Генезис понятия «информационное общество»




Курсовая работа

Образование в глобальном информационном обществе

 

Курск, 2008


Содержание

Введение

Генезис понятия «информационное общество»

Информатизация и глобализация

Образование как социальный институт

Образование в век информатики

Заключение

Библиография


Введение

 

Информация и компьютер, бит и файл, терминал и процессор, принтер и интерфейс - эти и многие другие слова ныне все чаще звучат в процессе нашего общения. Появление и употребление этих слов и выражений – наглядное свидетельство того, что мы вступаем в какой-то новый мир, где привычные понятия и слова, взгляды и ценности уже не могут отразить всего богатство этого нового мира, могущественного и вместе с тем легко ранимого, рационального и вместе с тем неоднозначного и неопределенного, мира, порожденного предшествующей активной деятельностью человечества.

Действительно, последние три столетия ознаменовались бурным научно-техническим прогрессом, обусловившим такой рост могущества людей над окружающей средой – природной и социальной, какого не знала вся предшествующая история. Ускоряющееся развитие симбиоза науки и техники, все более подчиняя себе вещества и силы природы, приводит общество к иному качественному состоянию. Оно характеризуется ростом значения информации в своей жизнедеятельности в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Поэтому мы предпочитаем называть его информационным обществом, понимая это общество как определенный этап в развитии техногенной цивилизации. Именно в информационном обществе информация становится главным товаром и продуктом, общедоступным для всех членов общества и приоритет отдается не выработанным жестким правилам определенных социальных действий, а информации как основе поиска самостоятельных творческих решений, инициатив и т.д.

Сущность, основные черты нового общества ныне выступают далеко не в явной форме, пробиваются сквозь туман будущего. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые на сегодня еще не получили однозначного ответа. Что такое информационное общество? Каково его место в историческом развитии? Продолжится ли научно-технический прогресс и рост его могущества в такой же или даже более сильной пропорции в ближайшем и отдаленном будущем и к чему это приведет - к благополучию людей или к катастрофе? Гарантировано ли общество от непредвиденных, а порой и отрицательных воздействий информационной технологии на образ жизни своих членов даже если эта технология применяется на благо, а не во зло? В какой степени можно предвидеть социальные последствия инноваций? Комфортно ли чувствует себя человек в нынешнем информационном пространстве? Не следует ли отказаться от количественного роста в пользу качественного? Нужно ли современной техногенной цивилизации делать все, что она может, если успехи научно-технического прогресса обворачиваются сложными социальными проблемами? Эти и подобные вопросы озадачивают людей и общественное мнение, вызывают тревогу и радость, надежды и разочарования.

Не менее важной является проблема образования в современном информационном обществе. Ни одной стране мира не удавалось добиться успеха без образования своих граждан. Это тем более справедливо для наших обществ, где знания являются главным производителем богатства. Связь информационных и коммуникационных технологий и образования является сложной, ставящей новые этические и правовые проблемы перед ответственными личностями, педагогами и международным сообществом.

Генезис понятия «информационное общество»

 

Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира, особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации.

В целом, для техногенной цивилизации характерным является:

- более четкое проявление закономерности социальной динамики, проявляющейся в периодически повторяющихся экономических кризисах.

- смена относительно медленного темпа общественного развития быстрым и все убыстряющимся, экстенсивного развития интенсивным.

- распространение системы машин под воздействием растущей механизации, автоматизации и концентрации производства и превращение общества в единую индустриальную машину, состоящую из совокупности взаимосвязанных больших, средних и малых технических систем потерявших свою былую автономность.

- развитие системы средств производства с более высокой производительностью при меньшей стоимости («массовое производство»).

- человек понимается как активно-деятельное существо. Преобразующая деятельность человека - его главное предназначение.

- господство рационального мышления, нацеленного на теоретическое осмысление внешнего мира и использование знаний для развития орудий производства с целью увеличения их эффективности.

- понимание природы как объективно существующей закономерно развивающейся и функционирующей реальности, познав которую человек как разумное существо может поставить под свой контроль.

- дегуманизация общественных отношений, когда средства активно-преобразующей деятельности человека превращаются в цель. Возникает машинизированная, стандартная, безразличная к национальным особенностям и порвавшая с наследием гуманизма массовая культура.

- отношение личной зависимости перестают доминировать и

подчиняются общественным связям. Возникновение новой системы ценностей. Концентрация экономической силы привела неизбежно к концентрации политической власти, прикрытое демократическими ширмами. Крайнее проявление эта тенденция нашла свое проявление в установлении тоталитарных режимов, где господствующая партия становилась главной политически господствующей силой, и происходило сращивание партийной и государственной элиты с рождением мощного бюрократического аппарата.

- наука расценивается как важнейшее условие преобразующей деятельности человека и фактор процветания и прогресса.

- в отличие от замкнутости традиционных цивилизаций, техногенная цивилизация быстро выходит за рамки одной или нескольких обществ, имеет экспансивный характер, распространяет свое влияние на другие общества и, создавая международный рынок, в конечном итоге приобретает интернациональный характер.

Индустриальное общество - этап развития техногенной цивилизации. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, постоянного возрастания объема этого производства, его экстенсивном развитии, покорении природных богатств, проникнуто идеями роста и прогресса. По мере выявления пределов экстенсивного развития производства возникает необходимость перехода к новому экономико-социальному устройству, нового отношения к знаниям и природе, чем и обуславливается переход к новому этапу техногенной цивилизации. Этот переходный период характеризуется неимоверно возросшей скоростью перемен, их радикализмом и глобальным характером, смешанным характером технологий, экономики, социально-политических устройств и чередой усиливающих друг друга кризисов во всех сферах общества. В результате всего этого зарождающиеся уклады информационного общества на первых этапах своего становления развиваются на фоне укладов индустриального общества. Возникает смешанная технология, экономика, культура и т.д.

Представляет интерес работа Д. Бела «Третья технологическая революция и ее возможные социально - экономические последствия», в которой автор определяет основные инновационные технологические процессы, лежащие в основе перехода к информационному обществу:

- переход от механических, электрических и электромеханических систем к электронным, в результате чего произошло редуцирование конструктивных элементов и рост скорости передачи информации.

- минитюризация, т.е. значительное изменение величины конструктивных элементов, проводящих электричество или преобразующих электрические импульсы (транзисторы, чип и т.д.).

- дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов

- программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо языка на персональном компьютере.

Процесс информатизации общества ныне приобрел глобальный характер и является стержнем научно-технического и социально-экономического развития. Процесс информатизации особенно характерен для передовых в техническом отношении стран, где он оказывает огромное воздействие на их жизнь. З.Бжезинский отмечает, что ныне самые развитые индустриальные страны, в первую очередь США, начинают переходить от индустриальной стадии развития к эпохе, когда техника, в частности электроника, становятся основным фактором, определяющим социальные сдвиги, изменение нравов, социальной структуры, ценностей, общества в целом.

Во второй половине 60-х г.г. люди осознали рост информации по экспоненциальной кривой, получившей название "информационного взрыва". Это особенно характерно для убыстряющегося роста научных знаний. Для обработки огромного массива информации стали необходимы специальные средства обработки этой информации. Существующие информационные средства со временем стали не справляться с обработкой и выдачей огромного потока информации, что привело к росту объема неопубликованной и неиспользуемой информации, затруднению межъязыкового обмена. Возникла настоятельная потребность не только в новых технических информационных системах, но и в разработке новых методов обработки, накопления и распространения информации. Все это дало мощный толчок развитию информатики, информационной технике (в частности, появлению микропроцессоров, персональных компьютеров и др.) и программного обеспечения.

В конце 20 века социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потребности людей и информация превратилась в массовый продукт. Возникает информационный рынок, платным товаром в котором выступает информация. Информационные преимущества становятся важной социальной силой, обладающие информацией обладают властью.

Концепция информационного общества (авторы – Е. Масуда, Д. Мартин, Г. Молитор и др.) занимает видное место в современной науке. Она сменила концепцию индустриального и постиндустриального общества и основана на предпосылках о том, что информатика и информационная технология выступают средством изменения социальной структуры общества, производительных сил, создания целостной индустрии информации. В ряде развитых стран приняты государственные программы построения информационного общества.

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных составляющих: медиатизацию (от лат. Mediatus – выступающий посредником) – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование искусственного интеллекта. Информатизацию общества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-технических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть органически связана с процессами социальной интеллектуализации, что способствует существенному повышению творческого потенциала личности и ее информационной среды.

Информационное общество качественно отлично от предшествующих, поскольку здесь главным фактором выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи которых занято большинство членов общества. Однако в информационном обществе производство информации не вытесняет материальное производство, а надстраивается над ним, выполняя роль стимула его развития. Поэтому точнее говорить не о каком-то «чистом» информационном обществе, а о сочетании индустриальных и информационных факторов развития и функционирования социального организма при преимуществе информационных. Как индустриальное общество сочетается с функционированием сельского хозяйства, так и информационное общество не вытесняет индустриальный компонент, оно развивается в рамках техногенной цивилизации. Эта связь проявляется уже в том, что само создание информационной техники и ее функционирование опирается на материально-энергетическую деятельность.

Что же касается развитого информационного общества, то, как полагают многие исследователи, это дело отдаленного будущего.

Ныне трудно с достаточной степенью точности охарактеризовать все черты будущего информационного общества, хотя бы уже потому, что каждая из них выявляется в различной степени. Одни выступают более или менее явственно, другие просвечиваются как тенденции, третьи можно уловить сквозь временной туман интуитивно. И все же анализируя движение общества по пути информатизации и видимые перспективны этого движения можно в первом приближении выделить следующие основные черты будущего информационного общества. Такими чертами являются:

- главным общественным богатством является знание, которое в форме информации становится наиболее важным и значимым товаром, доступным для всех индивидов, организаций, социальных групп и общества в целом. Как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными информационного общества. Таким образом, товарное производство, характерное для техногенной цивилизации, остается, только теперь наиболее ценным товаром выступает информация.

- общество в состоянии производить всю необходимую для своей жизнедеятельности и для деятельности индивидов информацию, и прежде всего научную.

- в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер отраслей производства и управления.

- изменяется профессиональная структуры общества, связанная как с отмиранием старых и появлением новых профессий, так и с изменением соотношения количества работников в них. Одновременно возрастает удельный вес индивидуального труда на базе создания развитой сети автоматизированных и компьютеризированных рабочих мест. Таким образом, на производстве формируется новый тип работника.

- происходят качественные изменения в социальной структуре общества. Соотношение количества людей занятых в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере услуг изменяется в пользу последней. Информационные услуги при этом становятся лидирующим сектором экономики.

- осуществляется дальнейшая демократизация общества и методов государственной деятельности. Свобода членов общества, основанная на частной собственности, начинает уступать место формированию условий, при которых индивидуальность становится важнее организации и власть утрачивает свой прежний общественно-командный характер.

- в полной мере реализуется свобода печати, гласность, на базе информационной технологии существуют общедоступные банки данных.

- информационная технология активно влияет на духовную культуру, формируется компьютерная культура, достояния культуры становятся действительно общенародным достоянием. Осуществляется компьютеризация, гуманизация и непрерывность образования. Автоматизируется и компьютизируется получение, обработка и выдача большого количества научной информации.

- начинается качественно изменятся отношение людей и общества в целом к природе. Общество делает первые шаги от господства над природой к гармоничному взаимодействию с ней.

Таким образом, в процессе информатизации общества происходит прогрессивно нарастающее использования информационной технологии и информации, на основе которых устанавливаются тесные взаимосвязи между экономической, социально-политической и духовной сферами общества.

Становление информационного общества, как всякого нового этапа общественного развития – процесс сложный, противоречивый, особенно в современной России. Исчезают старые привычные ценности и ориентиры и появляются непривычное новое.

 

Информатизация и глобализация

 

Современный мир полон противоречий – между огромной и все возрастающей технической мощью человечества и угрозой его технического уничтожения, расцветом культуры с помощью информационной техники и кризисом духовных культурных ценностей и т.д. Мы являемся свидетелями обострения глобальных мировых противоречий.

Термин «глобализация» происходит от лат. Globus – Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Глобализация жизнедеятельности человеческого общества означает, что ныне все человечество включается в единую систему экономических, социальных, политических и культурных взаимосвязей. Информатизация общества, развитие информационной технологии способствует объединению человечества в единую социокультурную целостность и создает принципиально новые предпосылки глобализации человечества.

В процессе глобализации огромную роль играют средства современной информационной технологии, которые делают каждого жителя планеты сопричастным к любым событиям в любой точке земного шара.

Глобализация жизнедеятельности человеческого общества протекает на фоне формирования целого ряда проблем, которые тоже являются глобальными. Дальнейшая судьба человеческого сообщества возможна лишь на путях разрешения этих проблем, принявших угрожающий характер.

Вечная и важнейшая проблема жизни и смерти в наше время из индивидуальной превратилась в общую, затрагивающую интересы всего человеческого сообщества людей. Мы вступаем в новый виток своей истории, когда выживание человека поставлено под реальную угрозу нашей стихийной, до конца не продуманной хищнической деятельностью. Выживание человечества требует его объединения в единый организм для разрешения тех трудностей, которые встали на пути человеческой истории и получили название глобальных проблем современности. Это такие проблемы, которые затрагивают интересы и судьбу всего человечества и для их преодоления требуются согласованные усилия, по крайней мере, большинства населения планеты.

В этом плане интерес представляет постепенно складывающаяся новая научная дисциплина – глобалистика, которая изучает человечество как интегральное планетарное образование. Глобалистика представляет особую сферу научных, философских и культурологических исследований, которые стремятся решить различные аспекты глобальных проблем в их систематической взаимосвязи.

Научным основанием глобалистики служат системология и кибернетика, теория информатики и семиотики, концепции эволюционизма, синергетика. Материальной же основой всех направлений глобалистики является информационная технология. Она широко используется в процессе моделирования различных глобальных ситуаций, дает возможности преодоления людьми многочисленных «языковых барьеров» в информационном пространстве мирового сообщества путем создания автоматизированных переводов разноязычных текстов и использования международных и национальных информационных систем.

Технические средства информатики являются мощной материальной основой глобализации жизнедеятельности человеческого общества. Информационные средства – радио и телефон, телевидение и компьютеры сближают самые отделенные уголки планеты. Спутниковое телевидение обеспечивает эффект присутствия зрителя в тех местах Земли, которые его интересуют. Применение компьютеров в глобалистике позволяет просчитать возможные варианты тех или иных событий и явлений на большую перспективу, с большей точностью и за более короткие сроки. Такое «электронное предсказание» позволяет установить вероятные альтернативы развития человечества с тем, чтобы можно было принимать упреждающие решения.

Огромную роль в глобализации человечества и различных сфер его деятельности играет Интернет (Internet) - слово, слагаемое из двух английских слов: inter - между, среди, et- сеть, паутина. Интернет - это всемирная информационная система или объединение сетей непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим. Эта всемирная информационная система образует киберпространство, идеальную реальность, рождающая киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. Интернет уже давно стала международной сетью.

Система Интернет находится постоянно в стремительном развитии. Возможности Интернета безграничны. Здесь всегда можно найти то, что вас интересует, в зависимости от вкуса и настроения. Глобальная сеть давно превратилась не только в источник информации широчайшего спектра, но и является своеобразной средой общения и отдыха людей. Все услуги, предоставляемые сетью Интернет, можно условно разделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети. С развитием Интернет и пластиковых карточек в Интернет все глубже проникает коммерция: развивается электронная торговля. К Интернету все чаще обращаются в деловом мире.

Можно было бы говорить еще о негативных сторонах пользования Интернет от политически и социальных до гуманистических и медицинских. К примеру, установлено психическое заболевание, синдром «зависимости от Интернета», сообщается о смертных случаях как результате хронического недосыпания и о самоубийствах, как следствиях, вызванного Интернетом стресса, о нарушении чувства времени, отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Впрочем, дело здесь не в Интернете, а в его непродуманном, безграмотном, некультурном использовании. Что же касается собственно Интернета, то он является мощным технологическим средством глобализации человечества.

Все современные технологические и информационные достижения как никогда прежде «сжимают» нашу планету в единое целое – информационное общество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: