создал, сам научился справляться с трудностями, потому что так проявляется «Я» человека.


Уже давно известно, что если у ребенка есть способности к рисованию, не нужно тотчас отдавать его в художественную школу, а если у ребенка есть талант к музыке, не стоит срочно отдавать его в музыкальную школу и т.д. Почему? Потому что то творческое начало, которое есть у ребенка, может зарубиться на корню формализмом, навязыванием правил и методов - «как делать правильно, и только так». Внедряемое извне заграждает путь к роста своему собственному началу.

 

Ведь что остается от самого ребенка, от его внутренней сути, когда он под шаблон нарисовал божью коровку и раскрасил ее по образцу? Или наклеил одинаковые для всех части аппликации в виде грибочка или птички?

 

Дети вообще видят и чувствуют не так как мы. Мой старший сын очень долгое время вместо стоп у птиц рисовал кружочки, и лишь позже я узнала, что так дети чувствуют движение.

Детский рисунок вообще мало отображает то, что ребенок видит в своем окружении, а сюжетные рисунки начинаются вообще уже ближе к школе. Вначале ребенок изображает то, что происходит у него внутри, все его развитие, физическое и психологическое, отображается в его рисунке.

 

Не случайно все детские рисунки похожи, не зависимо от национальности и места жительства. «В возрасте от двух-трех лет ребенок главным образом черкает, его рисунок – сильные штрихи, так проявляется его воля.

Как уже говорилось, в первом семилетии у ребенка развиваются его внутренние органы, начиная с верхней части тела. Формирование мозга заканчивается к трем годам.

Примерно в три года ребенок может начать рисовать округлые формы – круги, овалы. Он рисует себя, и голова может занимать при этом все пространство рисунка.

Затем, по мере развития ребенка, у головы появляются руки, потом ноги, потом лицо. Но человечек на рисунке не стоит на земле, он еще парит в воздухе: у ребенка преобладает духовное начало, он еще не спустился на землю.

К 6-7 годам человечек на рисунке уже становится на землю, а в домике появляются занавесочки, из трубы идет дымок. Построение его «домика» закончено, и в нем живет человеческая душа» (Л. Дыкман. «Гармоничный ребенок»).

 

Таким образом, когда мы, взрослые, начинаем детей учить рисовать «правильно», мы хотим научить ребенка рисовать так, как «правильно» с нашей точки зрения. Но ребенок не взрослый, и у него совсем другое восприятие мира! И это еще вопрос, кому у кого следует поучиться. Домик - это не всегда квадратик с треугольником, а трава не всегда зеленая.

Трафареты с шаблонами хороши тогда, когда нужно сделать много и быстро, но без особого вложения души, и истинному творчеству тут места нет, так же как и во всевозможных «наборах для творчества».

Вернемся к живописи. Это особая творческая деятельность, развивающая художественные способности ребенка. Общение с красками - это в первую очередь переживание цвета, а не изображение каких-либо форм или фото - отпечатков предметов, как думают часто взрослые. Любой психолог знает, как цвет влияет на нас, на наше самочувствие, на наше настроение. Существует особое направление в терапии, где используют цвета.

 

Дети воспринимают мир намного тоньше и глубже взрослых, и очень важно, какие цвета окружают ребенка, важно в первую очередь для его физического здоровья.

 

В первое семилетие закладываются базовые чувства, в том числе и зрение, и если в это время ребенок учится подмечать цвета и их оттенки, его зрение разовьется правильным образом. Причем цвета должны быть естественными, - такими, как они встречаются в природе.

Переживание цвета в живописи изначально должно происходить особым образом.- Без навязывания цвету форм. В первом семилетии происходит только знакомство с цветом.

 

Цель этих занятий - не учить ребенка «рисовать», вырисовывать цветами какие-то предметы, а создать условия для переживания самого качества цвета.

 

Для этого работа делается в технике «мокрым по мокрому»: на влажный лист наносится жидкая акварельная краска. При таком способе краски легко смешиваются, получаются красивые переходы, не остается четких граничных линий.

 

Это дает возможность ребенку проявлять свою фантазию и чувствовать именно цвет, не подчиненный служению форме или предметности.

 

(Прим. Цвелика А.М.Я бы сказал тверже – не просто подчиненный предметности, прямо-таки порабощенный предметным сознанием

 

Живопись осуществляется с помощью трех основных цветов, красного, желтого и синего.

(Примечание А.Ц. - Достаточно иметь в запасе красок: два оттенка желтого, два оттенка красного, два - синего. Обычно: лимонный желтый и теплый желтый (желтый средний, или: кадмий желтый средний, или просто желтый, производители называют по разному); алый красный и кармин красный; бирюзовый голубой (тюркис) и глубокий синий (ультрамарин).

Категорически НЕ рекомендуется терапевтами «прусский синий», к сожалению столь,распространенный с легкой руки фирмы «Штокмар» и внедрившийся в повседневную практику вальдорфских школ в Европе. Он дает в смешении с желтым тяжелый депрессивный зеленый, совсем не передающий радость и свежесть весенней новой зелени. Сам по себепри плотном нанесении он дает серовато-зеленоватые оттенки индигового типа, это НЕ СПЕКТРАЛЬНЫЙ ЦВЕТ, его нет в радуге!)

Вначале каждый цвет проживается – им красят отдельно - в течение какого-то времени, затем предлагается два цвета, и у ребенка на глазах происходит чудо рождения как бы невзначай нового цвета. Старшие дети уже могут пользоваться тремя цветами сразу.

(Комментарий А.Ц.взрослые часто сразу же кидаются рассказывать и показывать детям, какие цвета получаются из смешения красок. Подождите, дайте сначала насытится, прожить до глубины встречу с одним цветом в его переливах и дыхании! Так же, как дети хотят вновь и вновь слушать всю ту же знакомую сказку, погружаясь в ее атмосферу всем своим существом – так же нужно им до глубины напитаться настроением и восприятием одного цвета, прежде чем заниматься «сочетаниями и перестановками», на которые так падки взрослые. Даже когда дети получают два цвета, не следует тотчас начинать направлять их на эксперименты со смешением – для начала им надо и здесь прожить простое – как звучит один цвет РЯДОМ с другим, познакомить, «подружить»… Дать цветам ПОГОВОРИТЬ друг с другом – в этом они еще раз покажут свой индивидуальный характер. Дать каждому проявиться в ОТНОШЕНИЯХ, прежде чем они соединятся теснее и создадут что-то новое совместно!)

 

Для живописи выбирается хорошая плотная акварельная бумага большого формата (А3) и широкая плоская не очень мягкая кисточка, что очень удобно для маленького ребенка. Рисунок всегда получается красивыми и живописными. Когда он высох, можно вместе с ребенком порассматривать его еще раз. Подметить, где цвет получился более насыщенным, а где бледным, какие причудливые образы можно найти на картине. В дальнейшем такие работы можно использовать для создания фонариков, открыток, как основу для вырезания.

>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: