Сущность бюджетного федерализма
В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Бюджетное регулирование — в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов
Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов.
Горизонтальное выравнивание - пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.
Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Инструменты вертикального и горизонтального регулирования
Финансовые инструменты вертикального регулирования – собственные (полностью поступающие в один уровень бюджета) и закрепленные (поступающие в несколько видов бюджета) налоги. Примерами собственных налогов являются: НДС, акцизы на нефть и газ, которые полностью поступают в федеральный бюджет. Для региональных бюджетов собственные налоги – это налог на имущество юридических лиц, транспортный, на игорный бизнес. Для местных бюджетов – это налог на землю и на имущество физических лиц. Примерами закрепленных или разделяемых налогов являются налог на прибыль (при ставке 24 % 6,5 % идет в федеральный бюджет, а 17,5 % – в бюджет субъекта РФ), НДФЛ – поступает в региональные бюджеты, которые «делятся» им с местными бюджетами; разделяются также налоги на малый бизнес, на добычу природных ископаемых и т. д.
|
|
Финансовые инструменты горизонтального регулирования межбюджетные трансфертыили финансовая помощь, которая во всех формах является, как правило, безвозмездной и безвозвратной, однако она различается по целям:1) дотации(нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания);2) субвенции(целевая помощь);3) субсидии(долевая помощь);4) бюджетные кредиты(возвратные, но недорогие,1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ);
3)ФОРМЫМЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРОВМежбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:
финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса;
субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством;
средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
бюджетных кредитов местным бюджетам в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса.
4)Бюджетная Децентрализация и централизция
|
|
Бюджетная децентрализация взаимосвязана с процессами географической децентрализации и децентрализации системы принятия административных решений, однако имеет ряд отличий.
Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа. преимущества бюджетной централизации
Они выражаются в разноуровневых возможностях регионов, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие:
1) возможности сохранения макроэкономической стабильности;
2) поддержание инвестиционной активности, особенно важной в периоды экономического спада;
3) поддержание сопоставимого уровня потребления общественных благ по территории страны;
|
|
4) существенные возможности выравнивания весьма дифференцированной душевой бюджетной обеспеченности, что особенно актуально для России;
5) наличие относительно более высокой компетенции и квалификации управленческих кадров центральных органов управления.
Модель децентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов. По этому критерию центральная власть берет на себя расходы, связанные с гарантиями, установленными законами государства. Это характерно, например, для Канады.
Умеренно централизованная, социально ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов. Подобными являются бюджетные модели Германии, Швейцарии.
Максимально централизованная, социально ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблемы реализации принципа бюджетного федерализма. Это характерно для шведской модели.
5) Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) | Германская (фискальный федерализм) |
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») | 1. совместные налоги («один налог — три бюджета») |
2. самостоятельность в расходах | 2. совместное регулирование расходов |
3. непринятие «мандатов» | 3. «финансируемые мандаты» |
4. слабое выравнивание | 4. сильное выравнивание |
5. свобода заимствований | 5. ограничения заимствований |
6. возможность «банкротства» | 6. помощь кризисным регионам |
Модель конкурентного федерализма используется в США. Для нее характерно наличие собственных налогов, самостоятельность в бюджете, слабое выравнивание, свобода заимствований и высокая вероятность возникновения банкротства.
Суть конкурентного федерализма заключается в том, что участники федеральных отношений рассматриваются как конкуренты во взаимоотношениях центров и регионов, центрального и регионального правительства, юридических и физических лиц, действующих на территории.
|
|
Для модели конкурентного федерализма характерна высокая степень автономности. Помимо налогов на международную торговлю, отнесенных к компетенции федерального правительства, и налогов на имущество, закрепленных за правительствами штатов и местными органами власти, доступ к остальным уровням налоговой базы открыт для всех уровней бюджетной системы. Правительство штатов имеет право самостоятельно вводить любые налоги, устанавливать налоговые ставки, если они не противоречат конституции.
Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.
7) модель бюджетного федерализма в России. Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются её государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).
Бюджетный федерализм в России можно отнести к кооперативной модели, что предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по межбюджетным взаимоотношениям.
При этом федеральное бюджетное законодательство в РФ верховенствует над бюджетным законодательством субъектов федерации. Общая законодательная модель бюджетного федерализма в России представлена