Крымская война (1853–1856) со всей наглядностью продемонстрировала техническое и экономическое отставание России. Русское правительство прекрасно осознало эти проблемы. Поэтому на первый план после завершения серии реформ стала проблема ускоренной промышленной модернизации страны, перевод её на капиталистические рельсы с целью создания национальной промышленности. Это отчетливо понимал Александр III☺, при котором и были заложены основы модернизации России. Для этого надо было решить две проблемы:
– Создать класс национальной буржуазии, обладающей необходимым начальным капиталом;
– Создать класс пролетариев, которые работали бы на новых промышленных предприятиях и свободного рынка рабочей силы.
Реформа 1861 года преследовали, среди прочих, и эти цели. Как известно, она ограбила крестьян и огромные суммы денег передала в руки помещиков. Последние получили 62% земли и выкуп (902 млн. руб.). Но если создать достаточную массу пролетариев и получилось, то с национальной буржуазией вышла загвоздка. Получив выкупные деньги, помещики не стремились вкладывать их в производство, предпочитая просаживать их за границей или покупать государственные ценные бумаги под небольшой, но верный %. К тому же, большинство помещиков просто не обладало необходимой предпринимательской психологией, привыкло жить на всём готовом и вести хозяйство по старинке.
А русское купечество, способное, по идее, заполнить вакантное место предпринимателей, было,
во-первых, не столь богато, как казалось,
во-вторых, в большинстве своём психологически не готово окунуться в океан чистой наживы, предпочитая вкладывать лишние суммы в строительство церквей и благотворительность.
Т.о., государство вынуждено было взять, хотя бы на первых порах, роль капиталиста и предпринимателя на себя.
Железные дороги
Крымская война обнаружила, что у нас нет железных дорог, важнейшего элемента стратегического развертывания армий и экономического развития. Поэтому, перво-наперво, и приступили к строительству этой системы артерий, способной связать страну в единое целое.
За рубежом это достаточно выгодное дело брала на себя буржуазия, в России же в 1860–1870 гг. они могли строиться только благодаря казенным субсидиям и гарантиям, но не по частной инициативе.
Правительство старалось не отстать от западных стран и проводило либеральную политику. Внутренний рынок не был защищён от иностранной конкуренции, поэтому, хотя правительство отпускало громадные суммы на строительство железных дорог, предприятия промышленности росли крайне медленно. Ведь английские машины и металлы были гораздо дешевле отечественных, поэтому подрядчики предпочитали не выпускать оборудование на вновь создаваемых по этому случаю заводах, а закупать в Англии (даже с доставкой в СПб. Рельсы в Англии стоили в 3 раза дешевле). Поэтому хотя железные дороги довольно быстро опутывали сетью европейскую часть России, национальная тяжёлая промышленность развивалась крайне медленно. Наши капиталисты предпочитали вкладывать свои деньги в легкую, прежде всего текстильную, промышленность, где и оборот быстрее, и прибыли больше. Поэтому русский капитализм получил название «ситцевого».
Индустриализация страны в конце XIX в. связана с именем Сергея Юльевича Витте (1849–1915). ☺ Выходец из голландских переселенцев, он окончил Одесский университет. Т.к. железнодорожное дело было «на плаву», он избрал своей специальность это поприще. В 1880-е гг. состоял начальником Юго-Западных дорог (это было акционерное общество, занимавшееся строительством и эксплуатацией ж/д на Украине и юге России).
В 1888 г. на Витте обратил внимание Александр III, после катастрофы в Борках (окрестности Харькова), когда начальник Юго-Западных дорог предупреждал персонал царского поезда о недопустимости движения с высокой скоростью, во избежание гибели государя. Устав от подобострастности чиновников, Александр III ценил в Витте (помимо деловых качеств) умение «резать правду–матку».
В 1890 г. Витте становится директором ж/д департамента в Министерстве финансов.
В 1892 г. министром путей сообщения, и чуть позже – министром финансов (до августа 1903 г.) Он задумал и провел серию реформ с традиционной для России задачей – «догнать и перегнать» Запад. Иначе, предупреждал Витте, Россия станет колонией Запада.
☺ Методами реформы Витте избрал стимулирование национальной экономики:
☺ 1) В 1891 г. при прямом участии Витте был принят покровительственный таможенных тариф. ☺Ввозные пошлины были увеличены по сравнению с тарифом 1868 г.:
– на чугун – в 10 раз; ☺
– на машины и оборудование – в 8 раз; ☺
– на х/б ткани – в 2 раза; ☺
– на керосин – в 3 раза; ☺
– на рельсы – в 4,5 раза; ☺
– на паровозы – в 4 раза. ☺
Новый таможенный тариф создал тепличные условия для отечественного производителя и сильнейшим образом стимулировал капиталовложения в российскую промышленность.
Идеологом протекционизма и индустриализации в России был Д.И. Менделеев, который горячо поддерживал инициативы Александра III и Витте, явился главным разработчиком тарифа 1891 г. Он написал книгу, которую назвал «Мысли к познанию России». ☺ «Хватит нам дурью маяться. Хвалиться, что мы житница Европы. Россия никогда не выберется из отсталости и навсегда останется сырьевым придатком Запада, если не разовьет обрабатывающую промышленность».
Александр III тоже был фанатиком протекционизма. Он стремился подавать личный пример подданным. При нём занялись возделыванием винограда в царских имениях в Крыму и на Северном Кавказе (Массандра, Абрау - Дюрсо), появились эти впоследствии знаменитые вина. Сам Александр III и его придворные пили только русские вина. Александр III положил начало разведению чая на Кавказе. При Александре III было положено начало выращиванию Среднеазиатского хлопка в промышленных масштабах. ☺
☺ 2) Обеспечено перетекание денежной массы из ценных бумаг в реальный сектор экономики. Для этого в 1889–1892 гг. была снижена доходность государственных облигаций внутреннего займа с 5 до 4%. Т.е. их доходность сразу упала на 20% – 1/5. Тем самым правительство стимулировало русских держателей облигаций вкладывать деньги в более доходный реальный бизнес, чем в ценные бумаги.
☺ 3) В 1894 г. вводится госмонополия на продажу водки. Это немедленно повлекло за собой рост казённых доходов. В 1900 -х гг. бюджет государства на 1/3 формировался за счёт доходов от торговли водкой.
☺ 4) В 1897 г. была проведена денежная реформа. Основным её содержанием было введение золотого стандарта рубля (ассигнации свободно обменивались на золото, и вводился золотой червонец). Тем самым вводилась конвертируемость рубля, что способствовало привлечению иностранных инвестиций (ведь инвесторов в первую очередь интересует вывоз прибыли в звонкой монете, а не в русских фантиках).
3. Результаты реформ ☺
Все эти меры действительно привели к промышленному рывку. И результаты были впечатляющими:
1) ☺ Сумма иностранных капиталовложений увеличилась с 214 млн. руб. (1890) до 911 млн. руб. (1900) т.е. в 4 раза и составила ½ всех акционерных капиталов в стране.
2) ☺ Всего производство в промышленности выросло на 112% (1890–1900).
3) ☺ Протяженность ж/д выросла в 4 раза, достигнув 60 тыс. км (больше было только в США) ☺
Рост на % | Россия | Англия | Германия | США |
Выплавка чугуна | 190% | 18% | 72% | 50% |
Производство железа | 116% | 8% | 78% | 63% |
Добыча угля | 131% | 22% | 52% | 61% |
Добыча нефти | 132% | –– | –– | –– |
Х/б производство | 100% | Вся Европа 33% | 25% | |
Доля в мировом производстве на 1900 г. | 5% | 20% | 17% | 30% |
(доля Франции – 7%)
☺ Но у медали была и оборотная сторона:
☺ 1) Россия не преодолела порядкового (стадийного) отставания от ведущих индустриальных держав по совокупным показателям объёма производства, она занимала только пятое место в мире (в советский период – 2, сейчас – 16). Но по объёмам производство она отставала от США в 6 раз, а по показателям на душу населения занимала одно из последних мест в Европе.
☺ 2) Огромные масштабы имел вывоз капитала – прибылей и процентам по долгам – т.е. сначала иностранцы чуть-чуть вложат, потом очень много вывезут. Этот огромный вывоз выражался в виде хронического дефицита платежного баланса: ☺
1894–1898 | – 802 млн. руб. |
1899–1903 | – 894 млн. руб. |
1904–1908 | – 778 млн. руб. |
1909–1913 | –1296 млн. руб. |
И это притом, что торговый баланс был всегда положительным (одного хлеба ежегодно в 1890-е гг. вывозили на 500 млн. руб.)
☺ 3) Зависимость России от иностранного капитала (минимум на 50% нашу экономику контролировали иностранцы). Вряд ли это можно назвать положительным для наших национальных интересов.
☺ 4) Столь резвое развитие капитализма неизбежно вызывало обнищание народных масс. Индустриализацию Витте оплачивало крестьянство (ему приходилось переплачивать за все металлические изделия отечественного производства – косу, топор, плуг – в 2–3 раза больше, чем за импортные до тарифа 1891 г.).
☺ 5) Государственное банкротство, на грани которого оказалась Россия при Витте.
Рост государственного долга России:
2492,9 млн. руб. | |
4452,1 млн. руб. | |
8701,8 млн. руб. | |
Ок.12 млрд. руб. – самый большой долг в мире |
В 1900 г. Россию накрыл промышленный кризис. Причин было несколько:
1) Он являлся частью общемирового кризиса перепроизводства.
2) Перегрев экономики от искусственно завышенных капиталовложений в металлургическую промышленность (322 млн. руб. ежегодных инвестиций). Как известно, в 1900 г. Транссиб был закончен, и русские металлургические заводы лишились своего главного заказчика.
Столь быстрый рост промышленности не соответствовал действительному росту благосостояния населения и его потребления, не оправдывался спросом, держался на казённых заказах и субсидиях (взятых, в свою очередь, в долг). Столь быстрый рост промышленности не соответствовал действительному росту благосостояния населения и его потребления, не оправдывался спросом, держался на казённых заказах и субсидиях (взятых, в сою очередь, в долг). Процветание это было мнимым, рост – искусственным.
После 1903 г. ежегодные капиталовложения составляли уже не более 40 млн. руб. Это – то, что реально мог поглотить российский рынок, весьма узкий.
Вслед за экономическим кризисом 1900–1903 гг., как известно, последовала русско-японская война и революция 1905 г.