(как написать эссе по художественному фильму / книге)
Всякое произведение есть не только результат труда его автора, но и продукт своей эпохи. Поэтому каждое произведение может рассказать нам о своем времени, помочь понять дух и настроения эпохи.
В сущности речь идет о довольно стандартном анализе исторического источника. Однако наш источник в данном случае необычный - художественное произведение (фильм / книга). Историки не так часто обращаются к источникам данного типа, а некоторые (кто так и не усвоил понятие "исторический источник") даже не считают художественный текст историческим источником.
Алгоритм действия
1) Выберите из списка любой фильм и посмотрите его / книгу - и прочтите ее.
2) Обдумайте увиденное / прочитанное, запишите свои самые яркие, в том числе сугубо эмоциональные, впечатления. Ответьте (письменно) в самой общей форме на вопрос: о чем этот фильм / эта книга?
3) Посмотрите фильм еще раз (перечитайте книгу - можно бегло) для того, чтобы зафиксировать (письменно) следующие положения:
· какие проблемы ставятся в произведении? как эти проблемы категоризируют (обозначают, называют) персонажи фильма и (если он есть) автор (человек, ведущий повествование, иногда это просто закадровый голос)?
· категоризируйте выделенные проблемы самостоятельно, используя научный язык (специальные термины). Например, в фильме А. дерется с черными американцами и жалуется на засилье черных. А. формулирует проблему: "эти ниггеры достали". Вы формулируете проблему: "межрасовые отношения в США"
· составьте список действующих лиц, в т.ч. эпизодических - часто они оказываются важными персонажами
4) Соберите научный материал (научные статьи, научные монографии) по выявленным Вами в произведении проблемам. Ознакомьтесь с этим материалом.
Вы должны лучше понять представленную в произведении проблематику (например, Вы обнаружите прототипы некоторых персонажей или узнаете дополнительную информацию об исторических деятелях, фигурирующих в произведении).
В итоге Вы должны ответить на вопрос: какие конкретные исторические события прямо или косвенно отображены в произведении (Например, теперь Вы уточните: "речь идет о межрасовых волнениях 1943 г. в Детройте, известных в американской историографии как Detroit Race Riot")
5) Выберите одну из представленных в произведении проблем. Посмотрите фильм еще раз (перечитайте книгу - можно бегло), для того чтобы
· зафиксировать (письменно) позицию каждого персонажа по данной проблеме (отношение, поступки, аргументы и т.п.);
· проследите раскрытие и эволюцию (если они имеются) позиций персонажей;
· какие группы (социальные, национальные, профессиональные, возрастные, гендерные и т.п.) представляют персонажи. Иначе говоря, с какими группами автор фильма соотносит ту или иную позицию
· проследите позиции персонажей (отношение, поступки, контраргументы и т.п.) по отношению к позициям друг друга;
· как эволюционировали позиции персонажей по отношению к позициям друг друга;
· под воздействием каких факторов происходило развитие позиций персонажей и проблемы в целом. Иначе говоря, какие факторы, по мнению создателей фильма, являются для развития данной проблемы решающими
6) Соберите материал по истории данного произведения
· как возник замысел, как менялся сюжет и т.п.
· К какому направлению в истории кино / литературы принадлежит данное произведение (например, "новая волна", новый Голливуд", "неореализм" и т.п.), в чем заключаются особенности данного направления и как они связаны с постановкой и раскрытием выделенной проблемы.
· Существует ли временной зазор между временем создания произведения и событиями, представленными в произведении? Если зазор существует (произведение повествует о прошлом или будущем - это может быть фантастическое произведение), то какие явления, относящиеся ко времени создания произведения, и каким образом влияют на интерпретацию поставленных в произведении проблем.
· в чем заключается, на Ваш взгляд, основное смысловое послание фильма (что хотел сказать автор) относительно выделенной проблемы
· какое воздействие фильм оказал на формирование общественного мнения по данной проблеме
Глоссарий
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем. Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение автором главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.
Литература (поможет Вам разобраться в устройстве художественного произведения и познакомится с некоторыми методами его анализа)
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2002.
Павлов А. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. М., 2014. https://postnauka.ru/books/26931
Оформление произвольное (главное - укажите свои имя и фамилию). Эссе пишется в свободной форме, однако придерживайтесь структуры. Список источников и литературы, сноски - как в курсовой.
Структура эссе
1. Общая информация о произведении, история его создания (не более 2 страниц)
2. Проблематика произведения, ее анализ (не более 8 страниц)
3. Значение данного произведения для своего времени (к каким проблемам было привлечено внимание современников, каким было воздействие произведения) и для настоящего (что оно дает Вам для понимания того времени, когда данное произведение было создано, и того общества, в котором и для которого оно было создано) (не более 2 страниц)
Общий объем - от 10 до 12 страниц, 12 шрифт, одинарный интервал.