РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ




От автора

До сих пор многие психологи, занимающиеся профдиагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсоном. Он был убежден, что достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.

В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трех кругов «хочу», «могу», «надо». Ее логика безупречна: будущая профессия должна нравиться («хочу»), соответствовать возможностям («могу») и быть востребованной в обществе («надо»).

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что «можется», а надо что-то иное.

Даже качественная психологическая диагностика – это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?

Тестирование, как любое взаимодействие, способно задать вектор личностного развития – не будем упускать эту возможность!

Галина Резапкина


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Профильное обучение, которое призвано помочь учащимся в обоснованном и реалистичном выборе профессии и путей ее получения, при всей его актуальности не имеет достаточного теоретического и методического обеспечения. Поэтому особое значение приобретает поиск эффективных методов профдиагностики, не сводимой к одной констатации некоторых произвольно выбранных параметров, как это происходит сейчас.

Учебно-методический комплект «Время выбирать профессию. Развивающая диагностика в 8-9 классах» восполняет пробел в методическом обеспечении психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и будущей профессии. Его содержание составляют десять отечественные и зарубежные методики, тщательно отобранные, модернизированные и успешно апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг).

Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании учащихся 8-9 класса в целях диагностики:

1) профессиональных интересов и склонностей («Матрица выбора профессии», «Профиль», «Одно из двух»);

2) особенностей мышления («Тест интеллектуального потенциала», «Эрудит» (модификация методики ШТУР), Тест Беннета («Определение технических способностей»);

3) личностных особенностей («Определение уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»).

Главный смысл представленных в методическом пособии методов психологической диагностики – знакомство учащихся со своими психологическими особенностями для выбора профессии и профиля обучения.

Психодиагностику следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе, компонент систематической психолого-профориентационной работы.

 

  Форма работы Методики и время их проведения
Первый уровень Общая групповая справочно-информационная профконсультация «Скорая помощь в выборе профессии» Мотивационная беседа (10 мин) Анкета самоопределения (10 мин) Матрица выбора профессии (10 мин)
Второй уровень Общая групповая профконсультация «Профессиональные интересы и склонности» «Профиль» и/или «Одно из двух» (по 15-20 мин)  
Третий уровень   Общая групповая профконсультация «Выбор профиля обучения»   Тест интеллектуального потенциала (20 мин) «Эрудит» (40 минут) «Определение уровня тревожности» (10 мин)
Целевая групповая профконсультация «Выбор профиля обучения»   «Социальный интеллект» (15 мин) «Поведение в конфликтах» (15 мин) Определение технических способностей (20 мин)

На результаты тестирования влияют эмоциональное состояние человека, его самочувствие, настроение. Поэтому психолог должен сделать все, чтобы снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей.

Соблюдение этих условий делает психологическую диагностику более достоверной и комфортной. Целесообразно ознакомить родителей с задачами и результатами этой работы, условиями приема и спецификой учебы в профильных классах.

Для удобства работы психолога ниже приводится таблица, в которой указаны десять профилей обучения и методы диагностики профессиональных интересов и склонностей, личностные особенности и особенностей мышления, результаты которых значимы для определенных профилей обучения:

 

Профиль Профессиональные интересы и склонности Мышление Личностные особенности
Физико-математический профиль Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, механика-конструирование, радиотехника-электроника «Эрудит»: физика и математика, «Поиск закономерностей», «Установление аналогий» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала  
Естественно-научный профиль (физика и химия) Матрица выбора профессии: техника, природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, химия-биология «Эрудит»: физика и математика; естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала  
Естественно-научный профиль (биология и географии) Матрица выбора профессии: природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: химия-биология, геогра­фия-геология «Эрудит»: естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала    
Социально-экономический профиль Матрица выбора профессии: финансы «Одно из двух»: предпринимательский тип «Профиль»: предпринимательство, история-политика «Эрудит»: общественные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуальной лабильности Тест интеллектуального потенциала Поведение в конфликтах Социальный интеллект
Гуманитарный профиль Матрица выбора профессии: человек «Одно из двух»: социальный тип Опросник профессиональных склонностей: склонность к работе с людьми «Профиль»: педагогика-медицина «Эрудит»: общественные, гуманитарные науки; «Аналогии»; «Обобщение»; «Классификация» Тест интеллектуального потенциала Поведение в конфликтах Социальный интеллект
Филологический профиль Матрица выбора профессии: информация, искусство «Одно из двух»: интеллектуальный, артистический тип «Профиль»: литература-искусство «Эрудит»: гуманитарные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуального потенциала Социальный интеллект  
Информационно-технологический профиль Матрица выбора профессии: информация, техника «Одно из двух»: интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика; радиотехника-электроника «Эрудит»: физика и математика; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала Высокий социальный интеллект  
Агро-технологический профиль Матрица выбора профессии: природа, техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: геогра­фия-геология «Эрудит»: естественные науки, «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала  
Индустриально - технологический профиль Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: радиотехника- электроника, механика-конструирование «Эрудит»: «Поиск закономерностей» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала  
Художественно-эстетический профиль Матрица выбора профессии: искусство «Одно из двух»: артистический тип «Профиль»: литература-искусство «Эрудит»: гуманитарные науки Тест интеллектуального потенциала  

В комплект входит Тетрадь самодиагностики с бланками и опросниками, которые сконструированы таким образом, что учащиеся самостоятельно могут получить результаты и ознакомиться с интерпретацией. Карта самодиагностики в конце Тетради поможет учащимся систематизировать и обобщить информацию.

Психолог на основании этих данных может составить развернутый психологический портрет каждого ученика, а также дать обоснованные рекомендации педагогам и родителям учащихся по выбору профессии и профиля обучения.

Заключение должно быть написано грамотно, профессионально и корректно, в однозначных понятиях, доступных самому подростку, не должно содержать гипотез и категоричных формулировок.

Тетради самодиагностики необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: