КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ
Для студентов 6 курса лечебного факультета
Тема: Способы оплаты услуг здравоохранения. Заработная плата как фактор мотивации работников здравоохранения.
Время лекции 2 часа
Выполнил
ассистент кафедры ОЗЗ
Шульмин Андрей
Владимирович
Красноярск 2007 г.
Тема лекции: Способы оплаты услуг здравоохранения. Заработная плата как фактор мотивации работников здравоохранения.
Цель лекции: Ознакомить студентов с методами финансирования в здравоохранении.
План лекции:
1.
1. Медицинская услуга как основная составляющая процесса взаиморасчетов между покупателем и потребителем в сфере здравоохранения. 4
2. Определяющие моменты и главные классификационные принципы методов финансирования в здравоохранении. 6
2. Способы оплаты медицинских услуг. 7
Список литературы: 9
Контрольные вопросы:
1. Какие существуют основные принципы финансирования в здравоохранении?
2. Формула финансирования здравоохранения.
3. Какие существуют источники финансирования здравоохранения.
4. Сравнительная характеристика финансирования зарубежного здравоохранения и здравоохранения РФ.
5. Организация финансирования здравоохранения РФ.
6. Организация обязательного медицинского страхования в РФ.
7. Организация финансирования здравоохранения в Красноярском крае.
Медицинская услуга как основная составляющая процесса взаиморасчетов между покупателем и потребителем в сфере здравоохранения.
Несмотря на все разнообразие подходов в оплате медицинской помощи всегда существует покупатель медицинских услуг и их производитель (рис 1.).
|
В то же время под медицинской услугой можно понимать и отдельные врачебные манипуляции и посещение к врачу и лечение в стационаре.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.98 г. №374 о введен классификатора "Простые медицинские услуги".
Данный приказ определяет ряд понятий:
Медицинская услуга это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле <пациент> + <специалист> = <один элемент профилактики, диагностики или лечения>.
16 июля 2001 г. в министерством здравоохранения Российской Федерации издан приказ № 268 о введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги"
В его редакции даны определения сложной и комплексной медицинской услуги.
Сложная медицинская услуга представляет набор простых медицинских услуг, которые - требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения".
Комплексная медицинская услуга состоит из набор сложных и (или) простых медицинских - услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле "пациент" + "простые + сложные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения".
|
В маркетинговом понимании медицинская услуга это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может возмездно предложить другой, и которые, в основном, неосязаемые, и не приводят к завладению чем - либо.
И обладает следующими характеристиками:
- Неосязаемость.
- Неотделимость от источника.
- Непостоянство качества.
- Несохраняемость.
Услуги неосязаемы. Их невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения. Пациент, пришедший на прием к психиатру, не может знать заранее результат посещения. Для укрепления доверия к себе со стороны пациентов мед. работник может принять ряд конкретных мер. Во - первых, он может повысить осязаемость товара. Специалист по пластическим операциям может нарисовать, как будет выглядеть лицо пациентки после операции. Во - вторых, он может заострить внимание на связанных с услугой выгодах, так представитель приемной комиссии мед. института может рассказать потенциальным студентам не только о знаменитых ученых, обучающих будущих врачей в клиниках института, но о том, как хорошо устраиваются выпускники этого института.
В - третьих, для повышения степени доверия поставщик может придумать для своей услуги (или услуг) марочное название. Например: “Центр здоровья”.
В - четвертых, для создания атмосферы доверия поставщик мед. услуг может привлечь к пропаганде своей услуги какую - либо знаменитость.
Неотделимость от своего источника мед. услуги очевидна, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Услуга будет уже не той, если знаменитого хирурга, делающего уникальную операцию, заменит не тот хирург, но не обладающий подобным опытом.
|
Существует несколько стратегических подходов к преодолению данного ограничения. Поставщик услуг может научиться работать с более многочисленными группами клиентов. Психотерапевты уже переключились с терапии отдельных лиц или небольших групп на работу с большими аудиториями. Поставщик услуги может научиться работать быстро, тратя на каждого пациента значительно меньше времени, за счет чего и принять гораздо больше пациентов (например, офтальмологический центр профессора С. Федорова).
Непостоянство качества мед. услуги колеблется в широких пределах в зависимости от поставщиков, а также от времени и места оказания. Квалифицированный специалист обследует и назначает лечение более качественно, чем молодой врач. В клиническом, хорошо оснащенном стационаре более качественны будут приняты роды, чем в машине или поезде. Для обеспечения контроля качества необходимо: выделить средства на привлечение и обучение по - настоящему хороших специалистов и постоянно следить за степенью удовлетворенности клиентуры с помощью систем и жалоб и предложений.
Несохраняемостью услуги объясняется предварительная оплата мед услуги, так как стоимостная значимость ее существует как раз в момент явки пациента. В условиях постоянства спроса несохраняемость услуги является проблемой. Если же спрос колеблется - перед медицинскими учреждением встают серьезные проблемы.