ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ




«Скорая помощь в выборе профессии»

Технология «Скорая помощь в выборе профессии» представляет собой групповую экспресс-диагностику профессиональных интересов с использованием Анкеты самоопределения и Матрицы выбора профессии. В ходе мотивационной беседы учащиеся узнают о целях предстоящей работы.

Мотивационная беседа

Важнейшая задача первого этапа работы — установление контакта с классом. Доверительная атмосфера будет достигнута, если взрослый убедит ребят в ценности этой работы для них и конфиденциальности всей информации. Доброжелательный тон и чувство защищенности позволят ребятам быть откровенными в ходе этой и других видов работ.

Лучше, чтобы на уроке не присутствовали посторонние, в том числе представители администрации и другие учителя, которым трудно удержаться от замечаний типа «Покажите себя с лучшей стороны», «Вы знаете, как надо отвечать, чтобы не подвести школу» и т. д. Нередко они подсказывают «правильные» ответы, вслух комментируют их. В этом случае могут включиться нежелательные поведенческие стереотипы учащихся, искажающие результаты самодиагностики.

В ходе мотивационной беседы, которая не должна превышать 10 минут, учащиеся узнают о целях предстоящей работы и ее важности. Вот примерный текст беседы:

Работа занимает примерно третью часть жизни. Обидно потратить столько времени на дело, не приносящее не удовольствия, ни пользы. Правильный выбор профессии позволяет проявить свои способности, избежать разочарования, обеспечить себя и свою семью. Любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи.

Чтобы стать профессионалом, надо, во-первых, правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей — интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными.

По данным социологических исследований, более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это — потерянные годы и выброшенные на ветер деньги. Между тем работодатели все меньше обращают внимание на высшее образование, качество которого снижается. И ребята, выбравшие профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа, быстрее добиваются успеха.

Выбор профессии — это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Задача взрослых – помочь вам получить достоверную информацию о ваших профессиональных интересах и склонностях, особенностях характера и мышления. Заполните, пожалуйста, бланк анкеты, и ответьте на все вопросы, ни с кем не советуясь. В конце урока те из вас, кто уже выбрал профессию, смогут подтвердить свой выбор или усомниться в нем, а те, кто еще не выбрал, смогут рассмотреть несколько вариантов.

Работа с Анкетой самоопределения

Анкетирование — это простой, экономичный и достаточно информативный метод, который используется на начальном этапе профориентационной работы и помогает учащимся осознать мотивы своих поступков, расширить спектр своих выборов, задуматься об их последствиях. Взрослым анкетирование дает возможность более целенаправленно вести профориентационную работу и оценивать ее эффективность.

Каждый учащийся заносит в анкету свои данные (имя, фамилия, школа, класс). Следует сказать, что вся информация является конфиденциальной, то есть закрытой, и другим людям (даже родителям) может передаваться только с согласия подростка.

Объясните ребятам, что не следует ни с кем обсуждать вопросы анкеты и свои ответы: это может исказить результаты диагностики и привести к ошибочному решению.

Анкета самоопределения служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. Кроме того, эта информация поможет уточнить направления психолого-профориентационной работы с классом.

Ключевым вопросом анкеты является вопрос о выборе профессии. Респондент, выбравший профессию, переходит к вопросу № 2, который может прояснить мотивы этого выбора.

1. Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую

2. Что повлияло на ваш выбор? (для тех, кто уже выбрал – не более трех вариантов)

1) высокая зарплата

2) престижно

3) мне это интересно

4) посоветовали родители

5) возможность трудоустройства

На вопрос № 3 отвечают респонденты, еще не выбравшие профессию. Их ответы помогут увидеть причины, затрудняющие выбор, и наметить пути психолого-педагогической помощи соответствующим группам учащихся:

3. Если не выбрали, то почему? (для тех, кто еще не выбрал)

1) плохо знаю мир профессий

2) плохо знаю свои возможности

3) не могу выбрать из разных вариантов

4) не знаю, как выбирать профессию

5) еще не задумывался об этом

На вопрос № 4 отвечают выбравшие профессию. Смысл вопроса в том, чтобы дать подросткам возможность увидеть множество условий правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора:

4. Что вы знаете о своей будущей профессии? (для тех, кто уже выбрал профессию – не более трех вариантов)

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) все вышеперечисленное

6) ничего

Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респондентов. Данный пункт анкеты позволяет озвучить достоверную информацию о средней заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может повлиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей.

5. Знаете ли вы средний размер заработной платы в своем регионе? Когда вы будете работать, то планируете зарабатывать (один вариант)

1) примерно столько

2) в два раза больше

3) в три раза больше

4) в десять раз больше

5) не думаю об этом

Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) логически связан с предыдущим. Респонденты должны задуматься над тем, какую цену они готовы платить за большую зарплат.

6. В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):

1) небольшой, но стабильный доход

2) много работать и много получать

3) мало работать и мало получать

4) возможность высокой прибыли с риском все потерять

5) не думаю об этом

Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации:

7. При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трех вариантов)

1) деньги

2) связи

3) трудолюбие

4) способности

5) образование

6) случай

Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения своих целей. Такого рода показатели отражают «феномен цены» (В. С. Магун), которая должна быть заплачена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Это наглядно проявляется в зрелый период жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения, ошибочные цели и планы. Но подростки тоже способны осознать этот феномен.

Вопрос № 8 включен для учащихся, выбирающих профиль обучения. Осознанное желание самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки и результаты психологической диагностики.

8. Желательный для вас профиль обучения

9. Желательный для вас способ получения профессии

1) среднее профессиональное образование

2) высшее профессиональное образование

3) обучение на рабочем месте, курсы

4) обучение не требуется

Анкетирование учащихся 8-9 классов по Анкете самоопределения в начале и конце учебного года – это, по сути, социально-психологический мониторинг, который позволяет увидеть взаимосвязь различных факторов самоопределения, выявить объективные и субъективные причины, искажающие профессиональный выбор и негативно влияющие на личностное развитие подростка.

Подобная форма работы актуализирует процесс самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое будущее. Специалистам, занимающимся профориентационной работой в школе, мониторинг поможет определить приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.

Логическим продолжением работы с Анкетой самоопределения является Матрица выбора профессии.

Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)

Матрица выбора профессии представляет собой поле, где по горизонтали расположены восемь названий объектов, или предметов деятельности, а по вертикали – восемь видов деятельности. В ходе работы уточняется значение этих понятий, затем каждый ученик выбирает конкретный вид и объект деятельности, и на пересечении этих двух колонок читает названия профессий, соответствующих его запросам. Образно говоря, методика позволяет выбрать профессию «с первого взгляда». Расширение спектра предметов, или объектов труда по сравнению с известной типологией Е.А. Климова позволяет более точно определить сферу профессиональных интересов, а выбор вида деятельности сужает поле выбора до конкретных профессий.

Инструкция

Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с Матрицей выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта

1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

2) Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)

3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)

5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7) Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)

8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта

1) Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2) Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4) Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископаемых)

5) Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7) Защита (охрана от болезней и враждебных действий)

8) Контроль и оценка (проверка и наблюдение)

В Матрице перечислены около 200 профессий. Их описание дано в учебно-методическом комплекте «Скорая помощь в выборе профессии» (Генезис, 2010), который может служить хорошим информационным дополнением к работе с Матрицей выбора профессии. В ходе знакомства представления учащихся о профессиях обычно меняются, становясь более реалистичными и обоснованными. Профессии, соответствующие предпочитаемым предметам и видам труда, учащиеся должны записать в Карту самодиагностики в конце Тетради самодиагностики.

 


  Человек Информация Финансы Техника
Управление   Администратор Менеджер по персоналу Секретарь Системный администратор Маркетолог Диспетчер Консультант по управлению Финансист Экономист Водитель Штурман Машинист Техник
Обслужи-вание   Продавец Менеджер по туризму Соцработник Медработник Оператор связи Информатик Гид-переводчик Менеджер по рекламе Инкассатор Бухгалтер Брокер Кассир Электромонтер Слесарь Инженер Автомеханик
Обучение и воспитание Воспитатель Тренер Школьный психолог Преподаватель Филолог Лингвист Преподаватель информатики Преподаватель Экономики Консультант по управлению Мастер производственного обучения Инструктор по вождению
Производство и добыча     Программист Редактор теле-радиопрограмм Web-дизайнер Верстальщик Журналист Кинооператор Финансист Экономист Бухгалтер Кассир   Электрик Слесарь Сварщик Фрезеровщик Станочник
Конструирование   Имиджмейкер Генетик Пластический хирург Переводчик Корреспондент Журналист Web-дизайнер Картограф Программист Аналитик Экономист Финансист Калькулятор Инженер-конструктор Инженер-рационализатор Автомеханик Техник Инженер по ТВ
Исследование   Психолог Физиолог Социолог Эксперт-криминалист Следователь Лаборант Социолог Математик Историк Маркетолог Статистик Аналитик Аудитор Экономист Аналитик Инженер-технолог Инженер-математик Испытатель Хронометражист Метролог
Защита   Адвокат Военный Врач Милиционер   Программист Нотариус Патентовед Страховой агент Антикризисный управляющий Юрисконсульт Инкассатор Инженер по ТБ Испытатель Пожарный Водолаз
Контроль и оценка   Прокурор Врач-эпидемиолог Контролер Программист Редактор Корректор Оператор Аудитор Бухгалтер-ревизор Контролер Налог. инспектор Инженер-технолог Инженер по ТБ Контролер Аппаратчик

Искусство Животные и растения Изделия и продукты Природные ресурсы
Режиссер театра и кино Дирижер Балетмейстер Продюсер Зоотехник Фермер Дрессировщик Почвовед   Менеджер по продажам Товаровед Логистик Мерчендайзер Инженер по кадастру Геодезист Техник-энергетик
Дизайнер Кинооператор Парикмахер Экскурсовод Агрохимик Зооинженер Животновод Растениевод Продавец Экспедитор Товаровед   Мелиоратор Эколог Техник-озеленитель
Учитель живописи Руководитель художественной студии Тренер лошадей Жокей Кинолог Преподаватель биологии Преподаватель спецпредметов Мастер производ. обучения Преподаватель Географии Эколог
Артист театра и кино Художник-иллюстратор Музыкант Кинооператор Ювелир Резчик по дереву Агроном-семеновод Зоотехник Селекционер Животновод Растениевод Провизор Инженер-технолог Повар Слесарь Швея   Горный инженер Гидролог Гидрогеолог Мастер леса Горнорабочий Нефтяник
Композитор Режиссер Дизайнер Артист Художник-иллюстратор Музыкант Архитектор ландшафта Селекционер Флорист Семеновод Агротехник Зоотехник Архитектор-градостроитель Инженер-технолог Модельер-конструктор Закройщик Монтажник Горный инженер Архитектор ландшафта Инженер-гидролог Техник-озеленитель
Киновед Искусствовед Литературовед Культуролог Биолог Микробиолог Зоопсихолог Агротехник Зоотехник Лаборант-эколог Археолог Санитарный врач Лаборант Товаровед Технолог Дегустатор Почвовед Метеоролог Геолог Техник-гидрогеолог Почвовед
Каскадер Реставратор Музейный работник Егерь Лесник Ветеринар Инспектор рыбнадзора Таможенник Врач-эпидемиолог Врач-диетолог Лаборант Инспектор по охране природы Мелиоратор Эколог Метеоролог
Редактор Критик (литературный) Музейный работник Оценщик Зооинженер Агроном Охотовед Агротехник Зоотехник Санинспектор Контролер Риэлтор Метролог Таможенник Радиолог Эколог Метеоролог

«Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной)

Групповая диагностика профессиональных интересов и склонностей с помощью 1-2 методик («Профиль», «Одно из двух») уточняет и конкретизирует профессиональные намерения учащихся.

В методике «Одно из двух») объединены две типологии, которые дополняют друг друга. По Климову, каждый человек согласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зависимости от предмета труда выделяют следующие группы: «человек», «техника» «природа», «знак», «художественный образ».

По Холланду, профессиональный успех зависит от соответствия профессионального типа человека (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический) выбранной профессиональной среде.

В методике сравниваются пары профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову.

Инструкция

Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом наиболее привлекательной из двух профессии поставьте «+». Например, если в паре «Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиотерапевта, поставьте «+» в строке «С».

 

Р                    
И                    
С                    
О                    
П                    
А                    
Техника Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И) Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р) Кассир (С)
Инженер-конструктор (И) Менеджер по автопродажам (П)
Авиадиспетчер (О) Дизайнер сайтов и компьютерных программ (А)
Природа Ветеринар (Р) Эколог (С)
Биолог-исследователь (И) Фермер (П)
Лаборант (О) Дрессировщик (А)
Агроном (Р) Санитарный врач (С)
Селекционер (И) Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Санитарный инспектор (О) Ландшафтный дизайнер (А)
Человек Массажист (Р) Воспитатель (С)
Преподаватель (И) Предприниматель (П)
Администратор (О) Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р) Врач (С)
Психолог (И) Торговый агент (П)
Страховой агент (О) Хореограф (А)
Искусство Ювелир-гравер (Р) Журналист (С)
Искусствовед (И) Продюсер (П)
Редактор (О) Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р) Экскурсовод (С)
Композитор (И) Арт-директор (П)
Музейный работник (О) Актер театра и кино (А)
Знак Верстальщик (Р) Гид-переводчик (С)
Лингвист (И) Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р) Юрисконсульт (С)
Программист (И) Брокер (П)
Бухгалтер (О) Литературный переводчик (А)

Узнать содержание профессий, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно с помощью профессиокарт учебно-методического комплекта «Скорая помощь в выборе профессии» (М., Генезис, 2010).

Обработка результатов

Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений. Их руками создан окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИП

Людей этого типа отличают независимость, оригинальность мышления, аналитические способности, умение формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, выдвигать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП

Люди этого типа предпочитают работу, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны развитая речь, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

ОФИСНЫЙ ТИП

Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТИП

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают обостренным восприятием, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.


«Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

Методика состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти видам возможных направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; геогра­фия и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело (направления соответствуют профильным классам).

Перед работой с методикой «Профиль» рекомендуется провести краткую мотивационную беседу о значении профессиональных интересов в жизни человека.

...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где нахо­дится этот город?» - спросил мальчик. "Этого никто не знает, - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.

С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгово­го дома, владелец банка. За три года изучил десять иностранных языков. Совершил путешест­вие вокруг света. Написал несколько книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет все бросил и увлекся археологией.

Он трудился без сна и отдыха, отдавая все свои силы и сбережения своей мечте, преодолевая малярию, несго­ворчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал ко­пать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. [1]

С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – «положение в обществе и богатство». Но ему этого было недостаточно. Положение и богатство для него были не целью, а средством. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы различают по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), глубине и длительности. Проявления интереса связаны с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Нередко интересы ребенка идут вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Инструкция

Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус. Если сомневаетесь – поставьте знак вопроса.

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   

Мне нравится …

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных

3. Выяснять устройство электроприборов

4. Читать научно-популярные технические журналы

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом

8. Наблюдать за работой медсестры, врача

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии

13. Ремонтировать бытовые электроприборы

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах

17. Участвовать в общественной жизни школы, города

18. Объяснять одноклассникам учебный материал

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни

21. Проводить опыты по физике

22. Ухаживать за животными, растениями

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды

25. Коллекционировать камни, минералы

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы

27. Читать биографии известных политиков, книги по истории

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов

30.Участвовать в военных играх, походах

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы

32. Замечать и объяснять природные явления

33. Собирать и ремонтировать компьютеры

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях

36.Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за друзьями и родственниками, если они заболели

39. Искать и находить способы зарабатывания денег

40. Заниматься физической культурой и спортом

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии

43. Разбираться в принципах работы электроприборов

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов

45. «Читать» географические и геологические карты

46. Участвовать в спектаклях, концертах

47. Изучать политику и экономику других стран

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет

50. Участвовать в спортивных соревнованиях

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять видов профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия и биология

3 – радиотехника и электроника

4 – механика и конструирование

5 – геогра­фия и геология

6 – литература и искусство

7 – история и политика

8 – педагогика и медицина

9 – предпринимательство и домоводство

10 – спорт и военное дело

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к предмету или виду деятельности. Максимальный балл — пять — говорит о ярко выраженном интересе. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.


МЫШЛЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: