Магистр по направлению подготовки 45.04.01. Филология




готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

· научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях;

· педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

· прикладная (переводческая, редакторская, экспертная) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации;

· в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социаль но-гуманитарной деятельности;

· проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;

· организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

 

 

Программа дисциплины «Филология»

Раздел

«Русский язык»

Язык как важнейшее средство человеческого общения и как средство выражения мысли. Речь как виды и акты использования языка в качестве средства общения и орудия выражения мыслей. Основные функции языка и их характеристика: коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, номинативная, функция обобщения. Вопрос о происхождении человеческого языка. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка. Факторы, обусловившие развитие человеческого языка.

Формирование русского национального языка. История русской лексикографии.

Основные типы словарей русского языка. Толковые словари русского языка. Словарь Даля, его особенности. Орфографические словари. Орфоэпические словари. Ассоциативные словари. Этимологические словари. Словари стилистически ограниченной лексики. Словообразовательный анализ слова. Понятие морфемы. Типы морфем. Корневые и аффиксальные морфемы. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы. Префиксы и постфиксы. Суффиксы и флексии. Понятие основы.

Учение о частях речи. Понятие части речи. Проблема выделения частей речи. Критерии выделения частей речи. Знаменательные части речи и их грамматические признаки.

Служебные части речи и их грамматические признаки. Основные части речи в русском языке. Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений.

Понятие синтаксиса. Предложение и словосочетание. Основные признаки предложения. Структурная схема предложения. Структурные типы предложений. Актуальное членение предложения. Понятие языковой нормы. Стилистическая дифференциация русской лексики.

Функции языка. Понятие «функция» применительно к теории языкознания. Коммуникативная функция и ёё место среди других функций языка. Номинативная, когнитивная и другие частные функции языка.

Язык и мышление. Различные подходы к соотношению языка и мышления. Виды мышления и их связь с языком. Проблема невербальности мышления. Речевые зоны мозга, их функционирование.

Язык и общество. Общественная природа языка. Общественные факторы, влияющие на развитие и функционирование языка. Формы существования языка. Койне, социальные диалекты, территориальные диалекты, литературный язык. Формирование русского литературного языка. Языковая политика, ее формы.

Основные единицы языка. Проблема выделения единиц языка. Особенности основных единиц языка. Фонемы, морфемы, слова, предложения.

 

Перечень вопросов для вступительного испытания

1. Основные этапы развития русского языка.

2. Родство языков славянских народов.

3. К истории алфавита у славян.

4. Диалекты русского языка.

5. Вклад Петра Великого в развитие русской письменности.

6. Из истории звуковой системы русского языка.

7. Основной принцип русской орфографии.

8. Происхождение и развитие языка.

9. Язык и общество.

10. Системная организация языка.

11. Классификация языков.

12. Лексическое значение слова.

13. Язык и мышление.

14. Знаковая теория языка.

15. Русская лексикография. Типы словарей.

16. Словообразовательный анализ слова.

17. Учение о частях речи.

18. Лексикология. Стилистическая дифференциация русской лексики.

19. Понятие языковой нормы. Изменение норм русского языка.

20. Основные тенденции развития современного русского языка.

21. Предложение и его признаки. Принципы классификации предложений.

22. Текст и его организация.

 

Раздел «Русская и зарубежная литература»

Понятие «литературного процесса». Литературные школы, направления и течения. Их динамика, общая характеристика культурных эпох.

Мифология и литература в период античности и средних веков. Литературные феномены периода Возрождения. Древнерусская словесность: тематика и основные жанры.

Основные процессы в развитии русской и зарубежной литератур ХIХ и ХХ вв. Ведущие литературные жанры. Динамика литературных форм. Проблема классификации жанров. Формальные и содержательные уровни жанра.

Основные имена, историко-литературная оценка отдельных этапов развития русской и зарубежной литературы. Романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм как художественные системы, как умонастроение. Общая характеристика, квалификация отдельных феноменов.

Жанр утопии/антиутопии в русской и зарубежной литературе.

Драматургия и театр в европейской литературе ХIХ и ХХ вв. Драматургия и театр в русской литературе ХIХ и ХХ вв.

Основные закономерности развития поэзии в европейской и русской литературе. Классический и неклассический типы культуры.

Поколенческая проблематика в русской и европейской литературе ХХ века.

Специфика эпического, лирического и драматического родов. Диалектика субъектив ного и объективного в литературном роде.

Познавательная, воспитательная и эстетическая функции литературы. Общественная значимость.

Проблема и формы функционирования литературы в условиях тоталитарного государства. Русское литературное зарубежье как особый культурный феномен ХХ века.

Литература в период глобализации: мультикультурализм и проблема национальной идентичности.

Литература эпохи Интернета. Проблема элитарного и массового в современном литературном процессе европейских стран и России.

Понятие текста в лингвистике, литературоведении и культурологии. Подтекст и интертекст как литературоведческие категории.

 

Перечень вопросов для вступительного испытания

 

1. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

2. Классицизм, романтизм и реализм в русской литературе XVIII – XIX вв.

3. Творчество А.С. Пушкина как литературный факт и культурный миф.

4. Герой и мир в русском романе середины XIX века (на примере творчества И.А. Гончарова и И.С.Тургенева).

5. Лирика и лирические жанры (на примере русской поэзии XIX века).

6. Драма и драматические жанры (на примере русской драматургии XVIII – XIX веков).

7. Художественное и идеологическое своеобразие романов Ф.М. Достоевского.

8. Л.Н. Толстой – художник и мыслитель.

9. Русская поэзия Серебряного века (А.А Блок, Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, В.В.Маяковский, В.В.Хлебников). Характеристика одного из течений по выбору экзаменующегося.

10. Изображение революции 1917 года в русской литературе 1920-40-х годов (М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак – по выбору экзаменующегося).

11. Проза 1960-1980 гг.: основные тематические течения (военная, деревенская, городская проза).

12. Особенности развития поэзии второй половины ХХ века: темы, традиции, имена.

13. Три волны литературы русского зарубежья: В.В. Набоков, И.А. Бунин, И.С. Шмелев, И.А. Бродский (по выбору экзаменующегося).

14. Особенности развития русской литературы конца ХХ – начала ХХI веков: имена, тенденции, жанры.

15. Драматургия ХХ века. Общее направление развития, характеристика одного из драматургов по выбору экзаменующегося (М. Горький, М.А. Булгаков, А.В. Вампилов).

16. Жанр антиутопии в русской и европейской литературах ХХ века («Мы» Е.И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла)

17. Основные циклы древнегреческих мифов. Примеры их отражения в античном эпосе и драме.

18. Идеи и образы трагедий У.Шекспира.

19. Классицизм, романтизм, реализм как этапы развития западноевропейской литературы.

20. Проблемы личности и общества в романах Фредерика Стендаля и Оноре де Бальзака.

21. Человек и война в произведениях Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

22. Постмодернизм в русской и европейской литературах. Текст и интертекст.

 

Общие критерии

В ходе письменного вступительного испытания абитуриент должен продемонстрировать:

· – достаточный общекультурный уровень, умение использовать при подготовке ответа знания разных гуманитарных наук;

· – хорошую специальную подготовку в области русского языка, русской и зарубежной литератур.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по филологическим направлениям и специальностям / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – Москва, 2006. – 528 с.

2. Введение в языкознание: курс лекций: учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов. – Воронеж, 2004. –153 с.

3. Западное искусство. ХХ в.: Мастера и проблемы / Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. – Москва, 2000. – 283 с.

4. Зарубежная литература XX века: учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева. – Москва, 2000. – 559 с.

5. Попова З.Д. Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Москва, 2007. – 408 с.

6. Русская литературная классика ХIХ века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. – Воронеж, 2001. – 426 с.

7. Русская литература ХХ века: Учебное пособие / Под ред. Т.А. Никоновой и Е.Г. Мущенко. – Воронеж, 1999. – 800 с.

8. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка / В.И. Собинникова. – Воронеж, 1984. – 296 с.

9. Фортунатов Н.М. История русской литературы ХIХ века: Учебное пособие / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; под ред. Н.М. Фортунатова. – Москва, 2008. – 670 с.

10. Хализев В. Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – Москва, 2007. – 405 с.

11. Хализев В. Е. Ценностные ориентации русской классики / В.Е. Хализев. – Москва, 2005. – 432 с.

 

Дополнительный список рекомендуемой литературы

 

1. Введение в литературоведение / [под ред. Л.В. Чернец]. – Москва, 2004. – 680 с.

2. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексикология, фонетика, морфология: [учебное пособие для факультетов русского языка и литературы педагогических институтов] / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – Москва, 2009. – 407 с.

3. История русской литературы ХХ века: 1920-1990-е годы. Основные имена. – Москва, 1998. – 368 с.

4. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие / под ред. А.П. Авраменко, Б.С. Бугрова, М.М. Голубкова, С.И. Кормилова, А.В. Леденева, Е.Б. Скороспеловой, Н.М. Солнцевой. – Москва, 2006. – 516 с.

5. История русской литературы XX века: уч. для бакалавров / под общ. ред. В.В. Аге носова. – Москва, 2013. – Ч. 1, 2. – 2013.

6. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М.Ю. Герман. – СПб., 2005. – 476 с.

7. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой.– Москва,1990. – 685 с.

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – Москва, 2001. – 1600 с.

9. Ломов А.М., Распопов И.П. Основы русской грамматики / А.М. Ломов, И.П. Распо пов. – Воронеж, 1984. – 351 с.

10. Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов / И. Ильин. – Москва, 2001 – 384 с.

11. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литера туре ХVII-ХIХ вв.: Кн. для учителя / Н.А. Гуляев. – Москва, 1983. – 144 с.

12. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. – Москва, 2000. – 440 с.

13. Мельникова А.А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности / А.А. Мельникова. – СПб., 2003. – 320 с.

14. Потебня А.А. Полное собрание трудов: мысль и язык / А.А. Потебня. – Москва, 1999. – 300 с.

15. Современный русский язык / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. – Москва, 2003. – 800 с.

16. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: уч. для ба калавров / А.Г. Соколов. – Москва, 2012. – 501 с.

17. Тух Б.И. Путеводитель по Серебряному веку. Краткий популярный очерк об одной эпохе в истории русской культуры / Б.И. Тух. – Москва, 2005. – 208 с.

 

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

 

Билеты формируются председателем приемной комиссии. В билет входят два вопроса из двух дисциплин: «русский язык» и «русская и зарубежная литература».

 

 

Образец КИМа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС- ШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

председатель приемной комиссии

Д.А. Ендовицкий

подпись, расшифровка подписи

.. 2021

Направление подготовки: 45.04.01 Филология

Предметы вступительных испытаний:

русский язык; русская и зарубежная литература

 

Контрольно-измерительный материал №1

 

1. Основные этапы развития русского языка.

2. Лирика и лирические жанры (на примере русской поэзии XIX века).

 

 

Председатель экзаменационной комиссии Ж.В. Грачева

подпись расшифровка

Требования к ответу на вопросы КИМ

1. В области русского языка абитуриент должен обнаружить свободное владение грамматическим строем русского языка, богатый запас лексики, умение ориентироваться в теоретических проблемах языкознания, умение ориентироваться в научной литературе.

 

2. При области истории русской и зарубежной литератур поступающий должен обнаружить общие представления о литературном процессе, знакомство с основными литературными течениями, умение связывать отдельные литературные факты с общими тенденциями развития европейской культуры, способность ориентироваться в научно- исследовательской литературе и использовать ее при освещении вопросов экзаменационного билета. В число необходимых входят знания по теории литературы, умение ими пользоваться при анализе конкретных текстов.

 

Критерии оценки качества подготовки поступающего

100-80 баллов – оценка ответа, в котором дан исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, теоретические положения подтверждены примерами; речь грамотная, выразительная и точная. Содержание ответа раскрыто полно, глубоко, развернуто, с высоким уровнем аргументации. Абитуриент продемонстрировал знакомство с научной литературой по проблематике вопроса, умело использовал ее в своем ответе. Допускается одна-две незначи тельные погрешности, не искажающие суть проблемы.

79-60 баллов – оценка ответа, в котором дан верный ответ на предложенный вопрос, но допущены не затрагивающие сути ответа неточности. Содержание ответа раскрыто полностью, аргументировано. Речь грамотная, позволяющая абитуриенту непротиворечиво представить свою точку зрения. На уточняющие вопросы даны ответы, свидетельствующие о хорошем владении материалом. Допускается один существенный недочет, негрубые по грешности в речи.

59-40 баллов – удовлетворительный ответ, свидетельствующий о низком научном уровне, демонстрирует нарушенную логику, имеет ряд ошибок и неточностей. Бедная речь, позволяющая выразить свою мысль, но требующая уточнений, нарушение требований русской грамматики.

39 баллов и ниже – неудовлетворительный ответ, исключающий возможность обучения в магистратуре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: