Кафедра всеобщей истории




 

 

Образование государственности в Англии

Курсовая работа

 

Абрамович Андрей Дмитриевич

 

Гродно 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРОЛЕ И ВЛАСТИ В VII-VIII ВВ. У АНГЛОСАКСОВ

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ГЛАВА 4. УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УЭССЕКСЕ В IX - НАЧАЛЕ X ВВ. ПРАВЛЕНИЕ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО (871-901гг.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: государственная власть является одним из структурообразующих элементов европейского средневекового общества. Ее формирование у англосаксов представляет собой довольно сложную и малоизученную проблему. Ограниченность и фрагментарность источниковедческой базы, небольшое количество работ по данной проблематике делает ее интересной и актуальной.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским исследованием.

Практическая значимость этой темы состоит в том, что исследования проведенные в данной курсовой работе могут быть использованы в исследованиях касающихся становления институтов власти и формирования ранних государств.

Объект исследования - государственность у англосаксов.

Предмет исследования - является проблема генезиса ранней государственности, прежде всего, королевской власти у англосаксов.

Цель работы - изучить государственность, которая сложилась у англосаксов в раннее средневековье на основе исследования условий, причин и механизмов становления англосаксонских королевств.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

. проанализировать какие тенденции привели в образованию государственности у англосаксов, какое место занимал король и что представляла собой власть в VII-VIII вв

. рассмотреть государственный строй англосаксонских королевств (IX - начало X вв.), включая королевскую власть, а также структуру центрального и местного управления.

. рассмотреть период наибольшего укрепления и подъёма англосаксонского завоевания в период правления Альфреда Великого.

Работа состоит из введения, 4 глав основной части, заключения, списка литературы.

англосаксы государственность король власть

 


ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

 

Раннесредневековая Англия обладает, может быть, и не таким обширным, как хотелось бы историкам, но довольно внушительным комплексом источников практически по всем направлениям развития общества в ту эпоху. Наиболее существенную группу по объему и важности занимают законы англосаксонских королевств, судебники, известные в российской историографии как «варварские правды». Это записи обычного права, т.е. правовых норм, выработанных в обществе в течение многих поколений естественным путем. Запись обычаев осуществлялась путем опроса наиболее мудрых, опытных, компетентных лиц племени. Являясь по назначению судебниками, т.е. фиксацией штрафов и других наказаний за различные преступления и проступки, «правды» дают большой и ценный материал для изучения социально-экономической ситуации, системы судопроизводства, путей формирования государства. Англосаксонские записи обычного права из-за особенностей процесса феодализации в стране отражают раннюю стадию разложения первобытности. В них больше пережитков прежних отношений, чем в «варварских правдах» на континенте Европы. Особенностью англосаксонских судебников является еще и то, что все они составлены на наречиях англосаксонского языка, а не на латыни, как большинство «правд» континентальной Европы [24, c.12].

В данной курсовой работе используются следующие источники: «Законы Этельберта» (около 600 г.); «Законы Хлотаря и Эдрика» (80-гг.VII в.); «Законы Уитреда» (конец VII в.) и «Законы Инэ» (между 688 и 695 гг.). Самый древний свод - «Законы Этельберта» - отражает раннюю стадию разложения первобытного строя. Он фиксирует существование свободной общины - марки; наличие двух основных групп населения в ютском обществе - массы свободных (керлов) и знати (эрлов); существование полусвободных и рабов, в основном из покоренных кельтов. «Законы Хлотаря и Эдрика», «Законы Уитреда» и «Законы Инэ» были записаны почти сто лет спустя после «Правды Этельберта» и регистрируют новые явления, происходившие в англосаксонском обществе в VII в., - наличие далеко зашедшей социальной дифференциации, появление военно-служилой знати со значительно повышенным вергельдом, появление церковной организации и приобретение последней высокого общественного положения [19, c. 45].

Что же касается развития общественного строя англосаксов, то данная тематика отражена в «Законах Альфреда». Альфред Великий (871-900) во введении к своей «Правде» отмечал, что составлял ее текст, используя судебники Инэ, Оффы и Этельберта, которые показались ему «наиболее справедливыми, а остальные отбросил» [19, c. 56].

«Законы Альфреда» стали примером нового законодательного акта, в котором сочетались новые законы вперемешку с традицией. Они были составлены около 863г. Они не просто сводили воедино прежние законы кентских, уэссекских и мерсийских королей, а были подвергнуты основательному пересмотру. Это был первый общий закон английского королевства, который юридически закрепил факт определенной политической консолидации страны. В отличие от судебников VII в. «Законы Альфреда» распространялись на всю территорию, подвластную королю, кроме области «датского права». Для курсовой работы они полезны тем, что они отражали факт развития феодализма, закрепляли власть лордов над зависимым населением, подчиняли лордов королю[1, c.302].

Существенным нарративным источником раннесредневековой Англии является историческое повествование кельтского монаха Гильдаса (516-570) «О разорении Британии», написанное около 560 г. Гильдас Мудрый (GildasSapiens) - бритт, воспитанный в традициях римской культуры, - считал себя членом римского мира, а англосаксов именовал варварами. «Печальная книга о бедствиях, разорении и завоевании Британии» - это памфлет, как она названа в одном из сохранившихся манускриптов. Тем не менее, сочинение Гильдаса очень важно так, как оно является единственным письменным источником по истории Британии V-VI вв., созданный современником событий, который передавал ценные сведения об этом периоде. Ведь именно этот период интересен для нас, в качестве периода создания и образования первых властных институтов у англосаксов. [5, c. 210].

Важным, используемым в курсовой работе, историческим произведением англосаксонского периода является труд знаменитого Беды Достопочтенного (BedeVenerabilis) (673-735), монаха нортумбрийского монастыря Ярроу, «Церковная история народа англов». Беда - один из виднейших ученых раннего средневековья Европы. Он автор 36 произведений, которые касались всех областей тогдашнего знания. Филологические, математические, естественно-научные сочинения написаны им для учебных целей. Ряд хронологических работ Беды имели своим практическим результатом преимущественное употребление с этого времени летоисчисления от «рождества Христова».

Наибольшее значение для курсовой работы, имеет «Церковная история», которая рассматривает историю страны от походов в Британию Юлия Цезаря до 731 г. Сочинение написано на основе разнообразных источников. Беда работал в богатой библиотеке Ярроуского монастыря, был связан с культурными центрами Англии, Галлии, Италии, обращался в папский архив в Риме. В этой работе использованы утраченные теперь анналы и документальные источники. «История» Беды сама стала источником, к которому обращались позднейшие хронисты и историки. Беда писал свои труды на латыни. При Альфреде «Церковная история народов англов» была переведена на англосаксонский язык, что способствовало ее большей популярности. Две темы присутствуют в сочинении Беды: тема истории и тема христианства и его церкви [27, c.322].

Первые исследования проблемы развития англосаксонской государственности в VII-начала X вв. появились более столетия назад. С тех пор был разработан ряд концепций политического строя донормандской Англии, последовательно сменивших одна другую: теория демократического строя (Д. Кембль) и теория конституционной монархии, перерастающей в монархию ограниченную (У. Стэббс, Ф. Пэлгрев, Е. Фримен), концепция племенного характера англосаксонских королевств (Б. Лиз, Д. Джолифф) и аристократического государства.

В курсовой работе использовано все большее число работ, в которых проблемы английской истории изучаются в связи с европейской историей. Английские ученые все чаще прибегали к сравнительно-историческому методу исследования. Примером научных трудов такого рода являются работы Д.А. Бинчи, Т. Чарльза-Эдвардса, Д. Уоллес-ХэДрилла, Б. Лайона. Авторы, пытаются пересмотреть устоявшиеся концепции раннеанглийского государства и общества.

