Тема 23. Беларусь на пути к суверенитету.
Развитие РБ как самостоятельного государства (90-е – нач. XXI в.)
План
1. Становление и развитие государственных институтов РБ после распада СССР. Конституция РБ 15 марта 1994 г. (с доп. и измен. 1996 г.) об основах политического, экономического строя и правах человека. Введение института президентства. Результаты республиканских референдумов 1995 г., 1996 г., 2004 г.
2. Актуальные проблемы социально-экономического развития республики в 90-е гг. – нач. XXI в. Становление и развитие белорусской модели социально-ориентированной экономики.
3. Внешняя политика РБ в 90-е гг. – нач. XXI в.
Вопрос 2. ©Рассмотрим этапы социально-экономического развития Беларуси в 90-е гг.:
1) в 1991-1994 гг. – резкое обострение экономического кризиса, снижение всех макроэкономических показателей, падение общественного производства, увеличение дефицита государственных финансов, рост инфляции, падение стоимости белорусского рубля (введен в 1992 г.);
2) 1995-2000 гг. 30 сент. 1994 г. А. Лукашенко внес на рассмотрение ВС РБ программу неотложных мер по выходу из экономического кризиса. В 1996 г. экономическая ситуация стала улучшаться. На 1-м Всебелорусском народном собрании (1996 г.) утвердили «Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 гг.». Она предусматривала 2 этапа:
А) 1996-1997 гг. – достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для восстановления экономического роста, приостановка спада производства, снижение инфляции, стабилизация курса национальной валюты;
Б) 1998-2000 гг. – возобновление экономического роста.
В основном программа была выполнена. В 1999-2000 гг. наметился некоторый рост важнейших социально-экономических показателей.
РБ последовательно реализует избранную экономическую модель – социально-ориентированная рыночная экономика, что закреплено решениями Всебелорусских собраний 1996 г., 2001 г., 2006 г., 2010 г. Названная модель не предполагает шоковых методов, несущих лишения для простых граждан.
© Особенности белорусского экономического пути развития: сочетание свободной частной инициативы, конкуренции с активной ролью государства, экономической эффективности с высоким уровнем социальной защиты населения. Белорусская экономическая модель учитывает принципы функционирования рыночной экономики и специфические черты Беларуси (исторические традиции, менталитет народа и др.).
На 4-м Всебелорусском собрании (декабрь 2010 г.) приняты Основные положения Программысоциально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг.
©Основное содержание Программы: ♦ анализ положения РБ в мире,
♦ определение внешних и внутренних факторов экономического развития
♦ цели, задачи и основные направления экономического развития
♦ приоритеты и ожидаемые результаты социально-экономического развития национальной экономики на 2011-2015 гг.
♦ меры по реализации программы, в т. ч. пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования (См.: СБ. 11 ноября 2011 г. ♦ www. sb.by.)
© Результаты реализации Программы социально-экономического развития РБ за 2006-2010 гг.
В 2006-2010 гг. в развитии экономики можно условно выделить 3 этапа (докризисный, кризисный и посткризисный).
В первые 3 года пятилетки наблюдались высокие темпы роста. Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 г. относительно 2008 г.
Особенно негативные последствия кризиса проявились в 2009 г. в сфере внешнеэкономической деятельности РБ: экспорт снизился до 67,1% к уровню 2008 г. Дефицит достиг 11,4 % от ВВП.
К концу 2009 г. удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на незначительный прирост ВВП.
© Что сделали?Успехи:
♦ Беларусь продвинулась по пути создания инновационной экономики;
♦ промышленные товары поставляются в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился по сравнению с 2005 г. в 3 раза;
♦ активно модернизируется электроэнергетика РБ;
♦ достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания (импорт составляет менее 10%);
♦ созданы сельские поселения нового типа – агрогородки;
♦ по строительству жилья на 1 чел. РБ занимает 1-е место на постсоветском пространстве;
♦ обеспечена устойчивость белорусского рубля;
♦ увеличились реальные денежные доходы населения за текущие 5 лет в 1,75 раза;
♦ ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 71 года в 2010 г., уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ;
© Недостатки:
♦ неэффективная структура экономики,
♦ высокая материалоемкость, энергоемкость, импортоемкость, выпускаемой продукции,
♦ низкая производительность труда,
♦ недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства,
♦ снижение эффективности инвестиций.
♦ медленные темпы увеличения объема привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций,
♦ слабая восприимчивость предприятий и организаций к инновациям,
♦ несбалансированность во внешней торговле.
© Положение РБ в мире и макроэкономические тенденции мирового развития
Экономика РБ в значительной степени зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 г. доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 % ( для сравнения: по данным 2007 г. этот показатель в РФ составил 30%, Польше – 40, Украине – 45, Германии – 47, Франции – 27, Италии – 29 процентов).
Производство молока на душу населения в РБ в 2,8 раза больше, чем в странах ЕС, и в 8,4 раза – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза больше.
По каким показателям мы отстаем от ЕС?
♦ объем производства ВВП на душу населения
♦ оплата труда
♦ материалу- и энергоемкости производства
♦ производительность труда
Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет медленными темпами, заметно выросла деловая активность развивающихся рынков. Динамичными центрами стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки.
Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы её роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.
Наиболее тесно социально-экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном.
© Цель и приоритеты социально-экономического развития
Национальная модель социально-ориентированной экономики (существует уже 15 лет) сохраниться и в перспективе.
♦ Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основные направления совершенствования предусматривают:
♦ создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы
♦ увеличение притока инвестиций в экономику
♦ развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы
♦ расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.
© Приоритетные направления социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг.:
♦ развитие человеческого потенциала
♦ предпринимательство и инициатива, создание безбарьерной деловой среды
♦ инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств – это ключевая задача
♦ рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли
♦ устойчивое развитие регионов
♦ качественное и доступное жильё
♦ эффективный агропромышленный комплекс (обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу).
© Основные направления социальной политики и развитие человеческого потенциала
Главный приоритет – повышение рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство. Полная возможностей и перспектив молодежь. Активная трудовая деятельность. Обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.
Направления реализации:
♦ повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
♦ постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
♦ укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
♦ повышение интеллектуального и культурного потенциала народа;
♦ улучшение качества и обеспечение доступности услуг независимо от места жительства.
© Демографическая политика. Задачи:
♦ создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение 2-х и более детей;
♦ повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;
♦ укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
♦ формирование здорового образа жизни;
♦ государственная поддержка семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов;
♦ оптимизация внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.
Необходимо стабилизировать численность населения РБ на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72-73 лет в 2015 году.
© Занятость и рынок труда. Приоритеты:
♦ создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сферы услуг;
♦ стимулирование роста занятости в сфере услуг;
♦ создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
♦ повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
♦ формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
♦ создание системы социального страхования населения от безработицы.
К чему стремимся? Довести рост занятости до 80 % к трудовым ресурсам, повысить долю работающих в сфере услуг до 58 % от общей численности занятых в экономике.
© Доходы населения. Рост заработной платы будет обеспечен путем:
♦ предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
♦ установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства. Качества и производительности труда;
♦ создание экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
♦ роста самозанятости и предпринимательской деятельности.
Намечен рост денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за 5 лет, повышение реального размера пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усиление адресной социальной поддержки граждан.
© Здравоохранение. Медицинская помощь доступная и бесплатная. Ожидаемый результат: снижение уровня заболеваемости и смертности в 2015 г. до 13 человек на тысячу населения (против 14 человек в 2010 г.).
© Образование. Период реформирования в белорусской системе образования завершен. Главнаязадача – повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
Направления реализации:
♦ внедрение в систему образования современных коммуникационных и информационных технологий;
♦ оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
♦ придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
♦ совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;
♦ интеграция профессионального образования, науки и производства;
♦ улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;
♦ повышение кадрового потенциала системы образования;
♦ увеличение уровня обеспечения студентов (дневной формы образования) местами в общежитиях. Расширение сети студенческих деревень;
♦ интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.
В 2011-2015 гг. запланирован переход от экономики директив к экономике инноваций.
Основная цель модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата.
Необходимо изменение системы мотивации деятельности организаций, создание заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.
В 2011-2015 гг. будет осуществлен переход от административных методов к использованиюрыночных стимулов.
Каким образом? Создание благоприятных условий для бизнеса:
♦ преимущественное использование уведомительных порядков ведения бизнеса (а не разрешительного);
♦ упрощение и стабилизация законодательства, регулирующего бизнес;
♦ уменьшение «контрольной нагрузки » на бизнес, исключение излишних проверок коммерческих предприятий;
♦ соразмерность применяемых административных взысканий и экономических нарушений;
♦ повышение эффективности налоговой системы и придание ей в первую очередь стимулирующего характера;
♦ поддержание полноценной конкурентной среды и создание механизмов государственно-частного партнерства;
♦ формирование равных партнерских отношений с бизнесом;
♦ гармонизация национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования РБ в мировую экономику.
В Программе социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. предусмотрены меры по совершенствованию отношений собственности (оптимизация структуры госсобственности, сокращение объемов её субсидирования, увеличение притока прямых иностранных инвестиций, активизация процессов приватизации, изменение отношения к частной собственности).
Белорусская экономика будет опираться не только на крупные госпредприятия, но и на средний и малый бизнес. Основная задача в сфере предпринимательства – создание условий для его динамичного развития.
В сфере инвестиционной деятельности поставлена задача к 2015 г. войти в 30 ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.
В реальном секторе экономики (промышленность, энергетика) в 2011-2015 гг. планируют снизить энергоемкость ВВП на 29-32 %, увеличить глубину переработки нефти до 90-92 %, долю использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии увеличить до 28-30%.
По окончанию 5-ки с/х в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.
Вывод: вся Программа нацелена на достижение РБ к 2015 г. войти в число 50 стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Показатели социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. | 2015 г. к 2010 г. в % |
Валовый внутренний продукт (ВВП) | 62 −68 |
Продукция промышленности | 54−60 |
Продукция сельского хозяйства | 39 − 45 |
Производство услуг | 1,96 – 2 раза |
Инвестиций в основной капитал | 1.9 – 1,97 раза |
Достижение этих показателей позволит увеличить объем ВВП на душу населения до 26-27 тыс. долл. США (с 14,3 тыс. в 2010 г.), производительность труда в расчете на 1 занятого до 49-51 тыс. долл. США (с 26,2 тыс. в 2010 г.).