Советская детская игрушка




По прохождению определённого периода времени, игрушки в СССР видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан.

Во все времена игрушка показывала статус человека. Советское время не является исключением. Чем человек был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей.

Игрушка часто считается забавой для детей. Но, несмотря на это, детская игрушка уже много лет становится объектом серьёзных научных исследований. Проанализировав литературу по интересующему нас вопросу, рассмотрим три широко распространённых классификации игрушек.

Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, и социальную.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.

Все игрушки условно можно разделить на несколько групп. Давайте остановимся подробнее и на другой классификации.

А)Сюжетно-образные игрушки

Эти игрушки очень распространены и любимы как детьми, таки родителями. К этому виду относят игрушки, которые отражают образ человека, животных, транспорта или других предметов. С помощью подобной игры ребёнка можно познакомить с различными понятиями и ситуациями. Очень часто в продаже можно найти комплексные сюжетные игрушки, например наборы животных или техники.

Б)Радиоуправляемые игрушки

Радиоуправляемые игрушки позволяют малышу совершать необходимые манипуляции.

В)Спортивные игрушки

Такие игрушки способствуют физическому развитию малышей и подойдут для особо активных детей. Спортивные игрушки, в свою очередь, делятся на несколько подгрупп, которые характеризуются своим влиянием на разные мышцы. Некоторые спортивные игрушки больше способствуют развитию активных движений, бега, прыжков и т. д. (каталки, велосипеды и т. п.) Другая категория игрушек больше воздействует на укрепление мышц рук, развивает ловкость, координацию движений. К этим игрушкам можно отнести мячи, кегли и т. п. Игрушки для спортивных групповых игр помогают не только лучше развить себя физически, но и учат общению в коллективе.

Г)Моторные игрушки

Эти игрушки особенно полезны для самых маленьких детей т. к. моторные игрушки способствуют умственному развитию и даже речи. К моторным игрушкам относят игрушки, имеющие небольшие детали, например мозаика или мелкий конструктор.

Д)Обучающие игрушки

Это специальные обучающие игры, которые разделены по возрастным группам. Обычно это настольные игры, содержащие в себе различные цветные карточки. К обучающим играм можно отнести также кубики, конструкторы, лото и т. п.

Е)Строительные игрушки

К этим игрушкам относят наборы кубиков, конусов и других разнообразных фигур позволяющие ребёнку проявить всю свою фантазию. Строительный материал может быть крупных, средних и мелких размеров. Крупные и средние детали способствуют большей подвижности детей во время игры, тогда как мелкие детали привлекают в движения в основном только руки. С мелким конструктором ребёнку лучше играть сидя за столом.

Ж)Музыкальные игрушки

К этим игрушкам относят разнообразные имитаторы музыкальных инструментов, а также озвученные игрушки.

Как видно, игрушки, оказывается, могут не просто занять ребёнка на какое-то время, но и быть чрезвычайно полезными для его развития.

Виды игрушек по используемым материалам

Деревянные игрушки изготавливаются из различных пород дерева. Именно в наше время деревянные игрушки стали наиболее предпочтительны, особенно для маленьких детей т.к. считаются наиболее безопасными и экологичными.

Пластмассовые игрушки встречаются в продаже наиболее часто.

Резиновые игрушки - это оптимальный вариант для малыша. Самое главное, чтобы такая игрушка была сделана из неаллергенного и прочного материала, а также не была окрашена краской плохого качества.

Металлические игрушки наиболее прочны. Такие модели более высоки по цене.

Ткань и мех. Эти игрушки очень распространены и давно пользуются популярностью у детей и родителей.

Игрушки из керамики, фарфора и фаянса носят скорее декоративный характер и не подойдут маленькому ребёнку. Обычно из подобных материалов можно увидеть разнообразные куклы.

III. Практическая часть

Для 50-60-70-х годов характерна незамысловатая кукла – пупс из целлулоида или же из резины. Игрушка была недорогой, практичной в обращении: её можно было мыть, закапывать в песок, одевать. Очень популярной у нескольких поколений детей была мягкая игрушка «Мишка», которого шили из чёрного или коричневого плюша и набивали ватой, стружками или опилками. «Собачка», изготавливаемая также из плюша. Наблюдения показывают, что все ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др.Настоящие куклы были дорогими, большей частью девочки нянчили матерчатых матрёшек, возились с бумажными куклами, которых сами рисовали и вырезали. Особый интерес был в создании особого гардероба платьев, пальто, шуб, манто. В 50-х и 60-х годах для детей продавались такие картонные куколки, которые можно было одевать в бумажную одежду.

Нами было опрошено шесть респондентов, женщины и мужчины, чей детский возраст пришёлся на 50-е, 60-е и 70-е годы двадцатого столетия. Возраст наших респондентов: 74, 60, 59,57, 55 лет. Цель нашего интервью: узнать у наших респондентов, в какие игрушки они играли в детстве, и какова была функция этих игрушек в обществе.

Почти все назвали среди своих игрушек – мяч, часто сделанный из ткани, пластмассового пупса. В конце 60-х годов выбор игрушек стал более разнообразным, появилась возможность игрушки покупать.

Так, например, Прошкина Надежда Павловна(Писарева) вспоминает, что семья была многодетной 11 детей. Вместе с сестрами сами шили себе кукол. Играли, когда было время. А так,уже лет с 4 должны были помогать родителям. Вуйеков Владимир рассказал, что «любимыми игрушками у детей были плюшевые механические мишки, которые после завода ключиком издавали рычащие звуки».

Моя прабабушка Ручкина Раиса Ивановна, хорошо запомнила кукол головки-бюстики на манер фарфоровых. Их можно было купить и в магазине и сшить куклу дома. Грудную часть бюстика либо зашивали под материал туловища, либо нашивали сверху, в таком случае в нем прокалывали дырочки. На самой кукольной фабрике матерчатую часть кукол никогда не делали. Таких кукол маленькой Раечке привозила в подарок тётя. Вуйкова Наталья Григорьевна в детстве играла с бумажными куклами. У этих кукол и одежда, и тело были сделаны из бумаги. В такие куклы играли девочки нескольких поколений.

Прошкин Александр Петрович: «…игрушки мастерили своими руками, из подручных материалов. Летом бегали с «колесянками», которые изготовлялись из 2-х палок, оси, на которой кружилась шестерня, с цепью. Всё это снималось с с/х техники. Часто весной механик ходил по дворам и собирал шестерни и цепи. За что нас ругали родители».

Более подробная информация о наших респондентах дана ниже. Информация представляет определённый интерес для тех, кто интересуется историей, краеведением. Эти воспоминания могут стать материалом для нового исследования.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известный в Советском союзе исследователь детской игрушки Бартрам считал, что каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху.

Подводя итоги нашей исследовательской работы, обозначим основные моменты, включённые в неё:

- развитие «советской» игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма. Но здесь нужно отметить, что в период ВОВ производство игрушек было приостановлено, и он является сложным для развития «советской» игрушки.

- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. Современная игрушка также значима для общества, но остаётся открытым вопрос о том, как она влияет на ребёнка: положительно или отрицательно

Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью.

 

·


V.Источники

1. Гранин Д. Ленинградский каталог. Детская литература, 1984

2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, М., 1989, 160с.

3. Монахов Д.П. Мир игры и празднично – игровая культура детства. [Эл.ресурс]. Режим доступа: html:// www.happytimea.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список респондентов

1.Солдатова Наталья, 1960г.р.,д. Селище Новодугинского района

2.Вуейков Владимир Геннадьевич 1965г.р. д. Селище Новодугинского района

3.Прошкина Надежда Павловна 1962г.р д. Селище Новодугинского района

4.Вуейкова Наталья Григорьевна 1965 г.р. д.Селище Новодугинского района

5.Прошкин Александр Петрович 1958 г.р д.Селище Новодугинского района

6.Ручкина Раиса Ивановна 1956 г.р. д.Селище Новодугинского



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: