Бизнес-процессов организации




Операционный процесс, который начинается с закупки необхо­димых ресурсов для производства и заканчивается выпуском готовой продукции, является ключевым бизнес-процессом. Главное в этом процессе — эффективная, бесперебойная и своевременная деятель­ность в сфере закупок сырья и материалов, найма и обучения персо-


380 III. Долгосрочная финансовая политика

нала, производства продукции, ее транспортировки и хранения. Этот бизнес-процесс контролировался с помощью показателей расходов и их отклонений от нормативных значений. Однако в настоящее время акцент смещается в направлении отслеживания всевозможных пока­зателей качества операционного процесса, а также времени, которое на него затрачивается.

Таким образом, основными критериями оценки операционного процесса становятся время, качество и издержки. Эти критерии оцениваются такими показателями, как время пребывания запасов сырья и материалов на складе; продолжительность производствен­ного процесса; себестоимость продукции в абсолютном и относи­тельном выражении; ресурсоемкость продукции; коэффициенты расходов; производительность труда; потери от брака, простоев, несохранности активов; отношение закупочных цен на ресурсы к рыночным. Отдельный блок — показатели, оценивающие эффек­тивность деятельности центров затрат, обслуживающих операцион­ный процесс: отдела снабжения, доставки, складов, отдела работы с персоналом и другие. Для оценки деятельности таких подразделе­ний используются показатели «затраты, соотнесенные с результата­ми деятельности подразделений». Например, результатом деятель­ности отдела снабжения будет объем закупок, поэтому оценочный показатель — это отношение расходов на службу снабжения к объ­ему осуществляемых закупок. Результат работы отдела доставки — объем перевозок; оценочный показатель отношение расходов на отдел доставки к объему перевозок. Результат работы складов — объем запасов; оценочный показатель — отношение расходов на склады к объему запасов и т.д. Кроме того, эффективность этих подразделений оценивается соотношением затрат на подразделения к выручке.

Процессы реализации продукции и послепродажного обслужива­ния потребителей замыкают цепочку создания стоимости. Для оценки этих процессов используются показатели, которые, как и в случае оценки операционного процесса, характеризуют три главных крите­рия: время, качество и издержки, только в этом случае показатели будут касаться не производства, а процесса реализации продукции. В числе показателей, оценивающих процесс реализации продукции, следующие: объем реализации продукции, ее структура и динамика; время пребывания запасов готовой продукции на складе; срок по­гашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков; коэффициент коммерческих расходов; затраты на систему распределе­ния; затраты на систему стимулирования, в том числе в процентах к выручке. Система показателей оценки бизнес-процессов позволяет своевременно реагировать на негативные изменения в этих процессах.


8. Управление риском и эффективностью деятельности организации 381

разрабатывать стратегию управления бизнес-процессами и на этой основе повышать общую эффективность деятельности организации. Анализ ситуации. Поскольку исследуемая организация ОАО «XYZ» представляет собой типичный бизнес реального сектора экономики, то и бизнес-процессы можно оценивать традиционными показате­лями (табл. 8.12).

I

Таблица 8.12. Система показателей оценки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: