РОЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Н.К. РЕРИХА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА




Переступив порог нового тысячелетия, человечество перешло в своем развитии в новую эпоху. Прошедшая эпоха была ознаменована многими революционными открытиями в различных областях науки, достижениями в культуре, дающими импульс дальнейшему развитию человеческого сознания. В начале нового тысячелетия становится все более актуальным и значимым духовно-нравственное совершенствование личности, без которого не представляется возможным дальнейший прогресс человеческого общества. Человечество начинает понимать по-новому глобальные законы мироздания, ему становится присущ планетарный взгляд на проблемы человеческого бытия, формируется новое мировоззрение в русле понимания космических законов развития жизни.

Вопросы культуры, образования, воспитания будоражили умы многих мыслителей. Огромное значение в поддержке нравственно-духовного возрождения человечества имеет уникальное наследие Николая Константиновича Рериха. Великий художник, мудрый, обладавший широким кругозором философ, литератор, путешественник и археолог, знаток истории, востоковедения и религии Николай Рерих вошел в историю мировой культуры еще и как убежденный и целеустремленный гуманист.

Гуманная педагогика, философия, психология и искусствоведение призваны научить молодое поколение не только культуре слова, но и культуре мысли, поступков, расширить границы мышления человека до осознания себя неотъемлемой частью Вселенной. Для этого человеку необходимо поменять само отношение к жизни, повышать уровень самосознания, развивать духовность. Формирование человеческой личности с высокими нравственными качествами является задачей самой трудной, но в то же время и самой важной в процессе развития человеческой цивилизации. Большую роль в становлении личности всегда играли воспитание и образование, направляющие мировоззрение молодого поколения в русло понимания основных задач каждого нового исторического периода.

Духовность и культура - основа высокой цивилизации. Где почитается духовность и культура - там мир и мудрое решение социальных и экономических проблем, там закрепляются идеи толерантности, нет места религиозному экстремизму, преступности, наркомании.

В этой ситуации возникает необходимость срочно обратиться к культуре как синтезу науки, искусства, философских и духовных учений, для чего следует пересмотреть, переосмыслить цели и ценности образования, воспитания, ведь главная ценность на Земле - это дети. Как мы их воспитаем, такое и получим общество.

В настоящее время педагогика должна решать задачи:

духовно-нравственное развитие младших школьников, подростков и молодежи на принципах гуманной педагогики;

духовно-нравственное воспитание детей в семье;

эстетическое воспитание, развитие чувства прекрасного у детей;

подготовка педагогических кадров на принципах гуманной педагогики.

Духовно-нравственные искания человека приобретают особенно значимый характер в переходные исторические периоды, которым часто сопутствует упадок экономического благосостояния и духовно-нравственных устоев. Все это негативно влияет на мировоззрение самого человека, на его отношение к природе и, в целом, на всю планету.

Исходя из сознания того, что наша планета - это часть космоса, мы приходим к выводу, что духовность - великая мощь в космосе, высокая духовность - это любовь ко всему прекрасному, она порождает любовь к знанию, заставляет ощущать красоту мироздания. Накопление духовного способствует познанию законов природы, рождает гармонию внутреннего мира человека, расширяет его сознание, способствует освобождению человека от невежества и предрассудков.

Однако, как отмечает доктор философских наук В.В.Фролов, определяющая роль в развитии духовности принадлежит самому человеку, который своим внутренним устремлением, освобождаясь от несовершенств и преодолевания, воспитания, духовности.

Н.Рерих относился к понятиям «учитель», «школа» с глубоким уважением. Он говорил, что учитель должен быть духовным, творчески работающим человеком. Учитель прежде всего ответственен как перед собой, так и перед детьми.

Н. Рерих перечисляет ряд таких общих ценностей учителя, как терпение, любовь и свобода в сердце, наблюдение за качеством мысли ученика, ведение на путь Прекрасного. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Требовательный и строгий учитель должен быть справедливым, должен приветствовать постоянный процесс сотворчества. Учитель должен позаботиться, чтобы на уроках царила атмосфера бодрости, чтобы учение укрепляло волю, формировало характер. «... Духовные лечения помогут не только предотвратить и телесные осложнения, они не только остановят разложение духовное…» Педагогика ненасилия перекликается с идеями свободного воспитания. Течение это появилось в XVII веке и было тесно связано с идеями Ж-Ж. Руссо, сторонника естественного воспитания. В основе «естественного воспитания» лежит принцип природосообразности. Воспитание должно быть естественным, т.е. ему должно быть свойственно понимание значения возрастных особенностей развития ребенка. Человеческая природа осознается как чувственное существо, как самобытный и неповторимый субъект моральных отношений. Под «свободным воспитанием» Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание в специально созданных определенных условиях, стимулирующих развитие положительных черт или направляющих в нужное русло нежелательные качества. В воспитании не должны быть использованы меры принуждения. Благодаря свободе, воспитанник перестает быть инструментом в руках воспитателя и представляет собой самостоятельный субъект. Николай Рерих считал, что надо воспитывать в человеке желание действовать в интересах других людей. Целью воспитания в своей педагогической теории творец считал подготовку личности к социальной жизни и выработку в ней навыков к совершенствованию, умение и желание оставаться нравственной личностью в любых обстоятельствах. Воспитанию и обучению должна сопутствовать радость, чтобы ребенок с удовольствием их воспринимал. Свободное воспитание - это воспитание, ведущее к полному раскрытию способностей с учетом конкретно-чувственного опыта ребенка.

 

Список использованной литературы, источники:

1. Алёхин А.Д. Н.К. Рерих. К 100-летию со дня рождения. М: Знамя, 1974, 39 с.

2. Алёхин А.Д. Творческий метод Н.К. Рериха // Н.К. Рерих: жизнь и творчество. М, 1978. с. 40- 62.

3. Архангельский Л.М. Социально этические проблемы теории личности. М: Мысль, 1974. 221с.

4. Баныкин Н.П. Семь лекций по Живой Этике. Новосибирск: Изд во Н-восиб. гос. ун-та., 1991. 96с.

5. Магомедова А. Д. Педагогические возможности использования творческого наследия Н. К. Рериха в духовно-нравственном развитии личности: Дис.... канд. пед. наук: Махачкала, 2006, 160 с.

6. Рерих Н.К. Зажигайте сердца о культуре и искусстве. M.: Молодая гвардия, 1990. 190 с.

7. Рерих H. К. О вечном: книга о воспитании. М: Дидактическая литература, 1991. 462 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: