Индивидуальный проект
«Игрушки наших бабушек »
Обучающаяся: Солдатова Наталия
Класс: 8«Б»
Руководитель проекта: Иванова Н.С.
с. Новодугино-2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………5 | |
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Из истории возникновения игрушек…………………………...6-8 | |
Глава 2.Советская детская игрушка………………………………….9-10 | |
III.Практическая часть………………………………………………… 11-12 IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………13 | |
V.ИСТОЧНИКИ …………………………………………………………… | |
VI.ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… | |
Объект исследования: игрушки.
Предмет исследования: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.
Цель исследования: узнать историю возникновения игрушки.
Выяснить, как изменялась игрушка во времени, выяснить, какую роль играли игрушки и игры в жизни наших бабушек;
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.
- Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.
Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: историческая литература, Интернет-ресурсы.
Проблема (гипотеза): мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.
Как?
-Обосновать актуальность проекта.
-Выделить ключевые вопросы в рамках исследуемой проблемы.
-Найти и отобрать информацию.
-Сформулировать ответы на ключевые вопросы.
-Сделать выводы.
|
-Предоставить результаты проекта.
Что получить (продукт):
- Презентация «Игрушки», которая может быть использована на классных часах
Актуальность исследования
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки,сделанные своими руками. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждый ребенок любит играть. Вот, например я очень любила играть в детстве с куклами. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве.Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек. Это побудило к работе над исследованием, которое я назвала « Игрушки наших бабушек » и решила в этом разобраться.
I. ВВЕДЕНИЕ
Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!
Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.
|
В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории возникновения игрушек
История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры. В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей. До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки
|
Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.
Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.
В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.
У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.
История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки.
Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.
Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.
Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.
И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.
Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.
Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый, эстетический вид.
Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.
В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.
Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.