1. Объединение русских земель вокруг Москвы
а) Запустение Киевской Руси
б) Причины возвышения Москвы
в) Объединение земель вокруг Москвы
2. Московское самодержавие
а) Земские соборы
б) Поместная система
1. Объединение русских земель вокруг Москвы
а) Запустение Киевской Руси. Перемещение государственно-политического центра из Киева
Во второй четверти XII в. единое Древнерусское государство перестало существовать. Начался период феодальной раздробленности, когда Русская Земля распалась на 15 независимых земель. ®1 Уже с середины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Земли, Поднепровья. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает. Причин этому много. Это и появление новых, не связанных напрямую с Киевом, экономических центров, появление новых торговых путей и снижения значения старых (путь «из варяг в греки» утрачивает былое значение, в том числе и из-за ослабления Византии, особенно, после разорения Константинополя крестоносцами в 1204 г.), ухудшение юридического и экономического положения низших классов, княжеские усобицы. Запустение днепровской Руси было завершено в XIII в. татарским погромом 1239-1240 гг.
Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными потоками. Один направлялся на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши.
Другой поток колонизации из Приднепровья направлялся в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Эта территория, отделенная от Поднепровья глухими лесами, так и называлась: «залесская украина», т.е. окраина Русского государства.
Край этот издревле населялся племенами вятичей и был глухой лесной страной; уйти в леса к вятичам значило спрятаться так, чтобы никто не нашел.
И вот в этих местах в пункте пересечения трех больших дорог (из Владимира, Чернигова и речного Волжско-Окского пути) в середине XII в. основывается городок – Москва. По смерти Александра Невского (1263 г.) в Москве является младший и малолетний сын его Даниил (1261-1303). С тех пор Москва становится стольным городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского княжеского дома.
б) Причины возвышения Москвы:
1) Выгодное географическое положение. Москва меньше других пострадала от нашествия монголо-татар. ®2
2) Москва становится центром пересечения важнейших торговых путей.
а) – Торговый путь из Новгорода в Волгу и на Каспий.
б) Другой т.п. – дорога из Смоленска в Суздальскую землю проходила через Можайск и Москву.
в) Третий – область верхней Волги и земли, лежащие к северу, соединялись с Рязанской землей дорогой, которая шла через Коломну, Москву и Дмитров.
3) Миграция населения. Большое количество населения, бегущего из разоренных областей, оседало в Москве. Благодаря этому росло число рабочих рук, что способствовало подъему экономики и обороноспособности Московского княжества.
4) В Московском княжестве не было крупного боярского землевладения, поэтому здесь сразу складывается сильная княжеская власть. К тому же земли московского дома не дробились на уделы. С Ивана Калиты в продолжение ста лет таким великим князем почти всегда становился старший сын предшествовавшего великого князя, у которого в минуту смерти обыкновенно не оказывалось налицо младших братьев. Случилось так, что московский княжеский дом не разрастался в боковые ветви. Случайность, повторяясь, становится прецедентом, который силой привычки превращается в обязательное требование, в правило. В продолжение четырех поколений, со смерти Даниила до смерти Василия Димитриевича, Московское княжество было, может быть, единственным в северной Руси, не страдавшим от усобиц собственных князей.
5) Продуманная политика московских князей, направленная на объединение земель. Тут и захваты нужных соседних земель, и установление полезных дружеских связей {Даниил так подружился с Иваном, князем переяславским, что бездетный Иван, умирая в 1302 г., отказал свой удел московскому своему соседу и младшему дяде помимо старших родичей.), и заселение московских земель промышленными и рабочими людьми, которых перезывают к себе из чужих княжеств, толпами покупают в Орде русских пленников и на льготных условиях сажают тех и других на своих московских пустошах, строят деревни, села, слободы. Общий результат – появления центра объединения.
6) Перемещение религиозного центра русских земель в Москву . После монгольского разгрома Киев так и не смог восстановиться. Запустение его продолжалось. В 1299 году митрополит Киевский Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме; в конце 1325 года местопребыванием Киевских и всея Руси митрополитов стала Москва. Общий результат – появления центра объединения.
в) Объединение русских земель вокруг Москвы ®3
После сокрушительного монгольского разгрома и включения северо-восточных русских земель в орбиту Золотоордынского государства московские князья быстро поняли реальное положение дел и расстановку сил. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т. е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Так в 1327 г. Иван Данилович Калита жестоко подавил восстание в Твери: под его предводительством татары разорили Тверское княжество. В награду за это Калита в 1328 г. получил великокняжеский стол, который с тех пор уже практически и не выходил из-под московского князя. Сорок лет после этого русские земли не подвергались нападениям и набегам.
Настоящим национальным центром Москва стала после 1380 г. Победа в Куликовской битве продемонстрировала, с одной стороны, возросшую до значительных пределов мощь Москвы, которая была способна объединить общерусские усилия, с другой принципиальную возможность победить монголо-татар в открытом бою и начавшееся заметное ослабление Орды. Правда, в 1382 г. хан Тохтамыш, покончив с внутриордынскими распрями и склоками, внезапно пришел с войском на Русь, разорил много городов, захватил Москву. Дмитрий должен был признать себя снова данником татар и дать хану заложником своего сына Василия. Таким образом, иго не было свергнуто, а северная Русь была обессилена безуспешной борьбой за освобождение. Ещё сто лет жила Русь под татарским ярмом и сбросила его не силой оружия, а постепенно окрепнув в военном и экономическом отношении, тогда как Золотая Орда неуклонно шла к упадку и сама сходила со сцены.
Великорусские области были в основном объединены под властью Москвы во время правления Ивана III (1440-1462-1505) и Василия III. ®4 Иван подчинил большинство удельных княжеств и вольных городов. В конце своего княжения он имел лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Иван III сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он заявил притязания на все те русские области, которые в разное время захватила Литва: называя себя государем «всея Руси», он под этими словами разумел не только северную, но и южную, и западную Русь. Поэтому Ивана III можно назвать создателем Московского государства. Именно при Иване III происходит превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. Иван принимает титул царя, женится на племяннице последнего Византийского императора Софии Фоминичне Палеолог, приняв их родовой герб – двуглавого орла. При нем зарождается концепция «Москва – третий Рим». Однако с именем Ивана III связано и начало процесса закрепощения крестьян.
Вся деятельность Василия III Ивановича была продолжением того, что делал его отец. Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий.
Умер Василий Иванович в 1533 г. от случайного нарыва, когда его старшему сыну (Ивану) не было ещё и трёх лет.
Венчаясь в 1547 г. на царство, Иван IV получал в управление совсем не такую надежную государственную машину, как оставляли его дед и отец. За время его малолетства боярство весьма распустилось. Борьба с боярством за укрепление самодержавной власти была едва ли не основным содержанием внутренней политики Ивана IV. Именно в его царствование государственное устройство принимает окончательную форму, просуществовавшую ещё около 100 лет и вошедшую в историю под названием московского самодержавия.
II. Московское самодержавие
а) Земские соборы
Одной из интереснейших черт этой системы были Земские соборы –своеобразная форма участия народного представительства в управлении страной. Земские соборы Московского государства, при своем возникновении, служили не столько политическим, сколько административным задачам. С того времени, как северно-русские княжества собрались под власть великого князя московского, преобразившегося в царя, возникла потребность в большем государственном единстве, в более близком знакомстве правительства с населением, его нуждами и средствами, которыми определялись и задачи государственной власти.
Первый Земский собор был созван в 1550 г. Это не было собрание «всякого чина» из городов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и «земским». На этом соборе и с его одобрения в 1550 г. был «исправлен» Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен «Стоглав», сборник постановлений канонического характера.
Через 16 лет (1566), во время войны с Польшей, созван был новый собор для решения вопроса, принять ли предложенные поляками условия мира или продолжать войну. На соборе было представлено высшее духовенство и начальники московских приказов – т.е. высшая администрация; вторая половина состояла из членов столичного дворянства и купечества – т.е. членов служилого и купеческого классов.
Последующие соборы избирали на престол новых царей – Федора Ивановича (1584), Бориса Годунова (1598) – здесь уже были представлены дворянские выборные представители от городов, в числе 34 человек.
Земский собор из выборных представителей от городов составился в 1612 г. при ополчении Минина и Пожарского. Этот собор управлял внутренними делами и внешними сношениями вплоть до взятия Москвы. Тогда этот собор был распущен, и вместе с тем разосланы были грамоты, приглашавшие население прислать выборных людей на новый собор, который должен заняться избранием царя и устроением государства. В январе 1613 г. представители земли съехались в Москву и 7 февраля избрали царем Михаила Федоровича Романова.
Но и после того собор не разошелся, а продолжал свои заседания еще около двух лет, вместе с царем работая над восстановлением порядка в потрясенном смутою государстве и имея весьма большое значение в правительстве. Это значение не устанавливалось никаким юридическом актом, но истекало из самого положения дел в государстве. Расшатанная, ослабленная в своем авторитете, лишенная прежних материальных средств, верховная власть, для успеха своих действий, нуждалась в постоянной поддержке всей земли и не могла обойтись без содействия ее представителей. Поэтому царствование Михаила Федоровича, было особенно благоприятно для Земский соборов, было их «золотым веком». Около царя существовал практически постоянный Земской собор, обновлявшийся в своем составе через некоторые промежутки времени.
Значение, приобретенное Земским собором, начинает заметно падать во второй половине XVII в., по мере того, как укрепляется власть царского правительства, возвращающего себе прежнее положение. В царствование Алексея Михайловича соборы решают еще важные дела, но собираются они сравнительно редко. Если в начале царствования они собираются почти каждый год, важнейшие – 1648-1649 гг. для составления Уложения; и – 1653 г. – по поводу войны с Польшей и воссоединения с Украиной. Но это был последний полный Земский собор. После него при Алексее Михайловиче не созывались уже более представители всего народа, хотя для решения того или иного дела правительство прибегало к призыву выборных того класса, которого это дело касалось, составляя из них своего рода комиссии экспертов.
Сфера деятельности всех этих соборов представляется очень широкой и разнообразной:
– внешние сношения,
– установление налогов и податей,
– поддержание порядка внутри государства,
– военные распоряжения в случае неприятельского вторжения.
Обращаясь к населению областей, царское правительство подкрепляет свои распоряжения ссылкой на соборный авторитет, особенно когда дело идет о наложении новых податей, необходимых для государства, но тяжело ложащихся на народное хозяйство. ®5
Организация Земского собора имела в эту эпоху такой вид:
Земский Собор | |
Назначаемые поголовно из | Выборные от |
руководителей высшей духовной администрации – освященный собор | Служилого населения |
руководителей высшей гражданской администрации – боярская дума и начальники приказов | Посадского населения |
руководителей высшей дворцовой администрации | Крестьянского населения (1613 г.) |
Созывался собор путем грамот, рассылавшихся по городам к воеводам или губным старостам и заключавших в себе приглашение прислать в Москву выборных для совета. Выборы производились по сословиям: дворяне и дети боярские – особо, гости и торговые люди – особо, посадские – особо. Число требуемых представителей не имело постоянного характера. Избиратели могли прислать и большее количество представителей, нарушением считалась только присылка меньшего числа. Издержки путешествия выборных и содержания их в Москве падали на избирателей. В виду этих издержек население иногда посылало выборных менее назначенного числа или совсем не посылало. Чтобы предотвратить такое уклонение от выбора представителей, центральное правительство возлагало на местную администрацию обязанность следить за производством выборов и принимать меры к пополнению числа выборных; нередко отдельные воеводы переступали при этом границы своей власти, иной раз воеводы собирали избирателей на выборы с помощью пушкарей и стрельцов.
Определенного срока для продолжительности соборной сессии не существовало; собор заседал до той поры, пока решал дело, послужившее целью его созыва.
Не имея ограничительного значения по отношению к царской власти, сохраняя, по форме исключительно совещательный характер, соборы данного времени заняли, однако, важное место в правительственной деятельности, не только доставляя для нее материальные средства, но и направляя ее, указывая ей определенные цели и пути их достижения, участвуя в решении всех важнейших дел внешней и внутренней политики.
Собор 1653 года был последним Земским собором в настоящем смысле этого слова. При Федоре Алексеевиче также существовали подобные комиссии или, как их иногда называют, неполные соборы. На таких «неполных соборах» в 1682 г. избрали царями Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича, а в 1698 г. осудили царевну Софью. Но во всех этих случаях мы имеем дело, очевидно, уже с одной только формой собора, пережившей свое содержание. После 1698 г. исчезает и форма.
б) Поместная система
С именем Ивана Грозного связаны и значительные внешнеполитические успехи (Казань, Астрахань), как, впрочем, и неудачная попытка выхода к Балтийскому морю (Ливонская война). Военные действия требуют больших материальных затрат, поэтому окончательное освобождение Руси от ига и проведение самостоятельной активной внешней политики, интересы обороны и укрепление государства вызвало к жизни явление, которому суждено было стать краеугольным камнем российской государственности и ее же надгробным камнем – закрепощение крестьян.
Поместной системой мы называем порядок служилого, т. е. обязанного ратной службой, землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв. В основании этого порядка лежало поместье. Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной земли, данный государем в личное владение служилому человеку под условием службы, т. е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную земельную собственность своего владельца.
Первая массовая раздача земель в виде поместий была произведена в Новгородской и др. присоединённых к Русскому государству землях при великом князе Иване III Васильевиче. Затем стали раздаваться земли в южных районах. Именно с поместной системой связано и постепенное ограничение права крестьян на свободное перемещение, прикрепление к земле. Введение ограничения возможности перехода было вызвано большим оттоком крестьян из поместий (земельных владений, дававшимся дворянам за службу). Т.к. помещик не являлся собственником этой принадлежавшей государству и неотчуждаемой земли, а только мог распоряжаться продуктом землепользования, и должен был с этих доходов являться на службу «конно, людно и оружно», то эксплуатация в поместье была выше чем в вотчине.
Этапы закрепощения крестьян: | ||
I. | В первом общем для всей страны Судебнике Ивана IIIпоявилась 57 статья, ограничившая право крестьянского перехода. Согласно этой статье, крестьянин мог перейти от одного землевладельца к другому после окончания полевых работ, неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября). При этом крестьяне обязаны были платить «за пожилое». | |
II. | Судебник Ивана IVподтвердил право перехода крестьян только на Юрьев день, увеличил плату «за пожилое», ввёл плату «за повоз». | |
III. | Введены т.н. «заповедные лета» – временное запрещение перехода крестьян и на Юрьев день вплоть до государева указа. | |
IV. | Указом Федора Иоанновича введены «урочные лета» – т.е. установлен срок сыска беглых крестьян (5 лет). | |
V. | Указом Василия Шуйского установлены санкции за приём и держание беглых (штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). | |
VI. | Указом Михаила Федоровича установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян. | |
VII. | Соборное уложение Алексея Михайловича. Юридического закрепощение крестьян: отменено право перехода в Юрьев день, введен бессрочный сыск беглых крестьян. |