МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРК
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
«ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВья и возрождения»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК И
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»,
«РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Очной формы обучения
СОСТАВИТЕЛЬ:
старший преподаватель
кафедры иностранной филологии
Седых Анна Ивановна
РЕЦЕНЗЕНТ: доцент кафедры
иностранной филологии, к.ф.н.
Майборода Алексей Анатолиевич
Рассмотрена и рекомендована на заседании
Кафедры иностранной филологии
От «_27_»__августа__2008 г. (протокол № _1_)
Ялта, 2008
ВСТУПЛЕНИЕ
Программа изучения дисциплины "История зарубежной литературы" составлена в соответствии с местом и назначением указанного курса в структурно-логической схеме, предусмотренной учебно-профессиональной программой подготовки бакалавра по соответствующему направлению, и охватывает весь спектр смысловых модулей, обозначенных аннотацией. Программа составлена с учётом минимального количества часов, предусмотренных стандартом образования и согласована с рабочим учебным планом на 2008-2009 учебный год.
Курс рассчитан на студентов филологических специальностей 1 года обучения, имеющих достаточный уровень знаний по предмету в рамках школьной программы и курса «Античной литературы»..
Предметом изучения является литература Средневековья и Возрождения.
Объектом изучения является система произведений периода Средневековья и Возрождения. Также предметом рассмотрения является процесс и основные этапы формирования литературно-критической мысли, а также труды выдающихся исследователей произведений Средневековья и Возрождения. В общей сложности период изучения охватывает временной промежуток с V по XVI век н. э.
Отдельным вспомогательным предметом рассмотрения является социально-историческая обстановка развития общества, процесс формирование политических, социальных и религиозных систем, а также их влияние на развитие литературно-философской мысли.
Терминологический раздел программы знакомит студентов со средневековыми и возрожденческими реалиями, раскрывает содержание понятийно-терминологической базы, призванной стать основой для успешного усвоения литературы последующих периодов, а также ряда смежных гуманитарных дисциплин: латинского языка, теории литературы, методики преподавания литературы, философии, социологии, этики и других социально-филологических дисциплин.
Курс дисциплины профессионально ориентирован, согласован со школьной программой как в вопросе излагаемого материала, так и в вопросе ориентирования на усвоение студентами комплекса знаний и овладение рядом умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Истории зарубежной литературы периода Средневековья и Возрождения» является частью общего курса, посвящённого изучению европейских литератур. Он охватывает два основополагающих периода зарождения и становления европейских литератур. Указанный курс не является независимой самостоятельной дисциплиной, а становится в ряд с другими филолого-социальными курсами, призванными расширить кругозор студентов, подготовить их к осуществлению профессиональной деятельности, содействовать выработке у них научного подхода к изучению предмета, а также развить навыки самостоятельной исследовательской работы.
В процессе обучения осуществляется комплексная реализация практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, что способствует повышению культурного, общеобразовательного и профессионального уровня студентов. И сопутствует решению как основных, так и целого ряда дополнительных целей.
Основной целью изучения указанного курса дисциплины является овладение студентами полным комплексом знаний по истории зарождения, становления и развития литературы древнего периода, периода Античности, Средневековья и Возрождения, установление связей между этими периодами и уяснение значения достижений литературно-философской мысли указанного периода для становления и развития национальных европейских литератур в системе формирования общей мировой литературы.
Достижение основной цели осуществляется в процессе реализации ряда дополнительных целей:
· Знакомство с основными произведениями указанных периодов;
· Знакомство с основными направлениями развития и становления жанров и стилей;
· Знакомство с теорией формирования литературных жанров и направлений;
· Знакомство с историей зарождения, становления и развития национальных литератур;
Основной задачей, которая должна быть решена в процессе обучения, является формирование и дальнейшее развитие необходимых для выполнения описанных целей умений и навыков. Курс, исходя из этого, предполагает:
· овладение навыками начального литературного анализа;
· овладение навыками сопоставительного анализа композиционных аспектов текста;
· овладение обязательным комплексом литературных терминов и понятий;
· овладение навыками самостоятельной сопоставительной и аналитической работы;
· овладение навыками выразительного чтения;
· овладение навыками сопоставительного анализа вариантов литературных переводов;
· овладение навыками самостоятельной работы с научно-справочной литературой с выработкой умений реферирования и конспектирования научных статей;
· усвоение страноведческого и исторического материала в объеме необходимом для работы над курсом дисциплины.
По окончании курса студент должен:
· уметь охарактеризовать особенности развития литературы указанных периодов,
· уметь раскрыть специфику эстетических систем Античности, Средневековья и Ренессанса,
· уметь охарактеризовать литературные направления и определить специфику литературных периодов,
· уметь проанализировать творчество выдающихся писателей эпохи, продемонстрировать знание текстов художественных произведений,
· уметь охарактеризовать идейные и художественные особенности изученных произведений,
· уметь применять при анализе произведений принципы отдельных монографических исследований, рассмотренных в рамках теоретического курса,
· выказать знания специфики формирования литературных жанров, эволюции художественной формы,
· уметь свободно беседовать по любой из тем указанного курса с основой на текст и с применением литературно-критических терминов и понятий.
Курс «История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение» рассчитан на второй семестр и состоит из 36 часов аудиторной и 18 часов самостоятельной работы. Аудиторная работа включает в себя 16 часов лекций и 20 часов семинарских занятий. За указанный период студенты выполняют одну контрольную работу, сдают экзамен по курсу дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты получают основные знания и навыки в таких областях как:
· история литературы;
· теория литературы;
· начали литературного анализа;
· история философской и социальной мысли;
· история стран указанного периода.
2.1. Тематический план курса с распределением учебного времени по модулям и темам
Й семестр
№ | Тема курса | Общее количество часов | Лекции | Семинарские занятия | Самостоятельная работа |
1. | Литература Средневековья. Клерикальная литература. | ||||
2. | Архаический и классический героический эпос. | ||||
3. | Рыцарская литература. Поэтика и проза. | ||||
4. | Эпоха Возрождения в Италии | ||||
5. | Литература Возрождения в Германии | ||||
6. | Литература Возрождения во Франции | ||||
7. | Литература Возрождения в Англии | ||||
8. | Литература Возрождения в Испании. Сервантес. | ||||
2.1.2. Тематический план курса с распределением по темам лекционных и практических занятий.
№ | Название темы | Лекция | Семинарское занятие |
1. | Литература Средневековья. Клерикальная литература. | 1. Исторические процессы периода Средневековья и клерикальная литература этого периода. | |
2. | Архаический и классический героический эпос. | 2. Архаический эпос и его особенности. Уладский цикл. «Беовульф». «Старшая Эдда». «Младшая Эдда». «Сны Бальдры». | 1. Европейский классический эпос. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». «Песнь о моем Сиде». |
3. | Рыцарская литература. Поэтика и проза. | 3. Рыцарская лирика. Рыцарский роман. Трубадуры. Артуровский цикл. «Тристан и Изольда». «Окассен и Николет». | |
4. | Эпоха Возрождения в Италии | 4. Данте Алигьери. Творчество и эпоха. «Божественная комедия». 5. Литература и искусство эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Петрарка. Джованни Боккаччо. «Декамерон». | 2. Данте «Божественная комедия». Данте герой и автор жития. Вселенная и Космос. Образы Вергилия и Беатриче. Время и пространство. Закон золотого сечения. 3. Творчество Петрарки. Жизненный и творческий путь Петрарки. «Книга песен» История написания. Тематика и проблематика лирики. Мотивно-образная система. 4. Итальянская новелла периода Возрождения. Джованни Боккаччо Структура сборника «Декамерон» Тематика и проблематика произведения. |
5. | Литература Возрождения в Германии | 6. Северное Возрождение. Германия и Нидерланды. Себастьян Брант. «Корабль дураков». Эразм Роттердамский. «Похвала глупости». | 5. С. Брант и Э. Роттердамский. Сатира и морализм. «Корабль дураков». «Похвала глупости». Система ценностей и мотивно-образная система произведений. |
6. | Литература Возрождения во Франции | 7. Возрождение во Франции. Франсуа Вийон. Тема жизни и смерти и их поэтическая интерпретация в произведениях эпохи Возрождения. «Баллада примет». «Баллада пословиц». 8. Франсуа Рабле. Особенности творчества. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». | 6. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Педагогические идеи романа. Высмеивание захватнической войны. Анализ образа короля Пикроколя. Концепция идеального общества. |
7. | Литература Возрождения в Англии | 9. Возрождение в Англии. Вильям Шекспир Общая характеристика. Периодизация творчества. «Шекспировский вопрос». | 7. Вильям Шекспир. Сонеты. Сонет как жанр литературы. Английский сонет. Принцип проникновения в человеческую психологию, поэтизация человека и его чувств. Особенности ренессансного восприятия любви. 8. Вильям Шекспир. Трагедия «Гамлет». Тематика и проблематика Образ принца Датского. Горацио и Гамлета. Озрик. Женские образы. Динамика и прогрессивность. |
8. | Литература Возрождения в Испании. Сервантес. | 10. Мигель Сервантес. «Дон Кихот». Тематика романа. Жанровое своеобразие. Сюжет и композиция. Образы главных героев. Комизм и трагизм образов романа. |
2.2. Тематика и планы лекций.
Второй семестр
лекция 1: Исторические процессы периода Средневековья и клерикальная литература. (2 часа).
- Понятие «средние века», хронологические рамки.
- Феномен рыцарства.
- Христианская церковь и наука.
- Городская культура.
- Основные формы и жанры клерикальной литературы.
- Блаженный Августин и его произведения «О Граде Божьем» и «Исповедь».