Налоговая политика государства




1. Понятие налоговой политики. Ее основные типы.

2. Структура налогового механизма.

3. Налоговое право.

 

Налоговая политика – это система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения.

В рамках концепции единой налоговой науки – форосологии – налоговая политика служит предметом изучения обособленной научной теории - налоговой политологии.

Деятельность в области реализации государственной налоговой политики должна строиться на основе эффективного сочетания следующих принципов:

ü Целенаправленности воздействия налоговой политики;

ü Пластичности ее отдельных элементов, способствующей их безболезненной трансформации с учетом адекватного отражения произошедших изменений в общественной жизни и экономических отношениях;

ü Фискальной эффективности, позволяющей получить наиболее высокий результат от использования механизма налогообложения при наименьших внутренних затратах;

ü Эффективного противодействия противоправным посягательствам на национальную безопасность государства через создания угрозы для его налоговой безопасности;

ü Стимулирования общественных видов деятельности, признанных приоритетными на государственном уровне;

ü Защиты полученных денежных средств от противоправных посягательств экономического или иного характера до момента их перераспределения.

Отличительной особенностью задач налоговой политики является то, что предел их воздействия не ограничен экономическими отношениями и в отдельных случаях они имеют общенациональный и даже глобальный характер.

Существует три основных типа налоговой политики:

ü Политика максимальных налогов используется с целью оздоровления финансовой системы. Собранные налоговые поступления тратятся на обеспечения бюджетного потребления и максимального уровня государственных закупок.

ü Политика экономического развития означает снижение налогового бремени до минимально допустимого уровня, существенные налоговые льготы развивающимся организациям вплоть до полного освобождения их от обязанности налоговых выплат. За счет оставшегося в распоряжении частных субъектов экономических отношений сэкономленного капитала происходит инвестирование экономической деятельности.

ü Целью налоговой политики социальной защиты выступает увеличение фонда государственного потребления. Налоговые выплаты сохраняются на среднем уровне. Основное инвестирование происходит за государственный счет.

2. Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления налоговой системой. Налоговая политика на практике осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы:

ü Налоговое планирование и прогнозирование – оценка хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; оценка перспектив хозяйственного развития; выработка концепции налогообложения; нормативное оформление налогового производства; утверждение бюджета по налогам.

ü Налоговое регулирование – экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологии в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование налоговых отношений.

ü Налоговый контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Все звенья налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке хотя бы одного звена функционирование других звеньев не даст желаемого результата. Так, ошибки в налоговом прогнозирование приводят к появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.

3. Налоговое право – система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов. Распределение и использование бюджетных средств выходит за рамки налоговых отношений.

Предмет налогового права – отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами в ходе установления и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет.

Метод налогового права – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения.

Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права. Налоговые правоотношения отличаются от других финансовых и административных правоотношений, имея особые объекты и субъекты.

Объекты налоговых правоотношений – материальные блага юридических и физических лиц, с которых в установленном законом порядке взимаются налоги, сборы и пошлины.

Субъекты налоговых правоотношений – государственные налоговые органы, налогоплательщики и налоговые представители (агенты).

Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения:

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает общеобязательность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Согласно данному принципу не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований.

Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции РФ; он означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие федеральные законы.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов - общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если неналоговые законы содержат нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя образом.

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положении плательщиков налогов при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: