Оценочный материал представлен в Программе аттестации (Приложение1) Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов. Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) и на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке). В период осенних, зимних, весенних, летних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных и категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Методы:
· Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, диспут, работа с книгой, дискуссия, лекция;
· Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов, карт, графического изображения;
· Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов;
· Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
· Метод применения информационно-коммуникационных технологий, позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, обмена информацией на специализированных WEB-страницах по спортивному туризму, выполнение диагностических тестов и заданий по психологической подготовке спортсменов.
|
Формы учебной деятельности предусматривают два вида организации учебного процесса.
Организационная форма: занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.(спортивные тренировки, практические и зачетные занятия)
Свободная форма: имеют характер расширенного активного досуга
(экскурсии, походы, соревнования, игры, праздники)
Рекомендуемые типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия, тестирование.
Рекомендуемые формы занятий: учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по ОФП и СФП в спортивном зале и на местности. Кроме того, используются такие формы, как соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видеозанятие и др.
Основной составляющей подготовки спортсменов-туристов являются учебно-тренировочные сборы и многодневные соревнования по спортивному туризму и ориентированию. Походы проводятся, как правило, в каникулярное время вне часов, заложенных в учебно-тематическом плане как средство релаксации и оздоровления, обучающихся.
Программно-методическое обеспечение:
- наличие методического и дидактического материала по туризму,
|
ориентированию и т.д. (программы и методические рекомендации)
- наличие правил и руководств для проведения различных соревнований,
- компьютерное обеспечение (программы для судейства, рисовки карт и т.п)
- учебная и художественная литература, журналы («Экспедиция», «Верти-кальный мир», «GEO», «Внешкольник», «Дополнительное образование» и т.д.)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для теоретических и практических занятий
- спортивный зал для проведения тренировок по ОФП, СФП, спортивных игр
- туристское снаряжение (рюкзаки, палатки, спальники, снаряжение для отработки технических и тактических приемов по туризму, ориентированию и т.д.)
- спортивный инвентарь (лыжи, мячи и т.д)
- спортивная форма
- картографический материал
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Воробьев Г.А. и др. Эколого-краеведческие походы школьников. - Вологда: 1997.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
3. Бызов Б.Е. Коваленко А.Н. Военная топография – М., 1990.
4. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети, туризм. - М.: ЦДЮТур, 1995.
5. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур, 1995.
6. Программы спортивное ориентирование. - М: ЦДЮТур, 1999.
7. Правила соревнований по спортивному ориентированию – М.: ЦДЮТур, 2004.
8. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей /Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ - М., 2000.
9. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2000-2004 гг. 2004 – 2008 гг. – М.
|
10. Спортивное ориентирование /программы для системы дополнительного образования детей - М.: ЦДЮТур, 1999.
11. Программы юные судьи туристских соревнований. - М: ЦДЮТур, 1999.
12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей //образование в документах// 1997. - №9 – с.36 – 46.
13. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Министерства образования РФ От 15.07.92 № 293).
14. Письмо Министерства образования РФ № 15-Т от 30.08.1996.
15. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ.
16. «Школа безопасности». Временные правила организации и проведения соревнований учащихся РФ.
17. Программы дополнительного образования детей. Спортивный туризм: ту-ристское многоборье. Выпуск 5. М.: Советский спорт, 2003.
Для обучающихся.:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур, 1999.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1973.
4. Григорьев В.Н. Водный туризм. М.: Профиздат, 1990.
5. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1986.
7. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М.: физкультура и спорт, 1979.
8. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990.
9. Берман А. Юный турист. – М., 1977.
10. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897 – 1997). – М.: ФСО РФ, 1997.
11. Ингстрем А. В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Ч. 1. – М., 1979.
12. Райнхольд Месснер. Хрустальный горизонт. – М.: Планета, 1990.
13. Самодеятельное туристское снаряжение / сост. Лукоянов П.И/ Н.Новгород, 1997.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Акелькин В. И. и др. Люди идут по свету. Книга-концерт. М.: Физкультура и спорт, 1990 г, 399 с.
2. Андреев Ю. А. и др. Среди нехоженых дорог одна – моя. Сборник туристских песен. М.: Профиздат, 1989 г.,440 с.
3. Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М: Профиздат, 1990 г, 256 с.
4. Куприн А. М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977 г, 121 с.
5. Стрижев А. Н. Туристу о природе. (Мир туристских интересов – фенологические наблюдения в походе). М: Профиздат, 1986 г, 176 с.
6. Скрягин Л. Н. Морские узлы. М: Транспорт, 1994 г, 128 с.
7. Попчиковский В. Ю. и др. Туристские спортивные маршруты. М.: Профиздат, 1989 г
8. Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985 г.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
№ п/п | Показатели результативности | форма определения результативности | уровень |
1 | Мотивация обучающихся | педагогическое наблюдение | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий 20- 50 % |
2 | Сохранность контингента | количество обучающихся на начало и конец учебного года | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий 20- 50 % |
3 | Эффективность обучения | уровень освоения программы | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий - 20- 50 % |
4 | Отзывы родителей | анкетирование | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий - 20- 50 % |
5 | Отзывы обучающихся | анкетирование | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий - 20- 50 % |
6 | Участие в конкурсах, соревнованиях | грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности и т.д. | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий - 20- 50 % |
ИТОГ | высокий – 81 -100% средний – 51 – 80% низкий - 20- 50 % |
Для оценки результативности выбраны уровни: низкий, средний, высокий. Общий результат по совокупности показателей.
Результат ниже 20% не учитывается.