Также в курсовой работе затрагивается, проблема раннеанглийской государственности, которая остается до конца не изученной. На формирование современных представлений о социально-политическом строе англосаксов огромное влияние оказали труды Ф. Мэтланда и его теория аристократического государства знати, основанного на ленных связях, принятая большинством современных историков [24, c. 4].

В отечественной историографии много внимания уделяли проблеме политической организации донормандской Англии: М. М. Ковалевский и Д. М. Петрушевский. М.М. Ковалевский, испытавший на себе, как известно, воздействие взглядов К. Маркса, пытался изучать во взаимосвязи социально-экономическую и политическую историю и сделал ряд интересных конкретных наблюдений относительно формирования полицейской администрации (с IX в.) и трансформации органов самоуправления, которые представлены в курсовой работе.

Что же касается Д.М. Петрушевского, то он придерживался точки зрения государственного происхождения феодализма и развивал теорию «правового государства». Подобно М. Ковалевскому Д.М. Петрушевский ставит вопрос о социальных предпосылках политической эволюции общества, но в конечном итоге объясняет возникновение и развитие королевской власти англосаксов чисто внешними условиями, административными и политическими потребностями государства. Для курсовой работы является интересным, то, что он концентрировал внимание не столько на самом процессе становления государственности, сколько на его результатах. Советские исследователи при разработке проблемы феодализма и феодального государства исходят из положения марксистско-ленинской науки о феодализме как общественно-экономической формации [23, c.23].

Многовнимания в работеуделяется выявлению социально-экономических предпосылок формирования государства. Большое значение имеют труды А.И. Неусыхина, Е.А. Косминского, М.А. Барга, А.Я. Гуревича, М.Н. Соколовой. Предметом специального исследования стала история политической организации раннего средневековья в монографии А.Р. Корсунского «Образование раннефеодального государства в Западной Европе». Автор рассматривает историю становления государственности у англосаксов в общеевропейском контексте. А.Р. Корсунский выясняет социальные, экономические и политические условия, в которых происходило формирование раннефеодального государства в Англии, и отмечает особенности этого процесса: слабую социальную дифференциацию в англосаксонских королевствах; в первый период их существования и длительность перехода этих королевств к государственности. В целом А.Р. Корсунский дает общую линию развития англосаксонских королевств, но, как это подчеркивается во введении, рассматривает материал о развитии государственности англосаксов лишь в общих чертах [10, c.15].

 

ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРОЛЕ И ВЛАСТИ В VII-VIII ВВ. У АНГЛОСАКСОВ

 

Зарождение и развитие раннефеодального английского государства происходило в своеобразных условиях. Германские племена англов, саксов и ютов, расселившиеся в Британии во второй половине V -в VI в., не испытали на себе достаточно устойчивого и глубокого воздействия экономических, социальных,, политических, идеологических институтов позднеримского происхождения. Сами завоеватели находились на более низком уровне развития, чем, например, вестготы, бургунды, франки, завоевавшие континентальные провинции западной Римской империи. Это существенно повлияло на ход становления и характер государства англосаксов, определило его особенности. Одной из этих особенностей является относительно позднее его оформление.

Следует учесть, что неоднородность общественной структуры англосаксов, также дополнялась достаточно сложной системой общественных связей в завоеванной ими стране: под властью завоевателей оказались население, связанное с римской системой хозяйства, и кельты, избежавшие романизации; население, сохранившее свободу, и население, утратившее ее. Кроме того, англосаксы по праву завоевателей присвоили ряд этнических привилегий, запечатленных, например, в уэссекском праве конца VII в. Все это, безусловно, ускоряло процесс перерождения органов родового строя в государственные [9, c.210].

Исследование процесса вытеснения институтов родового строя государственными органами следует начать с эволюции понятия королевская власть. Основной материал, на который мы можем опереться, включен в судебник Этельберта: статьи, устанавливающие штрафы за драку в присутствии короля (вдвое выше обычных), за вторжение в королевскую резиденцию и разбой, за кражу его имущества (девятикратный штраф), за нарушение королевского покровительства. Законы Северных людей- этот памятник представляет собой юридическую компиляцию, составленную в X - начале XI в. Судебник открывается титулом об убийстве короля, предусматривающим выплату виновным компенсации как членам рода убитого, так и народу. Общая сумма взыскания--30 000 тримс. Половина ее, собственно, вергельд, вторая часть, по словам источника, предназначена для оплаты «королевского достоинства»[26, c.308].

Короли присваивают ряд функций, принадлежавших ранее родовой организации. В частности, охрана обычаем права частной опеки. Особенно высоко ценилось королевское покровительство. Например, за нарушение опеки короля был установлен штраф в 50 шиллингов, кэрла - б шиллингов. Король присваивал право опеки как представитель родовой организации, реализовывал его как господин.

Запись права в Кенте была осуществлена по инициативе короля Этельбертав начале VII в. В основу судебника Этельберта положено старое племенное право. Но он включил и статьи, отразившие отношения и нормы, противоречащие старым обычаям. Имеется ввиду прежде всего титулы, санкционирующие отношения патроната, устанавливающие наивысшие штрафы за проступки против короля и материальные взыскания в его пользу по ряду исков свободных (дела о покраже, убийстве). Этот судебник в принципе смог сделать спорным древнее право существовавшее ранее.Упоминание о его составлении мы находим в «Церковной истории» Беды Достопочтенного. Он замечает, что Этельберт записал законы «по образцу римлян». [27, c.315].

Разумеется, и распространение христианства, и знакомство с континентальной практикой могли в известной мере стимулировать законодательную инициативу правителей Кента. Появление письменности обеспечивало возможности для ее реализации. Но распространение христианства в Англии проходило в условиях, которые мало благоприятствовали быстрому усвоению его норм, а положение самой церкви было крайне неустойчивым, несмотря на внешние успехи христианизации [7, c.80].

За первые тридцать лет деятельности христианских миссионеров были обращены в новую веру короли Кента (601 г.), Эссекса, Нортумбрии (627 г.), Восточных англов (616 г.), Уэссекса (20-е годы VII в.). Правители, принимая новую веру, руководствовались не столько соображениями религии, сколько практическими потребностями. Вера короля далеко не сразу становилась верой народа. Язычество долгое время сосуществовало с христианством. Сложность идеологического климата в англосаксонском обществе была вызвана не только трудностью усвоения язычниками норм христианского вероучения. Положение римских миссионеров в ряде областей осложнялось наличием сильного влияния практически независимой от Рима ирландской христианской церкви, весь уклад которой был более приспособлен к институтам родового строя. Влияние ирландского христианства в VII в. было сильно в Нортумбрии, Мерсии, Эссексе. В ряде областей слабость позиций римской церкви оборачивалась реставрацией язычества. Вскоре после смерти Этельберта (616 г.) культ языческих богов был восстановлен в Кенте [20, c.69].

Христианство пришло в Англию, когда завоеватели уже расселились и создали свои королевства, утвердились на захваченных территориях. В начале VII в. не столько англосаксонские правители искали союза с христианской церковью, сколько последняя нуждалась в их расположении и поддержке. Так как христианство не пользавалосьактианой поддержкой народных масс.

Христианская церковь в Англии, и в частности в Кенте, в первое время не могла оказать сколько-нибудь существенного воздействия на процесс формирования раннефеодального государства, королевской власти. Раннефеодальное государство возникло здесь раньше, чем сама христианская церковь. Правда, в рассмотренных нами источниках мы не находим упоминаний о налогах, королевском суде, должностных лицах носителях «отчуждающейся от общества власти», т. е. обо-всех тех учреждениях, которые рассматриваются как отличительные признаки государства.

Но на основании предельно фрагментарных сведений правовых сборников, выявляется факт оформления королевской власти, возвышения короля над массой свободного населения, присвоения им отдельных функций, осуществлявшихся ранее органами родоплеменного строя [7, c. 88].

На протяжении VII-VIII столетий происходит дальнейшее усиление королевской власти. Прежде всего отметим возрастании роли короля в сфере гражданского управления. В судебниках мы находим многократные апелляции к королевскому авторитету: иски свободных о покраже имущества рассматриваются в королевской резиденции, торговая сделка заключается при свидетельстве королевского управляющего [24, c.30].

Закрепление за королем права распоряжаться жизнью и свободой населения было связано с формированием представления о верховной власти короля, распространявшейся на всех свободных с зарождением отношений подданства и связанной с ними идеи повиновения королю как носителю высшей власти.

Первым шагом по пути внедрения идеи подданства в реальную практику стало, видимо, применение королем права патроната не только по отношению к лицам, находящимся под его непосредственным покровительством. В англосаксонских источниках покушения на жизнь короля и глафорда квалифицируются как преступления одного порядка и влекут смертную казнь; законы X в. ставят в один ряд такие понятия, как верность королю и лорду: предписанием Эдмунда всему населению надлежало поклясться в верности королю, «подобно тому как следует хранить верность своему господину» [21,c. 5].

Короли видели в себе покровителей всех свободных, в том числе и находящихся в стране иноземцев, что давало им право претендовать на долю вергельда в случае убийства человека. Показательно, что сумма, выплачиваемая королю за убийство иноземца, превышала долю, поступавшую родичам убитого. Как суверен король получал судебные штрафы по ряду исков свободных: за проступки, угрожавшие миру и собственности свободных (за драки в доме свободного, за грабеж), за отступление от сложившегося порядка выдвижения иска. Как глава государства король требовал исполнения населением воинской службы, претендовал на определенные поборы - натуральные поставки. Натуральные поставки (фирма, гафоль), выросшие из добровольных приношений королю, имели место и ранее. К концу VII в. они, видимо, приобрели характер регулярных поборов. Размеры гафоля и перечень собираемых продуктов зафиксированы в уэссекских и мерсийских источниках VII-VIII вв [27, c. 350].

Формирование представлений о короле-обладателе верховной власти стало одним из стимулов развития законодательной инициативы королей и появления писаного права. Фиксируя обычай, короли VII в. вносят в него некоторые дополнения: статьи, в которых признавались судебные функции короля и право на штрафы, привилегии духовенства, церкви (соблюдение религиозных праздников и т. п.).

Значительно ослабляется племенной аспект в восприятии личности правителя. Но наряду с этим иски короля рассматриваются в общем ряду исков, затрагивающих интересы всех свободных, и удовлетворяются за некоторым исключением традиционными методами. До конца не изжиты представления о короле - военном предводителе, унаследованные от эпохи военной демократии. Уровень внутреннего развития общества, конкретная историческая обстановка делали жизненным старый морально-этический идеал правителя [ 20, c.200].

Конечно, следует также учесть, что важным результатом развития государственности англосаксов было упрочение положения христианства и укрепление союза церкви с государством. При поддержке королей укрепляются идеологические, экономические позиции церкви, духовенства. Происходит внедрение христианства в различные сферы общественной жизни, усиливается влияние церкви на общий ход развития феодальных отношений и государственности англосаксонского общества. Возрастает роль церкви и духовенства в гражданском управлении - духовенство вовлекается в деятельность местных судов, принимает участие в составлении законов, распределении земель. С VII в. (с утверждением христианской церкви) в Англии появляются грамоты, запись которых осуществлялась клириками, а сами их формулы были позаимствованы из документов римской канцелярии. Церковь играет огромную роль в пропаганде римско-католической доктрины монархии, немало содействует изживанию архаичных представлений о короле и его власти. Особую актуальность имела идея короля - «ревнителя общественного блага»[ 20, c.205].

