ФГОС ВО содержит требования к результату освоения ОПОП в терминах компетенций. Совокупность основных характеристик компетенции представляется в форме таблицы.
Название и индекс компетенции | Вид практики | Содержание компетенции (в результате изучения дисциплины студент должен) | ||
знать | уметь | владеть | ||
Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) | Учебная, пред- дипломная | методы формализации поставленной в индивидуальном задании задачи автоматизации | применять теории (управления, информации, распознавания образов и др.) для системного анализа и синтеза системы автоматизации | навыками представления оборудования и технологического процесса как объекта автоматизации и управления |
Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) | Учебная, пред- дипломная | терминологию изучаемой на практике предметной области | грамотно обсуждать вопросы изучаемой предметной области автоматизации с производственным персоналом | навыками общения со специалистами в области автоматизации и со специалистами смежных областей |
Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2) | Пред- дипломная | - распределение работ между специалистами в области автоматизации и смежных областей. | - применять теоретические основы организации, планирования, управления производством для решения задач координации работы коллектива исполнителей на всех этапах жизненного цикла продукции | -навыками работы в коллективе |
Способность разрабатывать (на основе действующих стандартов) методические и нормативные документы, техническую документацию в области автоматизации технологических процессов и производств, в том числе жизненному циклу продукции и ее качеству, руководить их созданием (ОПК-3) | Пред- дипломная | возможный состав сопроводительной документации на изучаемую на практике САУ | разрабатывать (на основе стандартов) техническую документацию на исследуемую на практике САУ | навыками оформления отчета по практике |
Способность руководить подготовкой заявок на изобретения и промышленные образцы в области автоматизированных технологий и производств, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (ОПК-4) | Пред- дипломная | современный научно-технический уровень исследуемой САУ | - формулировать проблему, ставить цели и задачи на изобретение | - навыками подготовки заявок на изобретения и промышленные образцы в области автоматизированных технологий и производств, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством. |
Способность разрабатывать технические задания на модернизацию и автоматизацию действующих производственных и технологических процессов и производств, технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний, новые виды продукции, автоматизированные и автоматические технологии ее производства, средства и системы автоматизации, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-1) | Учебная, пред- дипломная | научно- технические проблемы исследуемой на практике предметной области автоматизации | формировать требования к исследуемой системе автоматизации | навыками оформления технического задания на САУ для магистерской диссертации |
Способность составлять описание принципов действия и конструкции устройств, проектируемых технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний технологических процессов и производств общепромышленного и специального назначения для различных отраслей национального хозяйства, проектировать их архитектурно-программные комплексы (ПК-3) | Учебная, пред- дипломная | - принцип действия исследуемой на практике системы автоматизации; - составные компоненты архитектуры, необходимые для программирования с учетом особенностей аппаратных устройств | - составлять эквивалентные схемы замещения; - составлять таблицы истинности, описания с помощью конечных автоматов, языка релейно-контактных схем, элементов комбинаторной логики или FBD-диаграмм, временные диаграммы, описания протоколов обмена информации и другие описания; - выделять элементы, их связи и объединять их в структурные схемы. - формировать алгоритм работы устройств и систем автоматизации; - программировать на языках низкого уровня (ассемблерах) с учетом архитектуры процессора | - систематизации, структуризации и алгоритмизации при описании принципов действия устройств автоматизации и управления. |
Способность разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты автоматизированных и автоматических производств различного технологического и отраслевого назначения, технических средств и систем автоматизации управления, контроля, диагностики и испытаний, систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством с использованием современных средств автоматизации проектирования, отечественного и зарубежного опыта разработки конкурентоспособной продукции, проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектов, оценивать их инновационный потенциал и риски (ПК-4) | Учебная, пред- дипломная | Современные методологические и программно-технические средства автоматизированного проектирования | - выполнять работы по проектированию исследуемой на практике САУ(конфигурировать контроллеры и модули ввода-вывода, выполнять компоновку и трассировку печатных плат, определять структуру и рассчитывать параметры регуляторов, обеспечивать помехоустойчивость системы и др.); - оценивать технико-экономическую эффективность | применения средств автоматизированного проектирования для разработки эскизных, технических и рабочих проектов систем автоматизации |
Способность разрабатывать функциональную, логическую и техническую организацию автоматизированных и автоматических производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на базе современных методов, средств и технологий проектирования (ПК-5) | Учебная,пред- дипломная | Современные технологии проектирования исследуемой на практике САУ; Ее методологическое, математическое, алгоритмическое техническое и программное обеспечение. | - разрабатывать техническое предложение на исследуемую на практике САУ; - применять методику объективно-ориентированного подхода при проектировании систем автоматизации и управления; - программировать контроллеры, микроконтроллеры или другие средства автоматизации | навыками разработки функциональной, логической и технической организации автоматизированных и автоматических производств, их элементов. |
Способность осуществлять модернизацию и автоматизацию действующих и проектирование новых автоматизированных и автоматических производственных и технологических процессов с использованием автоматизированных средств и систем технологической подготовки производства, разрабатывать и практически реализовывать средства и системы автоматизации и управления различного назначения (ПК-6) | Учебная, пред- дипломная | - исследуемые на практике технологические и производственные процессы как объекты автоматизации; - современные технологии проектирования и изготовления исследуемой на практике САУ | - назначать режимы технологических процессов (на примере машиностроения); - проектировать технологические процессы (на примере машиностроения); - применять средства автоматизированного проектирования для разработки технологических процессов; - разрабатывать управляющие программы для станков с ЧПУ; - выбирать и применять технологии разработки и изготовления устройств и систем автоматизации. | -навыками проектирования технологических процессов и разработки управляющих программ для автоматизированного оборудования; - навыками практической реализацииисследуемой САУ |
Способность обеспечивать: необходимую жизнестойкость средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, разработку мероприятий по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов и изысканию рациональных способов утилизации отходов производства (ПК-7) | Учебная, пред- дипломная | факторы, влияющие на надежность и эффективность функционирования системы автоматизации | - на примере исследуемой САУ определять факторы, способные наиболее существенно повлиять на надежность и эффективность функционирования обследуемой технической системы; - разрабатывать предложения по улучшению качества продукции; - выполнять автоматический контроль, диагностику и испытания систем автоматизации с целью повышения их жизнестойкости; - разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства с применением ресурсосберегающих технологий. | - навыками обеспечения необходимой жизнестойкости систем автоматизации методами эксплуатации, контроля диагностирования; - планирования мероприятий по постоянному улучшению качества продукции методами эксплуатации систем. |
Способность выполнять анализ состояния и динамики функционирования средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления качеством продукции, метрологического и нормативного обеспечения производства, стандартизации и сертификации с применением надлежащих современных методов и средств анализа, исследовать причины брака в производстве и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению (ПК-8) | Учебная, преддипломная | перечень возможных нарушений функционирования исследуемой на практике САУ, приводящих к отказам и браку | - применять методы эксплуатации, контроля диагностики систем для определения состояний функционирования систем автоматизации; - выполнять сертификацию продукции и услуг; - применять и учитывать стандарты качества при создании устройств и систем автоматизации; - исследовать причины несовершенства технологических процессов и причин нарушения технологий в ходе производства и связанный с этим брак; - исследовать причины и последствия сбоев и отказов систем автоматизации и прогнозировать брак, связанный с этими отказами | - навыками анализа состояния и динамики функционирования средств и систем автоматизации и управления, стандартизации и сертификации. |
Способность обеспечивать надежность и безопасность на всех этапах жизненного цикла продукции, выбирать системы экологической безопасности производства (ПК-9) | Учебная, пред- дипломная | вредные воздействующие производственные факторы | - исследовать эргономичность, причины и последствия сбоев и отказов систем автоматизации, которые могут привести к производственному травматизму, профессиональным заболеваниям и экологическим нарушениям | навыками обеспечения экологичности и безопасности на рабочих местах |
Способность выбирать оптимальные решения при создании продукции, разработке автоматизированных технологий и производств, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики и испытаний, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством, программного обеспечения, их внедрении и эффективной эксплуатации с учетом требований надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-10) | Учебная, пред- дипломная | основные цели, критерии и ограничения при выборе решений при разработке средств и систем автоматизации: технологические, технические, программные, экономические, эксплуатационные, экологические, безопасности, эргономические | - ставить и формализовать задачу выбора оптимальных проектных решений применительно к исследуемой на практике САУ | навыками исследования проектных решений САУ с позиции теории принятия решений |
Способность осуществлять контроль за испытанием готовой продукции, средствами и системами автоматизации и управления, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством, систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия, выполнять их стоимостную оценку (ПК-11) | Учебная, пред- дипломная | применяемая на предприятии ERP система | - строить интегрированные базы и банки информационных данных. | - навыками работы с ERP системами |
Способность организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемой продукции, действующих технологий их элементов и технических средств автоматизированных производств и по разработке проектов стандартов и сертификатов, анализировать и адаптировать научно-техническую документацию к прогнозируемому усовершенствованию, модернизации и унификации (ПК-12) | Учебная,пред- дипломная | распределение работ между специалистами в области автоматизации и смежных областей | - организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, технологий и систем автоматизации. | - Навыками организации в подразделении опытно-конструкторских и научных работ в области автоматизации |
Способность организовывать работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемой продукции и объектов, внедрению техники и технологий, по адаптации современных версий систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов, по поддержке единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции(ПК-13) | Учебная, пред- дипломная | распределение работ между специалистами в области автоматизации и смежных областей | - применять методы организации, планирования и управления при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов, внедрению техники и технологий - работать с интегрированными системами планирования и управления | - работы, в коллективе связанные с, монтажом, наладкой, испытаниями и сдачей в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов, внедрением техники и технологий - Работы по поддерживанию единого информационного пространствапланирования и управления предприятием |
Способность организовывать проведение маркетинга и подготовку бизнес-плана выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции, технологических процессов, разработку планов и программ инновационной деятельности на предприятии в управлении программами освоения новой продукции и технологий (ПК-14) | Учебная, пред- дипломная | распределение работ между специалистами в области автоматизации и смежных областей | - применять теоретические основы организационно-управленческой деятельности для решения задач управления освоением новой продукции и технологии. | Навыками проведения маркетинга и разработки бизнес-планов. |
Способность участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения отечественной и зарубежной научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов научных исследований (ПК -19) | Пред- дипломная | материал дисциплины; содержание учебной программы; возможное материально-техническое обеспечение дисциплины; литературные источники; базовые положения государственного образовательного стандарта, учебного плана и основной образовательной программы, касающиеся данной дисциплины. | ставить цель и задачи учебной дисциплины; формулировать знания, умения, навыки, дидактические единицы, выделять нужные компетенции; планировать все виды аудиторных занятий и самостоятельную работу; устанавливать логическую взаимосвязь между дисциплинами; выполнять подборку литературных источников; выбирать материально-техническое обеспечение дисциплины | навыками составления учебных программ дисциплин |
Способность осуществлять постановку и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профилей направления, а также способностью проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы обучающихся (ПК -20) | Пред- дипломная | работу лабораторных стендов или программно-технических средств, необходимых для выполнения лабораторной работы; теоретические основы дисциплины; знания, умения, навыки, компетенции, приобретаемые студентами в лабораторной работе или практикуме; прикладные проблемы изучаемой дисциплины | применять методику преподавания для постановки лабораторных работ и составления методических указаний; ставить цель и задачи лабораторной работы (практикума); готовить варианты заданий; понятно и четко составлять краткие теоретические описания, необходимые для выполнения лабораторной работы (практикума); последовательно излагать порядок выполнения работы; формулировать требования к отчету; давать описание работы материально-технического обеспечения лабораторной работы; формулировать вопросы для самопроверки | навыками преподавания и составления методических указаний для постановки лабораторных работ |
Способность применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения (ПК - 21) | Пред- дипломная | виды и содержание образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. | выбирать и применять новые образовательные технологии для обучения студентов. | навыками применения образовательных технологий |
Способность организовывать контроль работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламенту, техническому, эксплуатационному обслуживанию оборудования, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления и программного обеспечения, а также обеспечивать практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик оборудования, технических средств и систем (ПК-22) | Учебная,пред- дипломная | - фазы эксплуатации исследуемой на практике САУ; - виды отказовисследуемой САУ; - факторы, влияющие на показатели надежности | - применять эксплуатационнуюдокументацию при проведении работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламенту, техническому, обслуживанию оборудования, средств и систем автоматизации. | -навыками определения эксплуатационных характеристик оборудования, технических средств и систем автоматизации. |