От автора
До сих пор многие психологи, занимающиеся профдиагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсоном. Он был убежден, что достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.
В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трех кругов «хочу», «могу», «надо». Ее логика безупречна: будущая профессия должна нравиться («хочу»), соответствовать возможностям («могу») и быть востребованной в обществе («надо»).
Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что «можется», а надо что-то иное.
Даже качественная психологическая диагностика – это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?
Тестирование, как любое взаимодействие, способно задать вектор личностного развития – не будем упускать эту возможность!
Галина Резапкина
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Профильное обучение, которое призвано помочь учащимся в обоснованном и реалистичном выборе профессии и путей ее получения, при всей его актуальности не имеет достаточного теоретического и методического обеспечения. Поэтому особое значение приобретает поиск эффективных методов профдиагностики, не сводимой к одной констатации некоторых произвольно выбранных параметров, как это происходит сейчас.
Учебно-методический комплект «Время выбирать профессию. Развивающая диагностика в 8-9 классах» восполняет пробел в методическом обеспечении психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и будущей профессии. Его содержание составляют десять отечественные и зарубежные методики, тщательно отобранные, модернизированные и успешно апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг).
Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании учащихся 8-9 класса в целях диагностики:
1) профессиональных интересов и склонностей («Матрица выбора профессии», «Профиль», «Одно из двух»);
2) особенностей мышления («Тест интеллектуального потенциала», «Эрудит» (модификация методики ШТУР), Тест Беннета («Определение технических способностей»);
3) личностных особенностей («Определение уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»).
Главный смысл представленных в методическом пособии методов психологической диагностики – знакомство учащихся со своими психологическими особенностями для выбора профессии и профиля обучения.
Психодиагностику следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе, компонент систематической психолого-профориентационной работы.
Форма работы | Методики и время их проведения | |
Первый уровень | Общая групповая справочно-информационная профконсультация «Скорая помощь в выборе профессии» | Мотивационная беседа (10 мин) Анкета самоопределения (10 мин) Матрица выбора профессии (10 мин) |
Второй уровень | Общая групповая профконсультация «Профессиональные интересы и склонности» | «Профиль» и/или «Одно из двух» (по 15-20 мин) |
Третий уровень | Общая групповая профконсультация «Выбор профиля обучения» | Тест интеллектуального потенциала (20 мин) «Эрудит» (40 минут) «Определение уровня тревожности» (10 мин) |
Целевая групповая профконсультация «Выбор профиля обучения» | «Социальный интеллект» (15 мин) «Поведение в конфликтах» (15 мин) Определение технических способностей (20 мин) |
На результаты тестирования влияют эмоциональное состояние человека, его самочувствие, настроение. Поэтому психолог должен сделать все, чтобы снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей.
Соблюдение этих условий делает психологическую диагностику более достоверной и комфортной. Целесообразно ознакомить родителей с задачами и результатами этой работы, условиями приема и спецификой учебы в профильных классах.
Для удобства работы психолога ниже приводится таблица, в которой указаны десять профилей обучения и методы диагностики профессиональных интересов и склонностей, личностные особенности и особенностей мышления, результаты которых значимы для определенных профилей обучения:
Профиль | Профессиональные интересы и склонности | Мышление | Личностные особенности |
Физико-математический профиль | Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, механика-конструирование, радиотехника-электроника | «Эрудит»: физика и математика, «Поиск закономерностей», «Установление аналогий» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала | |
Естественно-научный профиль (физика и химия) | Матрица выбора профессии: техника, природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, химия-биология | «Эрудит»: физика и математика; естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала | |
Естественно-научный профиль (биология и географии) | Матрица выбора профессии: природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: химия-биология, география-геология | «Эрудит»: естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала | |
Социально-экономический профиль | Матрица выбора профессии: финансы «Одно из двух»: предпринимательский тип «Профиль»: предпринимательство, история-политика | «Эрудит»: общественные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуальной лабильности Тест интеллектуального потенциала | Поведение в конфликтах Социальный интеллект |
Гуманитарный профиль | Матрица выбора профессии: человек «Одно из двух»: социальный тип Опросник профессиональных склонностей: склонность к работе с людьми «Профиль»: педагогика-медицина | «Эрудит»: общественные, гуманитарные науки; «Аналогии»; «Обобщение»; «Классификация» Тест интеллектуального потенциала | Поведение в конфликтах Социальный интеллект |
Филологический профиль | Матрица выбора профессии: информация, искусство «Одно из двух»: интеллектуальный, артистический тип «Профиль»: литература-искусство | «Эрудит»: гуманитарные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуального потенциала | Социальный интеллект |
Информационно-технологический профиль | Матрица выбора профессии: информация, техника «Одно из двух»: интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика; радиотехника-электроника | «Эрудит»: физика и математика; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала | Высокий социальный интеллект |
Агро-технологический профиль | Матрица выбора профессии: природа, техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: география-геология | «Эрудит»: естественные науки, «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала | |
Индустриально - технологический профиль | Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: радиотехника- электроника, механика-конструирование | «Эрудит»: «Поиск закономерностей» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала | |
Художественно-эстетический профиль | Матрица выбора профессии: искусство «Одно из двух»: артистический тип «Профиль»: литература-искусство | «Эрудит»: гуманитарные науки Тест интеллектуального потенциала |
В комплект входит Тетрадь самодиагностики с бланками и опросниками, которые сконструированы таким образом, что учащиеся самостоятельно могут получить результаты и ознакомиться с интерпретацией. Карта самодиагностики в конце Тетради поможет учащимся систематизировать и обобщить информацию.
Психолог на основании этих данных может составить развернутый психологический портрет каждого ученика, а также дать обоснованные рекомендации педагогам и родителям учащихся по выбору профессии и профиля обучения.
Заключение должно быть написано грамотно, профессионально и корректно, в однозначных понятиях, доступных самому подростку, не должно содержать гипотез и категоричных формулировок.
Тетради самодиагностики необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.