Модели бюджетного федерализма





Сущность бюджетного федерализма

В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законода­тельное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Бюджетное регулирование — в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов

Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов.

Горизонтальное выравнивание - пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Инструменты вертикального и горизонтального регулирования

Финансовые инструменты вертикального регулирования– собственные (полностью поступающие в один уровень бюджета) и закрепленные (поступающие в несколько видов бюджета) налоги. Примерами собственных налогов являются: НДС, акцизы на нефть и газ, которые полностью поступают в федеральный бюджет.Для региональных бюджетов собственные налоги – это налог на имущество юридических лиц, транспортный, на игорный бизнес. Для местных бюджетов – это налог на землю и на имущество физических лиц. Примерами закрепленных или разделяемых налогов являются налог на прибыль (при ставке 24 % 6,5 % идет в федеральный бюджет, а 17,5 % – в бюджет субъекта РФ), НДФЛ – поступает в региональные бюджеты, которые «делятся» им с местными бюджетами; разделяются также налоги на малый бизнес, на добычу природных ископаемых и т. д.

Финансовые инструменты горизонтального регулирования межбюджетные трансфертыили финансовая помощь, которая во всех формах является, как правило, безвозмездной и безвозвратной, однако она различается по целям:1) дотации(нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания);2) субвенции(целевая помощь);3) субсидии(долевая помощь);4) бюджетные кредиты(возвратные, но недорогие,1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ);

3)ФОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРОВМежбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляютсяв форме:
финансовойпомощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса;
субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством;
средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
бюджетных кредитов местным бюджетам в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса.
4)Бюджетная Децентрализация и централизция

Бюджетная децентрализация взаимосвязана с процессами географической децентрализации и децентрализации системы принятия административных решений, однако имеет ряд отличий.

Децентрализа́ция — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.преимущества бюджетной централизации

Они выражаются в разноуровневых возможностях регионов, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие:

1) возможности сохранения макроэкономической стабильности;

2) поддержание инвестиционной активности, особенно важной в периоды экономического спада;

3) поддержание сопоставимого уровня потребления общественных благ по территории страны;

4) существенные возможности выравнивания весьма дифференцированной душевой бюджетной обеспеченности, что особенно актуально для России;

5) наличие относительно более высокой компетенции и квалификации управленческих кадров центральных органов управления.

 

Модельдецентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов. По этому критерию центральная власть берет на себя расходы, связанные с гарантиями, установленными законами государства. Это характерно, например, для Канады.

Умеренно централизованная, социально ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов. Подобными являются бюджетные модели Германии, Швейцарии.

Максимально централизованная, социально ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблемы реализации принципа бюджетного федерализма. Это характерно для шведской модели.

5) Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Модели бюджетного федерализма

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») 1. совместные налоги («один налог — три бюджета»)
2. самостоятельность в расходах 2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов» 3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание 4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований 5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства» 6. помощь кризисным регионам

Модель конкурентного федерализма используется в США. Для нее характерно наличие собственных налогов, самостоятельность в бюджете, слабое выравнивание, свобода заимствований и высокая вероятность возникновения банкротства.

Суть конкурентного федерализма заключается в том, что участники федеральных отношений рассматриваются как конкуренты во взаимоотношениях центров и регионов, центрального и регионального правительства, юридических и физических лиц, действующих на территории.

Для модели конкурентного федерализма характерна высокая степень автономности. Помимо налогов на международную торговлю, отнесенных к компетенции федерального правительства, и налогов на имущество, закрепленных за правительствами штатов и местными органами власти, доступ к остальным уровням налоговой базы открыт для всех уровней бюджетной системы. Правительство штатов имеет право самостоятельно вводить любые налоги, устанавливать налоговые ставки, если они не противоречат конституции.

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

7) модель бюджетного федерализма в России. Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней.

Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются её государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений).

Бюджетный федерализм в России можно отнести к кооперативной модели, что предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по межбюджетным взаимоотношениям.

При этом федеральное бюджетное законодательство в РФ верховенствует над бюджетным законодательством субъектов федерации. Общая законодательная модель бюджетного федерализма в России представлена

 





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.