ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ




ЛЕКЦИЯ

(4 часа)

1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

Одной из основных проблем философии является (начиная с Сократа) проблема человека. К этой проблеме возвращались неоднократно, например, в эпоху Возрождения, в Новое время наоборот, в периферии философского осмысления.

Обострение интереса к проблеме человека в постклассической философии, антропологический поворот. Это вызвано усиливающейся ролью человека в целом в обществе, в природе. Проблема человека поэтому становится одной из центральных проблем философии 20 в. Тогда же обозначаются основные стратегии осмысления проблемы человека. Притом каждая из этих стратегий что-то тянет за собой из классики.

Стратегии можно разделить на два класса по тому, как исследуется сама проблема:

– рассмотрение человека как некоего объекта, объективистская версия, объектный подход; какими свойствами обладает этот объект: естественными (натуралистическая стратегия), мышлением (рационалистическая стратегия), социальными;

– рассмотрение самого человека, субъективистский подход, отталкивающийся от индивидуальности человека.

 

Натуралистическая стратегия. Человек – это элемент природы, и все в нем естественно, как в природе. И естественно – это прекрасно. Французское Просвещение. У Пушкина “барышня крестьянка” и т.д. У Руссо “цивилизация человека портит”. Человек – очень совершенное природное существо – это один подход. А другой подход – человек – это ущербное животное, существо, задавленное культурой (например, Фрейд и его табу). Следующая версия этого же плана – научный материализм. Речь идет о том, как формируется психический образ. Мысль человека – материальный процесс (почти как вульгарный материализм). Еще есть социобиология. Пытается понять социальные качества человека, отталкиваясь от его биологической природы.

 

Рационалистическая стратегия. Отличие человека от животного мира в отм, что он может мыслить. Я мыслю, следовательно, я существую, – вот основная черта. Декарт, Гегель.

 

Социологизаторская стратегия. Идет от Маркса. Сущность человека – это совокупность всех его общественных отношений, в которые он погружен. Чтобы изменить человека, нужно изменить его окружение, а по Марксу – изменить историческую обстановку.

Это все подходы объективистского плана. Каждый из них имеет свои достоинства. Натуралистический – легко прослеживаются законы, они берутся из естествознания, и это позволяет привязать сюда науку. Рационалистический подход – констатирует кардинальное отличие человека от остального мира живых существ, способность к мышлению и критической рефлексии. Социологизаторский подход – дает человеку перспективы решения его проблем. В полной мере этим подходом пользоваться опасно.

 

Отталкиваемся от человеческой индивидуальности. Къеркегор, Достоевский, Гоголь (“Шинель”). Феноменология. Экзистенциализм. Он исследует просто природу человека (не отдельно биологической и не отдельно социальной, а всей вместе). Человек – это свободное существо, потому что незавершенное существо. Человек обречен на свободу, так как каждую секунду ему приходится чего-то выбирать.

 

2. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

 

Происхождение человека – это одна из главных проблем философии и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию природы человека, его сущности и предназначения в этом мире.

В философии существовали различные подходы ненаучного плана, сформировавшиеся в ту эпоху, когда толковых научных сведений еще не было: креационистский, уфологический.

Потом появились научные концепции, а затем уже философские концепции.

Эволюционная теория появления человека на основе теории классической эволюции Дарвина. Человек стал зарождаться 5 млн. лет назад. Человек появился в процессе естественного отбора в процессе эволюции. Факторы: прямохождение, изменение объема мозга и изменение функции руки.

Достоинство: эта версия обладает наибольшей логичностью и согласованностью в объяснении появления человека.

Ограничения: нет переходных форм, новые открытия по времени появления древнего человека.

Этот подход в 70-е гг. 19 в. позволил философии сформировать свою собственную философскую концепцию происхождения человека: трудовую концепцию антропосоциогенеза (Энгельс).

По этой теории, основные факторы формирования человека – труд и речь.

Достоинство: эта концепция исходит из главного отличия человека от остального животного мира – способности к трудовой деятельности.

Ограничение – не объясняет возникновение эмоционального мира человека, духовной культуры, науки, искусства.

 

И тогда в культуре 20 в. появляются новые подходы к этой проблеме.

 

Психоаналитическая концепция Фрейда. Она обратила внимание на то, что ускользало от трудовой концепции. Человек живет в мире культуры. Мир культуры – это система запретов и табу. Культура по отношению к Оно, к глубинным резервуарам человеческой психики носит, репрессивный характер. Объясняет возникновение культуры через тотемирование как стремление защитить свой род путем задания нормативов поведения, возникновение религии. Ограниченность: тотемизм как форма религиозного опыта – это далеко не универсальная вещь.

 

Семиотическая концепция. Человек здесь – человек символический. Человек как биологическое существо ущербен. Его ущербность в том, что генетически транслируемые программы поведения у него очень расшатаны по сравнению с миром животных. Его инстинкты слабо выражены. Поэтому для него открылась возможность действовать не только в рамках своего вида, но и симулировать с помощью символов деятельность в рамках другого вида. Например, ритуальные танцы перед охотой или военным столкновением как стремление выработать необходимый эмоциональный настрой. Кассире, 20 в.

 

Игровая концепция. Человек играющий. Впервые предложил Хейзинга. Игра – это действие, избыточное по отношению к материальному производству. Она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей. Но игра стимулирует выработку мыслительных способностей. Игра с одной стороны – совокупность правил, с другой стороны – это свобода оперирования в рамках этих правил. Ярче всего игровая деятельность в этом отношении проявляется в языке.

 

 

3. Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.

 

1) Философия 20 в. выработала представления о базисных характеристиках человека. Одной из таких характеристик выступает коммуникация.

2) Что такое коммуникация?

3) Какие бывают коммуникации?

4) В соответствие с тем, как трансформируется коммуникация, можно проследить, как развивается человеческое общество. И так мы выходим на массовое общество и массовую коммуникацию.

5) Что такое массовое общество, массовая коммуникация. Какие существуют версии философского анализа массовой личности?

 

Коммуникация – это знаково-символьное взаимодействие между людьми, несущее в себе смысловую нагрузку.

 

Это смысловой аспект взаимодействия. Пример. На узкой дороге встречаются два велосипедиста. Коммуникативное действие – увидев друг друга, они начинают выруливать так, чтобы не столкнуться. Коммуникативные действия предполагают ориентацию на другого и выявление смысла этой ориентации. Пример классификации типов коммуникаций: индивидуальная коммуникация (небольшое число людей), публичная коммуникация (большое число людей), массовая коммуникация (огромное число людей).

 

Можно структурировать и по другому принципу.

 

Автокоммуникация ­– мы ведем диалог с самим собой, и этот другой в нас – это представитель некой референтной группы, общества, совесть. Герберт Маклюэн в своих работах проанализировал фундамент функционирования общества массовой коммуникации.

Выделяют различные типы коммуникации, и различные типы общественных отношений по принципу господствующей коммуникации.

Общество аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возможность внушение, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.

Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возможность анализировать, сопоставлять различные фрагменты и т.д.

 

Во второй половине 20-го в. появляется радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность информации, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда человек воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировая деревня.

 

Массовое общество, это общество, в котором массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великий героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процессы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ – движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем.

 

Элита и массы. Первым анализировал эту проблему Хосе Ортега-и-Гассет. Массовое общество с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость – так это тоже стандарт – выглядеть не так как все). Ценится непрерывно расширяющееся потребление. Это общество массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Ценности, превносимые массовой культурой. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие человека, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры – все-таки есть какой-то просветительский момент, например, борьба с наркоманией.

 

Массовый человек. Усредненность притязаний, не стремится к высоким свершениям, у него отсутствует жизненный проект. Он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя. Некритичное отношение к реальности, конформизм. Аполитичность. Непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общества требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты. Довольство собой, переходящее в самодовольство. Отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Что отличает человека элиты? – Труд, интеллект и ответственность.

4. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

 

1) проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;

2) эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);

3) экзистенциальзм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.

4) Перечисляем параметры.

 

Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все говорено ранее.

 

Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.

 

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.

 

Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

 

Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.

 

Смерть. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной. А как координату, которая помогает определить ценность жизни. Поэтому человеческая индивидуальность лучше всего проявляется перед лицом смерти, когда с человека слетают все маски. Индивидуальность проявляется в отношении к смерти. Смерть открывает нам ценность жизни.

 

Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.

Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

 

5. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

 

Проблема понимания сознания сложна и имеет множество разрешений. Самое упрощенное представление о сознании дает материализм и так называемая «теория отражения»: сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная человеку. Сознание человека является функцией «того особенно сложного куска материи, которая называется мозгом человека».

По версии материалистов, сознание возникает у человека в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности. (Философский словарь. 1954 г.).

Современное определение сознания более качественно: сознание — способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Образное определение сознания М. К. Мамардашвили: Сознание — светящаяся точка, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь. в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал.

 

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т. д., вызванные взаимодействием Я и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т. д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, но отдает отчет себе в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом.

Процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для возникновения сознания необходимо, чтобы человек взял свое мышление под контроль самой мысли, то есть занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, есть ли какая-либо цель к его мыслительном внимании к данному предмету.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании.

Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование Я, как состояния выделенности человека из природы и из сообщества других людей.

Существуют различные стратегии исследования и понимания сознания:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: