объективно-идеалистическая (на уровне Абсолюта, Бога)




Пантеистическая (сознание всюду и везде)

Реалистическая (сознание человека)

Натуралистическая,

Вульгарно-материалистическая (только мозг).

Соответственно в качестве потенциально возможных источников сознания представляются:


космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида;
внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов;
социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.;
духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;
мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания.

самая общая структура сознания имеет следующий вид:

Сверхсознание

Левое полушарие Правое полушарие сознание в узком смысле
Формирование нравственного Я
Логико-понятийный компонент сознания Ценностно-смысловая компонента
формирование сознательного Я
Телесно-перцептивные способности (ощущения), восприятия Эмоциональная компонента
формирование телесного Я

Бессознательное

Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда.

Явления психики, которые мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера бессознательного, часто связанная со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью внушениям, например, рекламы и пр.

Бессознательное — совокупность психических явлений состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом действуют на сознание.

 

В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1956—1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство.

Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения — психоанализ.

С помощью этого метода анализировали «комплекс» конкретного человека, выводили его из сферы бессознательного — в сферу сознания, и таким образом человек вылечивался, осознав свои проблемы.
Фрей выделял три сферы в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO).


ОНО — слой бессознательных влечений, где главенствует принцип наслаждения
Я сфера сознания, здесь главенствует принцип реальности
СВЕРХ-Я — личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны мира.

 

Я — является посредником между миром и ОНО, стремится сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны — привести мир в соответствие с желаниями ОНО.

В целом, можем сделать вывод, что Фрейд преувеличивал значение Оно по отношению к Я (если не иметь в виду патологию).

«Коллективное бессознательное» К. Г. Юнга

К. Г. Юнг (1875—1961) — последователь Фрейда, швейцарский психолог и психиатр. Если Фрейд исследовал бессознательное в связи с индивидуальной жизнью человека, то Юнг исследовал явления бессознательного, связанные с коллективной жизнью людей, с жизнью рода, закрепленные в психике человека исторически и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Подобные структуры бессознательного Юнг называл «коллективным бессознательным», а его элементы — архетипами. То есть Юнг пополнил «комплексы» Фрейда архетипами и таким образом обогатил наше понимание бессознательного.

Если личное бессознательное с помощью психоанализа можно выявить и осознать, то коллективное бессознательное в чистом виде невозможно вывести в область сознания. Оно может проявлять себя лишь косвенно.

Коллективное бессознательное (состоящее из совокупности архетипов) — есть, по сути, возможность, передающаяся по наследству.

Возможность формирования определенных образов, определенных представлений, которые могут появляться у разных людей, никак не связанных между собой в этой жизни. (Примеры архетипов: «мудрого старца», «отца-защитника», «матери-земли»). Архетипы позволяют представителям самых разных народов понимать символику не только свою, но и чужую. Архетипы проявляются в сновидениях, в художественном творчестве. Например, схожие сказочные образы независимо повторяются в сказках разных народов. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, сохраненных в подсознании, передававшихся по наследству и принявших современную форму благодаря тому, что сознание и творчество перевели их из внутреннего мира во внешний.

В целом, бессознательное — это хранитель богатых возможностей внутреннего мира человека, источник его творческих находок. Бессознательное играет большую роль в творчестве, особенно в художественном, так как является почвой для возникновения и формирования художественных образов.

С другой стороны, бессознательное может проявить себя в антиобщественном поведении, поэтому необходимо переводить энергию бессознательного — в творческое русло (сублимация).

 

6. Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта.

 

Проблема взаимосвязи сознания и языка – это традиционная философская проблема. В классике и постклассике она трактуется по-разному. Говорим, как. Выходим на проблему коммуникации. Постклассику, в частности, интересует язык как средство коммуникации, позволяющее нам проникнуть в сознание.

 

В классической философии язык выступает как средство мышления, как материальная оболочка человеческой мысли. Есть и другие оболочки: жест, взгляд и др.

 

Но язык – наиболее стандартная, обще употребительная, трансформируемая и легко транслируемая оболочка. – Когнитивная функция языка. Язык аккумулирует человеческий опыт, передает от одного поколения к другому. Язык – это средство воздействия. Словом можно воздействовать на человека, человек необычайно внушаем по отношению к слову. Язык – это средство коммуникации, общения. Одна из проблем в рамках диалектического материализма – единство языка и мышления. В классике главное – язык – это материальная оболочка процесса мышления.

 

Постклассическая философия смещает акцент на коммуникатиную функцию языка.

 

Отсюда язык выступает как средство постижения мира, средство передачи информации о мире, средство, которое задает единство социального мира.

 

Человеческая жизнь – это игра в языке, общество – это коммуникативное целое.

 

Процессы получения, переработки, усвоения информации, выраженной с помощью языка, невозможно было осваивать с помощью науки, кроме психологии, до конца 40-х гг.

 

Появляются ламповые машины. И тут вопрос: а способна ли машина мыслить? Дав крайних подхода: нет, ни в коем случае и да, свободно, хоть сейчас.

 

Любой автомат легко научить писать стихи на уровне большого поэта эпохи, только надо промоделировать тот фон, в котором этот поэт живет и творит. А зачем нам вообще это – делать искусственного человека, когда любая женщина за 9 месяцев вам естественным образом его создаст? Мы нуждаемся в тех системах, которые будут подсоединены к организму человека и увеличат его возможности. Решение определенных задач с четкой формализацией, распознавание образов, системы автоматизированного перевода, распознавание образов и изображений. Робототехника, интеллектуальные роботы, новая архитектура ЭВМ, пытающаяся подсмотреть мозг человека. Интеллектуальные системы: банки данных, системы, автоматизирующие решение расчетно-конструкторских задач, автоматизированные системы управления. Интеллектуальные системы, основанные на знаниях – экспертные системы, обучающие системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: