ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРК

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

"ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

«ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВья и возрождения»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК И

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»,

«РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Очной формы обучения

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

старший преподаватель

кафедры иностранной филологии

Седых Анна Ивановна

 

РЕЦЕНЗЕНТ: доцент кафедры

иностранной филологии, к.ф.н.

Майборода Алексей Анатолиевич

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании

Кафедры иностранной филологии

От «_27_»__августа__2008 г. (протокол № _1_)

 

 

Ялта, 2008


ВСТУПЛЕНИЕ

Программа изучения дисциплины "История зарубежной литературы" составлена в соответствии с местом и назначением указанного курса в структурно-логической схеме, предусмотренной учебно-профессиональной программой подготовки бакалавра по соответствующему направлению, и охватывает весь спектр смысловых модулей, обозначенных аннотацией. Программа составлена с учётом минимального количества часов, предусмотренных стандартом образования и согласована с рабочим учебным планом на 2008-2009 учебный год.

Курс рассчитан на студентов филологических специальностей 1 года обучения, имеющих достаточный уровень знаний по предмету в рамках школьной программы и курса «Античной литературы»..

Предметом изучения является литература Средневековья и Возрождения.

Объектом изучения является система произведений периода Средневековья и Возрождения. Также предметом рассмотрения является процесс и основные этапы формирования литературно-критической мысли, а также труды выдающихся исследователей произведений Средневековья и Возрождения. В общей сложности период изучения охватывает временной промежуток с V по XVI век н. э.

Отдельным вспомогательным предметом рассмотрения является социально-историческая обстановка развития общества, процесс формирование политических, социальных и религиозных систем, а также их влияние на развитие литературно-философской мысли.

Терминологический раздел программы знакомит студентов со средневековыми и возрожденческими реалиями, раскрывает содержание понятийно-терминологической базы, призванной стать основой для успешного усвоения литературы последующих периодов, а также ряда смежных гуманитарных дисциплин: латинского языка, теории литературы, методики преподавания литературы, философии, социологии, этики и других социально-филологических дисциплин.

Курс дисциплины профессионально ориентирован, согласован со школьной программой как в вопросе излагаемого материала, так и в вопросе ориентирования на усвоение студентами комплекса знаний и овладение рядом умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Истории зарубежной литературы периода Средневековья и Возрождения» является частью общего курса, посвящённого изучению европейских литератур. Он охватывает два основополагающих периода зарождения и становления европейских литератур. Указанный курс не является независимой самостоятельной дисциплиной, а становится в ряд с другими филолого-социальными курсами, призванными расширить кругозор студентов, подготовить их к осуществлению профессиональной деятельности, содействовать выработке у них научного подхода к изучению предмета, а также развить навыки самостоятельной исследовательской работы.

В процессе обучения осуществляется комплексная реализация практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, что способствует повышению культурного, общеобразовательного и профессионального уровня студентов. И сопутствует решению как основных, так и целого ряда дополнительных целей.

Основной целью изучения указанного курса дисциплины является овладение студентами полным комплексом знаний по истории зарождения, становления и развития литературы древнего периода, периода Античности, Средневековья и Возрождения, установление связей между этими периодами и уяснение значения достижений литературно-философской мысли указанного периода для становления и развития национальных европейских литератур в системе формирования общей мировой литературы.

Достижение основной цели осуществляется в процессе реализации ряда дополнительных целей:

· Знакомство с основными произведениями указанных периодов;

· Знакомство с основными направлениями развития и становления жанров и стилей;

· Знакомство с теорией формирования литературных жанров и направлений;

· Знакомство с историей зарождения, становления и развития национальных литератур;

Основной задачей, которая должна быть решена в процессе обучения, является формирование и дальнейшее развитие необходимых для выполнения описанных целей умений и навыков. Курс, исходя из этого, предполагает:

· овладение навыками начального литературного анализа;

· овладение навыками сопоставительного анализа композиционных аспектов текста;

· овладение обязательным комплексом литературных терминов и понятий;

· овладение навыками самостоятельной сопоставительной и аналитической работы;

· овладение навыками выразительного чтения;

· овладение навыками сопоставительного анализа вариантов литературных переводов;

· овладение навыками самостоятельной работы с научно-справочной литературой с выработкой умений реферирования и конспектирования научных статей;

· усвоение страноведческого и исторического материала в объеме необходимом для работы над курсом дисциплины.

По окончании курса студент должен:

· уметь охарактеризовать особенности развития литературы указанных периодов,

· уметь раскрыть специфику эстетических систем Античности, Средневековья и Ренессанса,

· уметь охарактеризовать литературные направления и определить специфику литературных периодов,

· уметь проанализировать творчество выдающихся писателей эпохи, продемонстрировать знание текстов художественных произведений,

· уметь охарактеризовать идейные и художественные особенности изученных произведений,

· уметь применять при анализе произведений принципы отдельных монографических исследований, рассмотренных в рамках теоретического курса,

· выказать знания специфики формирования литературных жанров, эволюции художественной формы,

· уметь свободно беседовать по любой из тем указанного курса с основой на текст и с применением литературно-критических терминов и понятий.

Курс «История зарубежной литературы. Средневековье и Возрождение» рассчитан на второй семестр и состоит из 36 часов аудиторной и 18 часов самостоятельной работы. Аудиторная работа включает в себя 16 часов лекций и 20 часов семинарских занятий. За указанный период студенты выполняют одну контрольную работу, сдают экзамен по курсу дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты получают основные знания и навыки в таких областях как:

· история литературы;

· теория литературы;

· начали литературного анализа;

· история философской и социальной мысли;

· история стран указанного периода.

2.1. Тематический план курса с распределением учебного времени по модулям и темам

Й семестр

Тема курса Общее количество часов Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
1. Литература Средневековья. Клерикальная литература.        
2. Архаический и классический героический эпос.        
3. Рыцарская литература. Поэтика и проза.        
4. Эпоха Возрождения в Италии        
5. Литература Возрождения в Германии        
6. Литература Возрождения во Франции        
7. Литература Возрождения в Англии        
8. Литература Возрождения в Испании. Сервантес.        
           

 


2.1.2. Тематический план курса с распределением по темам лекционных и практических занятий.

Название темы Лекция Семинарское занятие
1. Литература Средневековья. Клерикальная литература. 1. Исторические процессы периода Средневековья и клерикальная литература этого периода.  
2. Архаический и классический героический эпос. 2. Архаический эпос и его особенности. Уладский цикл. «Беовульф». «Старшая Эдда». «Младшая Эдда». «Сны Бальдры». 1. Европейский классический эпос. «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах». «Песнь о моем Сиде».
3. Рыцарская литература. Поэтика и проза. 3. Рыцарская лирика. Рыцарский роман. Трубадуры. Артуровский цикл. «Тристан и Изольда». «Окассен и Николет».  
4. Эпоха Возрождения в Италии 4. Данте Алигьери. Творчество и эпоха. «Божественная комедия».   5. Литература и искусство эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Петрарка. Джованни Боккаччо. «Декамерон». 2. Данте «Божественная комедия». Данте герой и автор жития. Вселенная и Космос. Образы Вергилия и Беатриче. Время и пространство. Закон золотого сечения. 3. Творчество Петрарки. Жизненный и творческий путь Петрарки. «Книга песен» История написания. Тематика и проблематика лирики. Мотивно-образная система. 4. Итальянская новелла периода Возрождения. Джованни Боккаччо Структура сборника «Декамерон» Тематика и проблематика произведения.
5. Литература Возрождения в Германии 6. Северное Возрождение. Германия и Нидерланды. Себастьян Брант. «Корабль дураков». Эразм Роттердамский. «Похвала глупости». 5. С. Брант и Э. Роттердамский. Сатира и морализм. «Корабль дураков». «Похвала глупости». Система ценностей и мотивно-образная система произведений.
6. Литература Возрождения во Франции 7. Возрождение во Франции. Франсуа Вийон. Тема жизни и смерти и их поэтическая интерпретация в произведениях эпохи Возрождения. «Баллада примет». «Баллада пословиц». 8. Франсуа Рабле. Особенности творчества. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». 6. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Педагогические идеи романа. Высмеивание захватнической войны. Анализ образа короля Пикроколя. Концепция идеального общества.  
7. Литература Возрождения в Англии 9. Возрождение в Англии. Вильям Шекспир Общая характеристика. Периодизация творчества. «Шекспировский вопрос». 7. Вильям Шекспир. Сонеты. Сонет как жанр литературы. Английский сонет. Принцип проникновения в человеческую психологию, поэтизация человека и его чувств. Особенности ренессансного восприятия любви. 8. Вильям Шекспир. Трагедия «Гамлет». Тематика и проблематика Образ принца Датского. Горацио и Гамлета. Озрик. Женские образы. Динамика и прогрессивность.
8. Литература Возрождения в Испании. Сервантес. 10. Мигель Сервантес. «Дон Кихот». Тематика романа. Жанровое своеобразие. Сюжет и композиция. Образы главных героев. Комизм и трагизм образов романа.  

2.2. Тематика и планы лекций.

Второй семестр

лекция 1: Исторические процессы периода Средневековья и клерикальная литература. (2 часа).

  1. Понятие «средние века», хронологические рамки.
  2. Феномен рыцарства.
  3. Христианская церковь и наука.
  4. Городская культура.
  5. Основные формы и жанры клерикальной литературы.
  6. Блаженный Августин и его произведения «О Граде Божьем» и «Исповедь».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: