Операционный процесс, который начинается с закупки необходимых ресурсов для производства и заканчивается выпуском готовой продукции, является ключевым бизнес-процессом. Главное в этом процессе — эффективная, бесперебойная и своевременная деятельность в сфере закупок сырья и материалов, найма и обучения персо-
380 III. Долгосрочная финансовая политика
нала, производства продукции, ее транспортировки и хранения. Этот бизнес-процесс контролировался с помощью показателей расходов и их отклонений от нормативных значений. Однако в настоящее время акцент смещается в направлении отслеживания всевозможных показателей качества операционного процесса, а также времени, которое на него затрачивается.
Таким образом, основными критериями оценки операционного процесса становятся время, качество и издержки. Эти критерии оцениваются такими показателями, как время пребывания запасов сырья и материалов на складе; продолжительность производственного процесса; себестоимость продукции в абсолютном и относительном выражении; ресурсоемкость продукции; коэффициенты расходов; производительность труда; потери от брака, простоев, несохранности активов; отношение закупочных цен на ресурсы к рыночным. Отдельный блок — показатели, оценивающие эффективность деятельности центров затрат, обслуживающих операционный процесс: отдела снабжения, доставки, складов, отдела работы с персоналом и другие. Для оценки деятельности таких подразделений используются показатели «затраты, соотнесенные с результатами деятельности подразделений». Например, результатом деятельности отдела снабжения будет объем закупок, поэтому оценочный показатель — это отношение расходов на службу снабжения к объему осуществляемых закупок. Результат работы отдела доставки — объем перевозок; оценочный показатель отношение расходов на отдел доставки к объему перевозок. Результат работы складов — объем запасов; оценочный показатель — отношение расходов на склады к объему запасов и т.д. Кроме того, эффективность этих подразделений оценивается соотношением затрат на подразделения к выручке.
|
Процессы реализации продукции и послепродажного обслуживания потребителей замыкают цепочку создания стоимости. Для оценки этих процессов используются показатели, которые, как и в случае оценки операционного процесса, характеризуют три главных критерия: время, качество и издержки, только в этом случае показатели будут касаться не производства, а процесса реализации продукции. В числе показателей, оценивающих процесс реализации продукции, следующие: объем реализации продукции, ее структура и динамика; время пребывания запасов готовой продукции на складе; срок погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков; коэффициент коммерческих расходов; затраты на систему распределения; затраты на систему стимулирования, в том числе в процентах к выручке. Система показателей оценки бизнес-процессов позволяет своевременно реагировать на негативные изменения в этих процессах.
8. Управление риском и эффективностью деятельности организации 381
разрабатывать стратегию управления бизнес-процессами и на этой основе повышать общую эффективность деятельности организации. Анализ ситуации. Поскольку исследуемая организация ОАО «XYZ» представляет собой типичный бизнес реального сектора экономики, то и бизнес-процессы можно оценивать традиционными показателями (табл. 8.12).
I
Таблица 8.12. Система показателей оценки