Целевая комплексная региональная программа социально-культурного развития разрабатывается как опыт целостной профессиональной деятельности работников социокультурной сферы, адекватно отражающей структуру и содержание профессионального мастерства работников социокультурной деятельности, состояние материально-технической базы учреждений социокультурной сферы, внешние связи учреждений социально-культурной сферы с другими учреждениями культуры и искусства, социальной работы на основе программ-договоров содружества.
Данная программа направлена как на развитие социокультурного состояния региона, основных профессиональных качеств работников социокультурной сферы, необходимых для выполнения организаторских, технологических, инвестиционных, воспитательных и художественных задач, так и материальнотехнической базы социокультурных учреждений с другими учреждениями культуры и искусства «город-село».
Формирование целевой комплексной региональной социально-культурной программы осуществляется в следующей педагогической и философско-социологической логике:
от анализа современного состояния социальнокультурной сферы, материально-технической базы и кадров к осмыслению реальных условий социокультурной деятельности на основе имеющихся у них возможностей и резервов, к наиболее полному, глубокому и сознательному пониманию сущности каждого конкретного компонента учреждении социокультурной сферы и от последнего к реализации программы.
Современное культурное пространство невозможно представить вне профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров отрасли культуры в искусства и вне соответствующей системы образовательных учреждений, ориентированных на просвещение нравственное воспитание, сохранение и укрепление культурных традиций в преемственности поколений в культуре. Развитие отечественного хулу явственного образования неразрывно связано с дальнейшей интеграцией России в мировой культурный процесс при непременном сохранения уникальных национальных традиций по подготовке профессиональных кадров отрасли культуры и искусства. Проблемы сохранения и развития единого культурного пространства, многонационального культурного наследия народов России, совершенствования отечественной системы образования а науки, проблема сознания, наконец, социокультурных условий развита современной личности остаются сегодня крайне злободневными. Остро стоит перед всей Россией и требует своего незамедлительного решения вопрос формирования обновленной системы и подготовки новых кадров для культурного функционирования нации.
|
Стратегия социокультурного развития региона как предмет политики и практики.
Под социокультурным развитием региона понимается динамическая смена целевых и ценностных установок или стратегий освоения территории. Эти стратегии рождаются в конкретно-исторических условиях и во многом определены теми ценностями, которые характерны для культуры социума, сформировавшего их. Иными словами, построение стратегий социокультурного освоения территории – это непременно историко-географическая оценка взаимовлияния пространства, власти и культуры в истории конкретного региона.
|
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.
Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне республики, области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей.
Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:
Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной культурной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.
Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.
|
В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.
Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления. В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.
Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д.
Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.
Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.
Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.
основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры - Система взглядов на что-н.; основная мысль чего-н.