И вместе с тем источники вскрывают сложность идеологической ситуации в Англии, которая проявилась в недостаточно полном и глубоком усвоении проповедуемой доктрины власти, в поверхностном восприятии религиозных и нравственных норм христианства, в сохранении языческих обрядов и даже в прямом возврате к идолопоклонству, что свидетельствует о сложном переплетении структурных элементов разлагающегося родоплеменного строя и формирующейся феодальной формации и позволяет говорить, что англосаксонскоеобщество переживало переходную ступень развитая.

 

Глава 3. ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, развитие государственности в феодальной Англии характеризуется сохранением отношения к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных [21, c.10].

Существенное значение к рубежу IX-X вв. англосаксонские короли начинают играть и в социально-экономическом развитии своих государств. Центральным в этом смысле стала развивающаяся практика предоставления боклендов, имеющих тенденцию постепенного превращения в раннефеодальные сеньории. По мере развития процессов феодализации англосаксонская знать, сосредоточивая в своих руках обширные земельные владения, иммунитетные привилегии и административные права на местах, стала проявлять независимость от королевской власти, а иногда и вступать с ней в открытую борьбу. Она осложнялась для королевской власти непрекращающимся внешним давлением со стороны скандинавов. Тем не менее ее возросший авторитет и фактическое объединение страны во второй половине IX в. под властью уэссекской династии позволили королям этого времени осуществлять достаточно эффективный контроль над аристократией, пресекая своеволие «могущественных домов» [21, c.12].

К середине XI столетия за англосаксонскими королями не только фиксируется повышенный, даже по сравнению с высшей знатью, статус, но и закрепляется королевский суверенитет. В целом происходит дальнейшее укрепление государственности у англосаксов, осуществлявшееся по тем направлениям, которые наметились в предшествующий период. Являясь центром складывающейся государственной администрации, англосаксонский король располагал для целей управления двумя основными учреждениями. Первым из них был его собственный двор, в котором сосредоточивались все отрасли управления; вторым - представители светской и духовной знати, периодически собиравшиеся на советы уитанов (от древнеангл. witan - «мудрый»). При этом предполагалось, что королевский двор занимался прежде всего повседневной управленческой рутиной, в то время как собрание уитанов играло совещательную роль при выработке правительственной политики [ 25, c.28].

Со времени появления у англосаксов самого института королевской власти вполне очевидно существование у них хотя бы некоего зачатка королевского двора. Говоря о становлении королевского двора как органа государственного управления, следует обратить внимание еще на одну его особенность в раннюю англосаксонскую эпоху. Короли этого времени проводили большую часть своей жизни в разъездах по подвластной им территории, собирая дань, отправляя суд и участвуя в собраниях местной знати. Вместе с королем, естественно, передвигалось и его ближайшее окружение, составлявшее его двор. Однако конкретная организация центральной администрации в англосаксонских королевствах до начала правления Альфреда Великого известна нам исключительно плохо. Только в биографии Альфреда, составленной в 80-е гг. IX в. одним из его ближайших сподвижников епископом Ассером, появляются первые более или менее четкие указания на внутреннее устройство королевского двора и его участие в государственном управлении [25, c.46].

Судя по тому же источнику, исключительно большую роль при дворе Альфреда играли священнослужители, которых Ассер называет «капелланами». В дополнение к религиозным, они выполняли обязанности писцов, в задачу которых входило оформление королевских распоряжений, грамот, прокламаций, а также другой документации, необходимой для правительственных нужд. Несомненно также, что представители духовенства с самого начала принимали активное участие в кодифицировании англосаксонского законодательства.

На основание всех этих фактов можно судить о том, что уже к началу X столетия при короле существовал некий аналог его канцелярии, хотя сам термин в англосаксонский период не употреблялся. С течением времени главной функцией этого учреждения все больше становилось оформление и рассылка на места так называемых королевских предписаний (writs), которые в англосаксонской Англии были важнейшим инструментом управления [25,c.51].

По свидетельству Ассера, еще одним мероприятием Альфреда в области государственного управления была реорганизация королевских финансов. Все доходы королевского двора были разделены на две части, одна из которых шла на нужды Церкви, а вторая, в свою очередь, делилась на три части. Первая из них выделялась для содержания тех, кто находится на дворцовой службе, вторая шла на оплату слуг, третья предназначалась для подарков прибывающих ко двору иноземцев68. Это разделение показывает, что уже в это время доходы короля рассматривались как нечто единое; можно предположить также, что при дворе должен был существовать специальный орган, занимавшийся королевскими финансами. Косвенно в пользу такого предположения свидетельствует и необходимость сбора и уплаты дани скандинавам в IX-XI вв [9, c.210].

Рассматривая становление системы центральной администрации в англосаксонский период, следует иметь в виду, что выделение специализированных органов государственного управления внутри королевского двора происходило исключительно медленно. Долгое время и «канцелярия», и «казначейство», и другие дворцовые ведомства оставались скорее личными королевскими, нежели правительственными учреждениями и их функционирование во многом зависело от личности монарха. Вплоть до конца IX столетия не существовало и сколько-нибудь разветвленной и дифференцированной чиновничьей системы, которая свидетельствовала бы о силе центрального правительства.

Вторым важнейшим институтом был, как уже указывалось, королевский совет знати, или уитенагемот. Сам этот термин (witenagemot) впервые встречается в англосаксонских источниках не ранее XI столетия, но нет никакого сомнения в том, что нечто, хотя бы отдаленно напоминающее собрание королевских советников, имело место в каждом из англосаксонских государств уже в VII в. Первоначально такие собрания, вероятнее всего, представляли собой не что иное, как совещания должностных лиц королевского двора, занимавшихся возникающими государственными делами.

Кодекс Уитреда, датируемый 695 г., открывается прологом, содержание которого указывает на то, что уже в это время основной функцией королевского совета было участие в разработке и утверждении судебников. Эта функция оставалась наиболее важной задачей уитенагемота на протяжении всего англосаксонского период. Но также, помимо законодательной деятельности, члены уитенагемота утверждали или, в случае необходимости, избирали короля и принимали решения о войне и мире [22, c.114].

Вопрос о структуре и персональном составе англосаксонских уитенагемотов сложен и однозначного решения в настоящее время не имеет. Сохранившиеся документы (главным образом грамоты) позволяют определить, что членами советов были короли, члены королевского дома, духовенство и светская знать. При свидетельствовании грамоты члены собрания ставят свои подписи в определенном порядке, утвердившемся согласно традиции и законодательству: сначала король, затем архиепископ и члены королевской семьи, епископы, элдормены, аббаты, тэны и лица без титула [22, c.116].

В течение VII-X вв. растет его численность: если на уитенагемоте в Клофешо в 742 г. присутствовало 27 человек, то в собраниях X столетия участвовало иногда до 100 человек. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что в ранних уитенагемотах преобладало духовенство: из 27 участников собрания в Клофешо 19 лиц имели духовное звание [22, c.120].

Рост значения королевской власти и центральной администрации составлял одну из важнейших сторон государственно-политического развития англосаксонского периода. Другой не менее важной стороной этого развития было формирование и укрепление органов публичной власти на местном уровне, связанных с появлением территориальных властных структур и должностных лиц местной администрации, к которым по мере развития раннеклассовых отношений у англосаксов переходят функции родо- племенного самоуправления. Основные принципы системы местного управления, сложившиеся в англосаксонских государствах, наиболее отчетливо проявляют себя не ранее второй половины IX столетия. Именно в это время в Уэссексе создается сеть территориальных округов - шайров, во главе с королевскими чиновниками; шайры, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы - сотни [8, c.5]

Основным органом местного управления являлся совет шайра, который должен был собираться не реже двух раз в год, решая вопросы налогообложения, военной службы и рассматривая судебные дела и тяжбы, выходящие за пределы низшей судебной инстанции - собрания сотни. В нем принимали участие представители общин, входящих в сотню, католического клира, местной аристократии, а затем и специальные должностные лица короля. Серьезное влияние на деятельность местных собраний оказывало духовенство.

Вместе с тем c развитием процессов феодализации права региональной администрации постепенно начинают ущемляться и поглощаться складывающейся системой вотчинного управления. Одновременно феодализирующаяся знать оказывает все более существенное воздействие на местные органы власти, захватывая в них ключевые позиции, что не могло не способствовать развитию тенденций сепаратизма [8, c.10].

Еще одним важным элементом государственно-политических институтов англосаксонского периода были законодательство и развитая судебная система, выросшие из обычно-правовых установлений варварской эпохи, которые были модифицированы и формализованы воздействием христианской правовой доктрины.

На протяжении всего раннего средневековья основным судебным органом англосаксов оставалось то собрание, которое источники несколько неотчетливо именуют «фолксмотом» и которое вплоть до X столетия не имело над собой никакой более высокой инстанции: тяжбы, не решенные в фолксмоте, передавались на рассмотрение непосредственно королю. В X в., по-видимому в результате административной реорганизации, предпринятой королями уэссекской династии, такими органами стали собрания сотен, собиравшиеся на судебные заседания не реже раза в месяц. Судя по одному из законов Кнута, который запрещает самосуд, пока человеку трижды не отказано «в справедливости» в сотенном собрании и один раз в собрании шайра116, его фолксмот считался следующей судебной инстанцией и заседал по крайней мере два раза в год [25, c.65].

К рубежу раннего и зрелого средневековья англосаксонская государственность прошла весьма длительный и достаточно противоречивый путь развития. Как и в случае с эволюцией социальной структуры, эти замедленность и противоречивость, как представляется, вытекали из чрезвычайной многоукладно сформировавшегося в Англии раннеклассового общества, в котором тенденции феодализации к середине XI столетия еще не победили окончательно [25, c.67].

С одной стороны, к концу англосаксонского периода происходит значительное укрепление статуса и основных административных прерогатив королевской власти, а также важнейших государственных институтов, включая центральные и местные органы власти; складывается разветвленная и действенная судебная система, направленная на защиту формирующегося феодального слоя. Однако, с другой стороны, незавершенность процессов складывания феодального землевладения и основных социальных страт феодального общества привела к тому, что оформляющаяся раннефеодальная государственность также имела некоторые черты незавершенности [25, c.70].

 

Глава 4. УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УЭССЕКСЕ В IX - НАЧАЛЕ X ВВ. ПРАВЛЕНИЕ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО (871-901гг.)

X столетия - важный этап в развитии раннефеодального английского государства. В этот период резко обозначился поворот англосаксонского общества к феодализму. С ослаблением ограничений в распоряжении землями фолькленда были созданы дополнительные стимулы для разорения крестьян, втягивания их в феодальную зависимость, для формирования феодального поместья. Расширяется и получает юридическую санкцию власть земельных собственников над населением поместья.X столетия имели большое значение в развитии государственности Англии еще и потому, что именно в этот период были заложены основы политического сплочения англосаксов. В рассматриваемый период усилилось влияние западносаксонской династии. Уэссекские правители в первые десятилетия IX в. расширили границы своего государства. Удачные походы Эдгара лишили самостоятельности Кент, Суррей, Сассекс и Эссекс, которые были включены в состав его государства (829 г.). Экберту не удалось подчинить Нортумбрию, Восточную Англию и Мерсию. Датские войны надолго отодвинули возможность их объединения [6, c.120].

Осенью 865 г. войско датчан, впоследствии названное англосаксами «великой армией» (micelhere), во главе с Иваром и Хальфданом, сыновьями прославленного викинга Рагнара Лотброка, в 845 г. осаждавшего Париж, высадилось на восточн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: