ЭТАПЫ ОПЕРАЦИИ УДАЛЕНИЯ ЗУБА




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ № 2

 

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА

4 КУРСЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДЕТСКОЙ

ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ

ТЕМА: ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБА У ДЕТЕЙ.

 

 

Время 3 часа 30 минут


УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Изучить особенности детского организма и показания к удалению зубов у детей.

2. Изучить особенности удаления зубов у детей.

3. Изучить основные принципы деонтологии при работе с детьми.

 

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ: таблицы, слайды, фантом, инструменты для удаления зубов. Занятие проводится в стационаре челюстно-лицевой хирургии, хирургическом кабинете детской стоматологической поликлиники

3. ВОПРОСЫ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

1. Анатомия зубочелюстной системы.

2. Показания к удалению зубов.

3. Этапы удаления зубов.

4. Инструменты для удаления зубов.

5. Ошибки и осложнения удаления зубов.

 

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ НА ЗАНЯТИИ

1. Анатомические особенности зубов и челюстей у детей.

2. Периоды смены зубов.

3. Показания к удалению зубов у детей.

4. Этапы удаления зубов у детей.

5. Особенности техники удаления зубов у детей.

6. Ошибки и осложнения удаления зубов у детей.

РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

1. Введение – 10 мин.

2. Тестовый контроль исходного уровня знаний – 20 минут.

3. Устное собеседование по вопросам занятия - 40 минут.

4. Проведение операции удаления зуба на фантоме – 20 минут.

5. Работа с больными –120 минут.

6. Разбор ситуационных задач по теме занятия – 20 минут.

7. Рецензия историй болезни - 30 минут.

8. Итоговый контроль, домашнее задание – 10 минут.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

После проверки присутствующих преподаватель знакомит студентов с задачами и темой практического занятия. Значимость темы определена особенностями операции удаления зубов в детской хирургической стоматологии. Контроль исходного уровня знаний проводится в виде тестовых и ситуационных задач. В учебном классе студенты проводят удаление зубов на фантомах. В перевязочной и хирургическом кабинете студенты, по 3-4 человека в каждой подгруппе, знакомятся с операцией удаления зуба в детской стоматологии. Студенты под контролем преподавателя проводят удаление зубов пациентам детского возраста. Преподаватель проводит коррекцию практических навыков. Итоговый уровень знаний по данной теме определяется с помощью опроса, во время которого преподаватель оценивает знания студентов, корректирует их. В заключение преподаватель дает характеристику работы группы. Отмечается степень подготовленности студентов. Дается задание к следующему занятию.

ХОД ЗАНЯТИЙ

ПОКАЗАНИЯ К УДАЛЕНИЮ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ:

I. Временный прикус (до 6 лет).

1. Временные зубы, прорезавшиеся при рождении.

2.Острые одонтогенные заболевания (гнойный периостит, остеомиелит, лимфадениты, абсцессы и флегмоны).

3.Неэффектное лечение хронического гранулирующего периодонтита при распространении процесса на фолликул постоянного зуба.

4. Резорбция более половины длины корня и подвижность зуба II – III степени.

5.Удаление вследствие травмы или травматической дистопии резцов при резорбции корней.

 

II. Сменный прикус (с 6 до 11 лет).

1. Острые одонтогенные заболевания (гнойный периостит, лимфаденит, абсцессы и флегмоны):

· при резорбции более половины длины корня временного зуба;

· если зуб не подлежит консервативному лечению.

2.Одонтогенный остеомиелит челюстей.

3.Острый пульпит и периодонтит временных моляров у детей 9 – 10 лет.

4.Неэффективность лечения хронического периодонтита временных и постоянных зубов.

5.Распространение очага воспаления на межкорневые перегородки многокорневых временных и постоянных зубов.

6.Наличие временного зуба или его корней при прорезавшемся постоянном.

7.Запоздалая резорбция корней временного зуба, который препятствует своевременному прорезыванию постоянного.

8.Все виды травматических переломов корня временного зуба и перелом корня постоянного при невозможности использовать его под штифтовой зуб.

9. Перелом коронки зуба при резорбции его корня.

10.Удаление временных зубов вследствие травмы.

11.Временные и постоянные зубы, находящиеся в линии перелома челюсти.

 

III. Постоянный прикус (11 – 15 лет).

1. Зубы, являющиеся источником одонтогенного остеомиелита (преимущественно моляры).

2. Зубы с хроническим гранулирующим или гранулематозным периодонтитом не поддающимся лечению (консервативному или хирургическому).

3. Значительное разрушение коронковой части зуба при невозможности использования его корня для протезирования.

4. Осложнения, связанные с лечением зубов (перфорация дна пульповой камеры или корня зуба при обострении воспалительного процесса).

5. Сверхкомплектные, ретенированные зубы, не имеющие условий для прорезывания.

6. Временные зубы, сохранившиеся до 15 лет при наличии правильно расположенных постоянных (по данным рентгенологического исследования).

7. Зубы, расположенные в линии перелома челюсти:

· интактные, затрудняющие репозицию отломков;

· зубы с хроническим воспалительным процессом в области верхушек корней, не препятствующие репозиции отломков.

8. Оскольчатый или продольный перелом корня.

9. Ортодонтические показания.

10. Сверхкомплектные, а также комплектные резко дистопированные зубы, которые невозможно переместить в обычное положение современными ортодонтическими и хирургическими методами.

ЭТАПЫОПЕРАЦИИ УДАЛЕНИЯ ЗУБА

1. Сепарация – отделение круговой связки от шейки зуба и десны от альвеолярного отростка.

Основное правило: тщательность проведения.

2. Наложение щипцов на зуб.

Основное правило: ось щечек щипцов должна совпадать с осью зуба.

3. Продвижение щечек щипцов.

При удалении зубов с сохранившейся коронкой, щечки щипцов продвигают до шейки зуба. При рассасывании кости вокруг зуба допустимо продвинуть щипцы глубже, на верхнюю часть корня. При удалении корней зубов щипцы накладываются на край альвеолы.

Основное правило: ось щечек должна совпадать с осью зуба.

4. Фиксация или смыкание щипцов.

Щипцы и удаляемый зуб должны составлять «единое целое». Зуб и щипцы при этом образуют общее плечо рычага.

5. Вывихивание зуба.

Происходит разрыв волокон периодонта, связывающих зуб со стенками лунки.

Возможны два способа вывихивания:

· люксация – качательные (маятникообразные) движения в вестибулярно-оральном направлении;

· ротация – вращательные движения вокруг оси зуба на 20-280 в одну, а затем в другую сторону. Ротация возможна при вывихивании: 11, 12, 13, 21, 22, 23 и разъединенных корней 14, 24, 17, 18, 26, 27, 28.;

Основные правила:

а) первое вывихивающее движение следует начинать в сторону наименьшего сопротивления (где стенка лунки тоньше);

Вестибулярная стенка альвеолярного отростка обычно тоньше, чем небная. Поэтому первое вывихивающее движение при удалении зубов и корней зубов верхней челюсти следует делать в вестибулярную сторону (наружу). Исключение составляют 16 и 26 зубы, т.к. на уровне этих зубов проходит скулоальвеолярный гребень, утолщающий наружную стенку. Поэтому, при удалении этих зубов – первое вывихивающее движение осуществляется в небную сторону. При удалении нижних зубов наличие наружной косой линии в области моляров приводит к тому, что при удалении этих зубов первое движение необходимо сделать в оральную сторону.

б) первое вывихивающее движение делайте слабым, следует постепенно увеличивать амплитуду колебаний.

6. Извлечение зуба из лунки. Производится, когда связь зуба с тканями, удерживающими его в лунке, потеряна полностью. Осуществляется плавно, без рывков.

7. Кюретаж лунки.

Основное правило: кюретажная ложка, должна по размеру соответствовать лунке. На верхней челюсти следует помнить о наличии верхнечелюстной пазухи.

8. Обеспечение образования полноценного сгустка и сближение краев лунки с помощью марлевых тампонов.

Основное правило: сгусток должен быть полноценным, т.е. не выходить за пределы лунки (не быть рыхлым, перекрывающим края лунки).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: