Имя философа и социолога XX века, который предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, её фальсификацию.




Тест «ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

Когда возникла философия науки как дисциплина?

A. первая половина XX вв.

B. вторая половина XX вв.

C. вторая половина XIX вв.

D. первая половина XIX вв.

 

Что является предметом философии науки?

A. Общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний в их историческом развитии.

B. Взаимоотношения института науки с социальной структурой общества социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

C. Общие тенденции функционирования науки, направленных на разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности

D. Статистическое изучение потоков научной информации и динамики информационных массивов науки.

 

Что такое «познание»?

A. объективная реальность, данная в сознании человека.

B. процесс приобретения и развития знания

C. форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний

D. творческая деятельность по получению нового знания

 

В чём практическая значимость философии науки?

A. только обобщение научных данных.

B. замены мира обыденного здравого смысла миром абстрактных символов.

C. не обладает непосредственной практической значимостью. Лишь теоретическая проблематика.

D. обобщение научных данных, осмысление многообразия отношений человеческого мышления к бытию.

 

Статус какого знания имеет философия науки?

A. науковедческого

B. историческо-социокультурного

C. естествоведческого

D. в зависимости от выбора научной дисциплины

 

Какова центральная проблема философии науки?

A. проблемы развития научного знания.

B. выделения критерия научности и ненаучности знания

C. проблема первичности духа или материи

D. проблема систематизации разрозненных научных знаний

 

Как соотносится философия с наукой?

A. философия - может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании.

B. философия - наука о первоначалах и первопричинах всего сущего

C. философия - одна из частных наук в ряду прочих

D. философия это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания.

 

Каковы особенности понятийного аппарата философии?

A. язык нацелен на схватывание и обозначение предметности в рамках потребностей.

B. язык в котором реальность образно намечается, опирается на сложную систему ассоциативного мировосприятия и символики

C. язык связан, как правило, с четкой и однозначной фиксацией термина и предмета.

D. нуждается в развитии языковых категорий, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания.

 

Как влияют научные открытия на философию?

A. взаимосвязь науки и философии разграничена

B. философия впитывает в себя достижения конкретных наук, с их помощью развивается.

C. важны только открытия в некоторых научных областях

D. научные достижения не в ходят в сферу компетенции философии.

В чем суть метода рефлексии?

A. получение объективного знания;

B. использование достижений других наук;

C. возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием;

D. следование от общего к частному.

 

11. Раскрытие взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд – это:

A. классификация;

B. систематизация;

C. унификация;

D. организация.

 

С какой функцией науки связан процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания?

A. культурная;

B. мировоззренческая;

C. социальная;

D. проективно-конструктивная.

 

Какими двумя основными способами постигает и овладевает человек окружающий мир?

A. духовный и информативный

B. духовный и материально-технический

C. материально-технический и логический

D. логический и информативный

 

Что такое верификация?

A. процесс субъективного установления истинности научных знаний

B. невозможность проверки научного утверждения на истинность

C. процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов

D. процесс установления ложности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов

 

Имя философа и социолога XX века, который предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, её фальсификацию.

A. К. Поппер

B. М. Фарадей

C. Ф. Франк

D. М. Полани

 

16. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

A. абсолютная истина;

B. эмпирически достоверное знание;

C. математически обоснованное знание;

D. совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

 

17. В современной западной философии второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной в филосо­фии науки, представленной особенно ярко в течениях:

A. рационализм

B. постпозитивизм.

C. позитивизм

D. экзистенциализм

18. Наиболее выдающиеся представители постпозитивизма внесли свой вклад в развитие философии науки следующими концепциями, принципами, идеями (выберите верное соотношение концепции и философа):

A. концепция «научных революций» – П. Фейерабенд

B. концепция «роста знания» – К. Поппер

C. концепция эпистемологической вседозволенности» – И. Лакатос

D. концепция «научно-исследовательской программы» – Т. Кун

 

 

19. Соотнесите текст с философом:

«Философ понимает изменение научного знания как серию сменя­ющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фунда­ментальных идей и методологических принципов (например, Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Любая науч­ная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогатель­ными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом мето­дологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. некоторый тип развитии… По мысли философа, особенности этих «объединений теорий» следующие: а) соперничество; б) универсаль­ность – они могут быть применены, в частности, и к этике и к эстетике; в) наличие предсказательной функции: каждый шаг «комплекса теорий» должен вести к увеличению содержания, к «теоретическому сдви­гу проблем»; г) основными этапами в их развитии являют­ся прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения»».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

20. Соотнесите текст с философом:

«Философ рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся. Отвергая антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с изменением нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Он отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, и его прогресса может в некоторой степе­ни противоречить распространенному идеалу науки как система­тизированной дедуктивной системы, который доминирует в европейской эпистемологии начиная с Евклида. Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целос­тности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволю­ция, изменение, развитие.

Для исследователя изменение знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспроверже­ние научных теорий и их замену лучшими и более удовлетвори­тельными теориями».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

 

21. Соотнесите текст с философом:

« Философ исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способству­ет росту знания и развитию личности. Он делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи, и мышление их создателей долж­ны быть рассмотрены как нечто диалектическое — сложное, хао­тичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмен­ное или однолинейный процесс».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

22. Соотнесите текст с философом:

«Общая схема (модель) историко-научного процесса, предло­женная философом включает в себя два основных этапа. Это «нор­мальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и — распад парадигмы, конкуренция между аль­тернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Он полагает, что переход одной парадигмы к другой через резкое изменение является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биоло­гического мира, представляет собой однонаправленный и необра­тимый процесс».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

23. Соотнесите текст с философом:

«Структура «объединения теорий», согласно идеям этого философа, следующая: а) «жесткое ядро» — целост­ная система фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющаяся во всех теориях данного «объединения теорий»; б) «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от опровержений; он может быть модифицирован, частично или полностью заме­нен при столкновении с контрпримерами; в) нормативные, мето­дологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («поло­жительная эвристика»), а каких путей следует избегать («негатив­ная эвристика»)».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

24. Соотнесите текст с философом:

«В своей концепции философ формулирует три основных требования к изменению знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вто­рых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Философ предлагает новый метод проверки знания, в противоположность методу, предложенному его предшественниками».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

 

25. Соотнесите текст с философом:

« Философ считает недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста, развития знания. Он ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни пери­оды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие. Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, «методологических директив», ко­торые философ не отвергает, но и не ограничивает их только правилами рациональными. Его методологическое кредо «все дозволено!» означало, что исследователи могут и должны использо­вать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются им заслуживающими внимания».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

26. Соотнесите текст с философом:

«По мысли философа, существует допарадигмальный период развития наук, который характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и ме­тодов исследования. Для этого периода в особенности характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ. С признания пара­дигмы начинается период «нормальной науки», где формулиру­ются и широко применяются (правда, не всеми и не всегда осоз­нанно) самые многообразные и разноуровневые (вплоть до фило­софских) методы, приемы и нормы научной деятельности… В ходе смены парадигмы происходит такой процесс, как сме­на «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает не­обходимость изменения методологических правил-предписаний. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундамен­тальных положений, что не было характерным для периода «нор­мальной науки»».

 

A. И. Лакатос

B. К. Поппер

C. П. Фейерабенд

D. Т. Кун

27.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

A. Античности;

B. Средних веков;

C. Возрождения;

D. Нового времени.

 

28.. Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. На какие группы разделил всё знание Аристотель, в зависимости от сферы его применения (выберите верное сочетание)?

A. теоретическое, практическое, творческое;

B. логическое, духовное, теоретическое;

C. теоретическое и творческое;

D. научное и практическое.

 

29. Установите последовательность возникновения гносеологических установок (выберите верное сочетание):

A. «Я верю, чтобы знать»; «Я знаю, что ничего не знаю»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем внутри языка».

B. «Я знаю, что ничего не знаю»; «Я верю, чтобы знать»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем внутри языка».

C. «Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем внутри языка»; «Я верю, чтобы знать»; «Я знаю, что ничего не знаю»;

D. «Мы живем внутри языка»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Я знаю, что ничего не знаю»; «Я верю, чтобы знать»;

 

30. Выберите верное сочетание соответствий философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

A. сциентистские направления – неопозитивизм, неокантианство; антисциентистские направления – неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни»;

B. сциентистские направления – неопозитивизм, «философия жизни», экзистенциализм; антисциентистские направления – неотомизм, неокантианство;

C. сциентистские направления – неопозитивизм, неокантианство, «философия жизни»; антисциентистские направления – неотомизм, экзистенциализм;

D. сциентистские направления – неотомизм, неопозитивизм; антисциентистские направления – экзистенциализм, «философия жизни», неокантианство.

 

31. Выберите верное сочетание соответствий определения истины историческим эпохам:

A. Античность: «Истина — это соответствие чувств и идей фактам»; Средние века: «Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)»; Новое время: «Бог, вот что является истиной»; XX в.: Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

B. Античность: «Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель); Средние века: «Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика)»; «Бог, вот что является истиной»; Новое время: XX в.: «Истина — это соответствие чувств и идей фактам».

C. Античность: «Бог, вот что является истиной»; Средние века: «Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)»; Новое время: «Истина — это соответствие чувств и идей фактам»; XX в.: Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

D. Античность: «Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)»; Средние века: «Бог, вот что является истиной»; Новое время: «Истина — это соответствие чувств и идей фактам»; XX в.: Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

 

32. Выберите верное сочетание соотношений термина с определением:

A. Абсолютная истина – истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. Относительная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). Истина как откровение – знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной.

B. Абсолютная истина – знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной. Относительная истина – истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. Истина как откровение – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе).

C. Абсолютная истина – знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной. Относительная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). Истина как откровение – истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

D. Абсолютная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). Относительная истина – истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. Истина как откровение – знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной.

 

33. Выберите верное сочетание соответствий критерия истины тому или иному философскому направлению:

A. неопозитивизм – практика; диалектический материализм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; конвенционализм – верифицируемость;

B. неопозитивизм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; диалектический материализм – практика; конвенционализм – верифицируемость;

C. неопозитивизм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; диалектический материализм – верифицируемость; конвенционализм – практика;

D. неопозитивизм – верифицируемость; диалектический материализм – практика; конвенционализм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом.

 

34. По своей «удалённости» от практики науки разделяются на 2 крупных вида:

A. фундаментальные и прикладные;

B. естественные и прикладные;

C. гуманитарные и общественные;

D. фундаментальные и естественные.

 

35. Форма вненаучного знания, опирающаяся на методы насилия, проявляющаяся, как правило, в условиях жесткого идеологического режима:

A. квазинаучное;

B. антинаучное;

C. псевдонаучное;

D. лженаучное.

 

36. К числу критериев научности НЕ относится:

A. методологическая рефлексия;

B. возможность эмпирической проверки;

C. нацеленность на целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение;

D. системность знаний.

 

37. Конкретно-научные дисциплины не характеризуются:

A. отнесением ценностно-человеческого аспекта на второй план;

B. относительной независимостью от других форм общественного сознания;

C. возможностью многократной проверки;

D. ярко выраженным национальным элементом.

 

38. Какое из данных утверждений НЕ верно:

A. контроль за последствиями результатов научной деятельности вынесены за пределы науки;

B. наука не содержит критериев социальной значимости своих результатов;

C. философии рассматривает науку в ее антропологическом измерении;

D. наука самостоятельно оценивает значение своих результатов для общества.

 

39. К функциям науки не относится:

A. культурная;

B. компенсаторная;

C. функция социальной регуляции;

D. мировоззренческая.

 

40. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

A. гедонизма

B. реализма;

C. скептицизма;

D. сенсуализма;

41. Индукция — это:

A. логический путь от общего к частному;

B. подача ложного знания, как истинного;

C. восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

D. момент интеллектуального озарения.

 

42. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

A. индукция;

B. дедукция;

C. анализ;

D. синтез.

43. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

A. слово;

B. категория;

C. дефиниция;

D. термин.

 

44. Эмпиризм — это:

A. направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

B. направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

C. направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

D. направление в теории познания, считающее интуицию источником знания.

45. В философии «агностицизм» понимается как:

A. рассмотрение процесса познания;

B. рассмотрение объектов познания;

C. полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

D. сомнение в возможности познания.

 

46. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

A. материализм;

B. скептицизм;

C. эмпиризм;

D. идеализм.

 

47. К уровням научного познания относятся (выберите верное сочетание):

A. эмпирический, теоретический;

B. религиозный, мифологический;

C. теоретический, диалектический;

D. мифологический, эмпирический.

48. Эти формы познания НЕ относятся к теоретическому познанию:

A. понятие, суждение;

B. представление, восприятие.

C. умозаключение, понятие;

D. суждение, умозаключение.

49. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

A. абстрактным;

B. теоретическим;

C. обыденным;

D. научным.

 

50. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

A. основой познания и его движущей силой;

B. целью познания;

C. критерием истины;

D. успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

 

51. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

A. абстрактна;

B. объективна;

C. субъективна;

D. абсолютна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: