Последовательность этапов работы с аутентичным текстом рассматривается следующим образом.
Предтекстовый этап, по мнению Е.А.Маслыко, направлен на подготовку к чтению. На данном этапе снимаются языковые трудности, происходит ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажно создать условия для дальнейшей работы с текстом, т.е. создать доброжелательную атмосферу в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу. На предтекстовом этапе вводятся упражнения, которые предназначены для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования [22].
Рассмотрим некоторые виды заданий, которые можно использовать на предтекстовом этапе работы с аутентичным текстом на примере учебника «Enjoy English» для 4 класса М.З.Биболетовой. Для этого обратимся к теме «времена года» [2, c. 11-12].
На данном этапе можно задать наводящие вопросы учащимся, которые будут связаны с содержанием текста, например:
What is your favourite season? What is the weather like in this season?
Также можно использовать иллюстрации. Например, учитель показывает изображения, связанные с текстом, в данном случае - временами года (но при этом учащиеся еще не видят текст) и затем дает следующие задания:
Try to define the theme of the text according to the picture. What is the text about?
Учитель может организовать групповую работу. Для этого необходимо на доске выписать словосочетания и предложить учащимся в группах придумать историю, связанную с данными словами.
Например: to like winter, green grass, to walk in the park, to ride bikes, a lot of apples.
|
Н.А. Соловьевич предлагает обучающимся на текстовом этапе коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения [21].
Рассмотрим, какие типы упражнений используются на данном этапе, обращаясь к УМК «Enjoy English» для 4 класса М.З. Биболетовой:
• Найти антонимы к прилагательным в тексте (It’s rainy in autumn. It’s sunny in summer);
• Найти в тексте глаголы в будущем простом времени (Tomorrow the weather will be fine. What will you do next winter?);
• Перевести 3 абзац;
• Попробовать понять слова, выделенные в тексте, а затем проверить перевод по словарю (We’ll go to the park and have a picnic. My dad and my brother Jim will fly a kite.) [2, c. 16-17].
И.В.Жукова рассматривает послетекстовый этап как этап работы с текстом, предназначенный для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности [6].
Приведем в качестве примера упражнения, которые используются на данном этапе в УМК «Enjoy English» для 4 класса М.З.Биболетовой:
· Исправить ошибки в предложениях:
The frog live in the river. What has a ducks got?
· Ответить на вопросы после текста:
Who lives in the river? What do the children see in the sky [2, c. 7-8]?
· Дополнить предложения:
1. Dad and Jim will …
2. Mum and Jill will …
3. They will …
· Прочитать письмо еще раз и ответить на вопросы, которые задала Джил в конце письма.
What is your favourite season? What do you like to do in this season? What will you do next winter [2, с. 17]?
· Даны картинки, в соответствии с содержанием прочитанного текста надо найти описание к ним.
|
The first picture: Miss Chatter sees that children are sad in that town.
The second picture: Miss Chatter and children dig the ground, put in the seeds, plant the trees and water the flowers.
· Найти прилагательные в тексте и поставить их в сравнительную и превосходную степень.
Small – smaller – the smallest;
Tall – taller – the tallest;
Warm – warmer – the warmest [2, с. 43-44].
· Найти все неправильные глаголы в тексте:
Went, sat, was, saw, took, look.
· Данным русским выражениям найти английский эквивалент из текста.
Гуляли в лесу - walked in the forest;
Было жарко - it was hot;
Увидели птичку – saw a small bird.
· Представить, что история, о которой говорится в тексте, произошла с вами. Расскажите, что бы вы сделали.
What would you do if a bird had fallen from the tree [2, с. 51]?
Таким образом, для развития навыков и умений чтения необходимо использовать различные упражнения. Подобные задания способствуют не только более эффективному усвоению текста и более глубокому его пониманию, но и расширению лексического запаса, развитию умения понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, а также совершенствованию речевых навыков.