Для северных районов нашей Родины морские сообщения жизненно необходимы, так как большинство этих районов не связано системой железных и шоссейных дорог страны. Как и в предвоенные годы, в Арктику нужно было ввозить продовольствие, строительные материалы, техническое оборудование, горючее и грузы, необходимые для обеспечения полярных станций и постов, В то же время из Нарьян-Мара и Дудинки вывозили уголь, из Игарки — лес, из Амдермы — флюорит, из Нордвика (море Лаптевых) — соль. Все суда перевозили пассажиров в различные пункты Арктики.
В ходе войны роль морских перевозок возросла, особенно в пункты Беломорского побережья и Кольского полуострова, вследствие того, что противник перерезал Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал.
Внутренние морские перевозки осуществлялись по четырем основным направлениям: Кольский залив — Белое море; Белое море — Арктика; Кольский залив — Мотовский залив; между различными пунктами Белого моря. Наиболее безопасным было плавание внутри Белого моря, куда вражеские корабли не рисковали прорываться. Перевозки из Кольского залива в Мотовский залив были систематическими и очень оживленными. Этим путем осуществлялось снабжение Северного оборонительного района (СОР) и войск правого фланга 14-й армии, который в октябре 1944 г. передвинулся в район Петсамо и Киркенеса.
Перевозки в Мотовском заливе осуществлялись под постоянным воздействием артиллерии и авиации противника. В периоды полярной ночи и нелетной погоды перевозки производились на одиночных судах среднего тоннажа. В период полярного дня перевозки выполняли мотоботы и дрифтерботы. Самолеты противника гонялись за каждым беззащитным судном. Поэтому мы перешли к системе конвоирования групп мотоботов катерами с прикрытием их истребителями. Однако и теперь условия перехода были очень опасными. В дальнейшем все грузы для частей СОР и 14-й армии доставлялись в основном до наступления полярного дня, а перевозки в светлое время производились на сторожевых катерах ОВР. Мужественно действовали команды мотоботов, дрифтерботов и катеров, которые, продолжительное время находясь под огнем артиллерии противника и отражая атаки самолетов, выполняли свои задачи по доставке грузов.
|
В августе 1941 г. была сформирована Беломорская военная флотилия, основной задачей которой было обеспечение безопасности плавания кораблей и транспортов в Белом море, восточной части Баренцева моря и в Арктике.
4 сентября два самолета МБР-2 при очередном поиске обнаружили западнее мыса Канин Нос подводную лодку в позиционном положении. В момент погружения подводной лодки самолеты сбросили на нее четыре бомбы. Вскоре на поверхности моря появилось большое масляное пятно, однако впоследствии потопление лодки не подтвердилось. Очевидно, она была только сильно повреждена.
В начале войны командование Северного флота приступило к оборудованию отстойных пунктов, где в случае опасности во время перехода по маршрутам могли бы укрыться транспорты. Для прикрытия отстойных пунктов устанавливались береговые и зенитные батареи. В то же время было ускорено строительство военно-морской базы Иоканьга и аэродрома в восточной части Кольского полуострова, которые имели важнейшее значение для обеспечения безопасности плавания наших конвоев на подходах к Белому морю и в целом для обороны Белого моря.
|
Для защиты судоходства в Арктике и юго-восточной части Баренцева моря, где не было ни баз, ни аэродромов, ни береговой обороны, в сентябре 1941 г. был создан Северный отряд, в состав которого вошли четыре сторожевых корабля, группа полярной авиации под командованием известного полярного летчика И. П. Мазурука и четыре береговые батареи. В 1942 г. немцы расширили зону действия своих сил на востоке, где Северный флот имел наиболее слабую оборону. Это требовало увеличить силы, оборонявшие западный сектор Арктики. В 1942 г. на Новой Земле была создана временная военно-морская база с основным пунктом базирования в губе Белушья. Командиром базы был назначен капитан 1 ранга А. И. Дианов, начальником штаба — капитан 2 ранга Ф. И. Кравченко. В районе губы Белушья позже был построен аэродром. Несмотря на суровые условия, Новоземельская военно-морская база обеспечивала базирование кораблей и самолетов, являясь важным промежуточным пунктом на внешней и арктической коммуникациях.
Скопление большого числа судов в Арктике было хорошим объектом для нападения неприятельских подводных лодок и надводных рейдеров. Фашистское командование, понимая, какое важное военное и экономическое значение имеет арктическая коммуникация, стало посылать надводные корабли и подводные лодки для ее нарушения. Исходный пункт арктического маршрута Архангельск подвергался воздушным налетам. На подходах к порту противником были выставлены с самолетов мины.
|
С 24 по 28 сентября тяжелый крейсер «Хиппер» и четыре эскадренных миноносца поставили минное заграждение у пролива Маточкин Шар. На этом заграждении 11 октября подорвался и затонул дозорный сторожевой корабль № 23. 26 ноября севернее мыса Канин Нос наскочил на мину ледокол «Микоян», следовавший вместе с ледоколом «Ленин» в охранении эскадренного миноносца «Урицкий» и двух тральщиков. Мина взорвалась за кормой и не причинила больших повреждений.
Таким образом, минная угроза возникла сразу в огромной зоне от Архангельска до проливов Югорский Шар и Маточкин Шар. С большим напряжением тральщики Беломорской военной флотилии осуществляли траление фарватеров и опасных районов. Были уничтожены 21 донная и 4 якорные мины.
На арктической коммуникации кроме подводных лодок пытались действовать и крупные надводные корабли противника. 16 августа из Норвегии вышел немецкий рейдер — тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Он поднялся на север до кромки льда и затем, идя на восток, обогнул мыс Желания и вошел в Карское море. Самолет с крейсера обнаружил во льдах караван советских судов, однако суда скрылись в тумане, и крейсер не смог их увидеть. 25 августа в 180 милях юго-западнее мыса Челюскин «Адмирал Шеер» встретил ледокольный пароход «Александр Сибиряков» и, подняв для маскировки американский флаг, запросил его семафором: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого и где находится караван транспортов и ледоколов». Не отвечая на запрос, ледокольный пароход повернул к о. Белуха. Капитан «Александра Сибирякова» старший лейтенант А. А. Качарава, искусно маневрируя, стремился пробиться через лед и в то же время сбить пристрелку противника.
Буржуазный историк Юрг Мейстер в книге «Война на море в восточноевропейских водах» писал, что шлюпки, спущенные с «Адмирала Шеера», подобрали 21 человека. Другие русские отказались сесть в шлюпку. Девять человек из команды «Александра Сибирякова» предпочли смерть фашистскому плену.
Корабли, идущие ныне по Северному морскому пути, у о. Белуха приспускают Государственный флаг и салютуют гудками кораблю-герою и героям-сибиряковцам.
Командование фашистского рейдера так и не смогло получить от сибиряковцев сведений о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и о местонахождении каравана судов. Операция с громким названием «Вундерланд», целью которой было уничтожение каравана советских судов, провалилась, так как две подводные лодки, действовавшие вместе с крейсером «Адмирал Шеер», разведывательных сведений не дали, а самолет с крейсера при возвращении из очередного полета разбился.
В то же время советскому командованию из радиограмм с «Александра Сибирякова» стало известно о нахождении рейдера в Карском море, и оно приняло срочные меры к его уничтожению. В район севернее Новой Земли была послана подводная лодка с целью атаковать крейсер при его возвращении из Карского моря. На восточных аэродромах для поиска и уничтожения рейдера сосредоточилась авиация.
Пробыв некоторое время в Карском море, рейдер направился к о. Диксон, где, не ожидая сопротивления, рассчитывал на легкую добычу. 27 августа наблюдательный пост Диксона заметил подходивший вражеский корабль. В порту была объявлена боевая тревога и изготовлены к бою наличные средства, в том числе и находившийся там сторожевой корабль «Дежнёв» (СКР-19).
На Диксоне были установлены три батареи: 152–, 130– и 45-мм. В связи с пассивностью противника в Карском море решено было эти батареи снять и установить на Новой Земле, где немецкие корабли стали появляться все чаще. Батареи были сняты с позиций и стояли на пирсе, готовые к погрузке на сторожевой корабль «Дежнёв». Однако в связи с появлением вражеского рейдера было приказано восстановить батареи на прежних позициях. К моменту боя успели восстановить только зенитную батарею, а 152-мм двухорудийная полевая батарея была подготовлена к ведению огня с причала.
Фашистские подводные лодки, действовавшие на нашей арктической коммуникации, так и не смогли выявить основные маршруты и время движения конвоев. Гитлеровцы пытались организовать взаимодействие подводных лодок с самолетами-разведчиками, но самолеты не обладали нужной дальностью полета, и их приходилось заправлять горючим с подводных лодок. В северных морях посадка гидросамолетов на воду — дело очень сложное и опасное, и в конце концов противник от этого отказался.
Летом 1943 г. англо-американское морское командование, как и в предыдущем году, прекратило движение своих конвоев в северные порты Советского Союза. Большие силы немецкого флота, сосредоточенные на севере Норвегии для операций на коммуникации Англия — Советский Союз, бездействовали, поэтому часть их была переброшена на наши арктические коммуникации. Самолеты противника действовали до района Белого моря включительно, подводные лодки — до пролива Вилькицкого. Надводные корабли противника лишь эпизодически появлялись в восточной части Баренцева моря для постановки минных заграждений.
Начиная с сентября 1943 г. вражеские подводные лодки резко повысили свою активность в Карском море и, действуя группами, добились некоторого успеха. Они потопили четыре транспорта, тральщик и гидрографическое судно, обстреляли некоторые зимовки наших полярников, поставили мины у о. Диксон и на других узлах коммуникаций.
Командование Беломорской военной флотилии (командующий вице-адмирал С. Г. Кучеров, начальник штаба капитан 1 ранга Ф. В. Зозуля), получив сведения о проходе вражеских подводных лодок вокруг мыса Желания, для борьбы с ними начало стягивать к о. Диксон и в губу Белушья на Новой Земле корабли и самолеты флотилии. Однако трудности базирования не позволили сосредоточить в Арктике такое количество боевых кораблей, которое могло бы обеспечить безопасное плавание всех судов. Из Карского моря были приведены две группы транспортов и ледоколов с сильным охранением, в составе которого было пять эскадренных миноносцев, два сторожевых корабля и четыре тральщика. Но часть судов не успели вывести до образования льда.
Решением Государственного Комитета Обороны 15 транспортов и вспомогательных судов были оставлены на зимовку в Арктике.
После того как в августе 1942 г. тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» прошел в Карское море, каждое лето в район севернее мыса Желания посылалась подводная лодка с задачей уничтожения фашистских кораблей при их попытке проникнуть в Карское море. Подводные лодки, дежурившие на позиции севернее мыса Желания, не встречали противника, подводники-североморцы называли эту позицию неблагодарной.
Подводная лодка С-101 под командованием молодого командира капитан-лейтенанта Е. Н. Трофимова (на борту находился командир дивизиона капитан 3 ранга П. И. Егоров) уже семнадцать суток находилась на позиции к северо-востоку от мыса Желания. 28 августа 1943 г. в 10 часов 18 минут акустик старшина 1-й статьи М. А. Филиппов доложил, что слышит шумы винтов подводных лодок. Трофимов осмотрел в перископ горизонт и обнаружил рубку подводной лодки противника. Начав сближение с вражеской лодкой, Трофимов вызвал командира дивизиона, который в соответствии с приказом командира бригады подводных лодок на время торпедной атаки вступил в командование подводной лодкой. (Этот приказ был вызван тем, что вступивший в командование лодкой Е. Н. Тро
Беломорская военная флотилия совместно с кораблями Северного флота успешно решила задачу защиты арктических морских сообщений.
За время войны по внутренним коммуникациям Заполярья прошел 1471 конвой в составе 2568 транспортов и 3617 военных кораблей, на которых были перевезены более 1172,1 тыс. человек, 3863 орудия, 380 танков, 88 самолетов, 13566 автомобилей и другие воинские грузы общей массой более 1,5 млн тонн.
В ходе войны росли силы флота и ширился размах боевых действий. Если в начале войны было 8 эскадренных миноносцев, то в конце войны их стало 17. До войны было 15 сторожевых катеров, не оборудованных средствами радиолокации и гидроакустики, к концу войны их стало 51, почти все они были оборудованы новейшими техническими средствами. Перед войной на флоте совсем не было больших охотников за подводными лодками, к концу войны их насчитывалось 45.
Значительно возросли тральные силы. К началу войны в составе флота было всего два тральщика. В последний период войны противоминную безопасность на театре обеспечивали более 40 тральщиков и катеров-тральщиков, оснащенных новейшими образцами тралов.
В системе обороны портов, баз, якорных стоянок и, прибрежных коммуникаций значительную роль играла береговая артиллерия, число орудий которой в ходе войны увеличилось почти в четыре раза.
Наибольшее развитие получила противовоздушная оборона. Особенно усилилась противовоздушная оборона главной базы флота, т. е. района Кольского залива. К концу войны ее осуществляла дивизия ПВО.
В борьбе с подводными лодками, минной опасностью и с авиацией противника особо отличились бригада дозорных кораблей (командир капитан 1 ранга А. З. Шмелев), переформированная в 1944 г. в Киркенесскую ордена Ушакова I степени бригаду охотников за подводными лодками, 6-й Краснознаменный дивизион тральщиков (командир капитан 3 ранга М. Н. Моль), 118-й Краснознаменный разведывательный авиационный полк (командир с 1944 г. подполковник Н. Г. Павлов, с 1.7.44 г. — подполковник С. К. Литвинов) и др.
Состав флота
Корабельный состав на 22 июня 1941: На 22 июня 1941 года в составе Северного флота находились 8 эсминцев, 15 подводных лодок (были сведены в бригаду Северного флота), 7 сторожевых кораблей, 1 минный заградитель, 2 тральщика, 14 сторожевых катеров, вспомогательные суда. ВВС флота на 22 июня 1941:
ВВС СФ на 22.06.1941 насчитывали 116 боевых самолётов, командующий являлся - генерал-майор авиации А.А.Кузнецов). В состав входили:
118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
24-е отдельное авиационное звено связи — 2 МБР-2;
34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.
Боевые действия
В ходе войны в задачи флота входило прикрытие приморского фланга 14-й армии от вражеских десантов и обстрелов кораблей, защита своих путей морского сообщения и удары по коммуникациям врага, нарушавшие транспортные перевозки противника и лишавшие его инициативы на море. Флот внёс огромный вклад в оборону Заполярья.
Флот также высадил 15 оперативно-тактических и тактических морских десантов (общей численностью более 16 000 человек), не считая многочисленных высадок разведывательных отрядов в тыл врага. Большую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе Большая Западная Лица в 1941-м и 1942-м годах, на мыс Пикшуев и десантная операция в Мотовском заливе. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десанты в губе Малой Волоковой, в порту Лиинахамари и в Варангер-фьорде.
Флот формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и на Северном Кавказе.
С 1942 по 1944 гг. в Полярном на ротационной основе базировались 2-3 английских подводных лодки, надводные корабли Англии и США. При сопровождении конвоев на Север погибли 40 000 моряков союзных флотов