педагога функций педагога
Технологии: -обучения; -воспитания; -подготовки; -становления грамотности; -образовательные технологии | -технологии организации педагогической деятельности (технология формирования заказа на деятельность; целеполагания; ресурсного обеспечения педагогического процесса; проектирования педагогического процесса); -технологии педагогического процесса (обучения (трансляции знания) и развивающие): а) технологии обучения (трансляции знания): 1) адаптивные, связанные с изучением реальных учебных возможностей учащихся и реализацией четкого планирования, последовательности и темпов изучения материала. Они направлены на гарантированное достижение конкретных учебных целей; 2) технология поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину, Н.Ф. Талызиной); 3) технология программированного обучения как дидактическая интерпретация кибернетического подхода; 4) технология оптимизации обучения (по Ю.К. Бабанскому); - технологии анализа и преобразования педагогического процесса; б) развивающие технологии (см. технологии реализации профессиональных функций педагога) | -технологии трансляции (воспроизводства культуры и деятельности) (см. технологии управления деятельностью педагога); -развивающие технологии (личностно-ориентированные): 1) технологии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (игровые технологии и др.); 2) технология проблемного обучения; 3) исследовательские технологии, которые направлены на развитие у учащихся теоретических способностей к исследовательской деятельности; 4) коммуникативные технологии (коммуникация рассматривается как единица взаимодействия всех участников образовательного процесса): - технологии диалога (диалоговые формы и методы обучения); - герменевтические технологии (связаны с понимаем смыслов изучаемых явлений, предметов, процессов); - технологии критического анализа, связанные с развитием критического мышления, рефлексии; - технологии, связанные с развитием умений согласовывать позиции, организовывать полемику, другие виды сложных коммуникаций; 5) проектно-конструкторские технологии – направлены на создание конкретных продуктов деятельности – проектов, моделей, программ; 6) технологии развивающего обучения (существуют концепции развивающего обучения – системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова и др.). |
|
3. Принципы педагогических технологий
Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица). В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В документе говорится, что «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования также определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Это значит, что сегодня умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
|
Современные дети рациональны, они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. Искушённые в различного рода развлечениях, играх, шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены, значит пришла пора учить по-новому.
В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые бы давали возможность повышать качество образования, более эффективно используя учебное время, снижая долю репродуктивной деятельности учащихся. Что же такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество порой не совпадающих друг с другом ответов.
|
Согласно словарю С.И. Ожегова, технология — это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Технология (от греч. techne- искусство, мастерство, умение и...логия, от греч. logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда, педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника. Педагогическая технология или технология обучения, является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы.
Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач:
1. Чему учить?
2. Зачем учить?
3. Как учить?, то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: 4. Как учить результативно?
Следует помнить, что технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий:
Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».
Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся (разноуровневое обучение).
Принцип 5: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства (индивидуальное обучение).
Принцип 6: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач.
Принцип 7: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности). В этом контексте психолог выдвигает необыкновенное предложение, которое заключается в том, что принятая система отметок заменяется набором критериев оценивания, разработанным совместно учащимися и учителем (Амонашвили). Но предложенная система не заменяет, а дополняет систему табелей (Монтессори).
Принцип 8: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
Принцип 9: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
Принцип 10: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Без соблюдения каждого из данных принципов не будет технологии, как педагогической системы, и речь пойдёт лишь о методе работы учителя. Технология должна быть целостной — это означает, что она должна отвечать всем выделенным принципам. Только в этом случае технология будет совершенной, завершенной и эффективной.
Многие авторские технологии, разработанные учителями, часто не обладают свойством целостности: зачастую акцентируется внимание на каком-либо достоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание остальные признаки технологии. Много ли может быть технологий?
В принципе технологий может быть много, так как они могут различаться по разным основаниям — в зависимости от базовой концепции, от целей, применяемых средств и пр. При этом каждой научной концепции может соответствовать несколько технологий ее реализующих. (Классификация по Селевко: 9 типов, 60 видов).
На сегодня это наиболее часто используемые педагогами технологии. Среди них вы узнали те, которые уже осваиваете и те, которые хотели бы освоить. Скажу только, что для успешной реализации Программы формирования УУД в рамках ФГОС, всё больший вес приобретает сегодня использование технологий личностно-ориентированной направленности.
Об изменении форм и содержания образования, о самореализации и саморазвитии наших учеников – мы, учителя, слышали не раз. Но как создать эти самые условия для самореализации, как вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс? В нашей школе эта проблема рассматривается в контексте Программы развития уже с 2003 года и реализуется в направлениях, которые отражают специфику работы педагогического коллектива. Это направления «Совершенствование системы работы с одарёнными детьми» и «Программа по преобразованию методической деятельности учителей в поисково-исследовательскую и исследовательскую».
Предпосылками к внедрению новых технологий в школе стали: система методической подготовки учителей, корректировка организации учебного процесса, анализ итогов выступления учащихся на олимпиадах и результаты аттестации учащихся, и, конечно же, инициатива и заинтересованность самих учителей по применению новых технологий, их оценка целесообразности, условий применения на практике и анализа итогов применения. Исходя из этого, мы определили для себя следующие основные задачи:
- сформировать у учителя определенное представление о современных технологиях обучения;
- раскрыть связь технологии и методики обучения;
- обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей;
- развить творческое отношение учителей к внедрению новых технологий.
Решение этих задач мы видим, в первую очередь, в повышении профессиональной компетентности учителя. Здесь важную роль играют курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, информационное пространство и сетевое взаимодействие учителей и, конечно же, сама личность учителя.
Таким образом, с одной стороны, применение новых технологий происходит как осознанный учителем процесс повышения качества обучения, а с другой – как принципиально новое конструирование учебного процесса, новый способ постановки педагогических целей, которые, в свою очередь, предполагают совершенно новые результаты обучения учащихся. Наша задача – построить методическую работу и образовательный процесс таким образом, чтобы наши учителя могли сказать: «Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Только тогда мы и сможем сказать, что создали условия для самореализации личности ученика.
Конечно же внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания. Повторюсь ещё раз: педагогическая технология являться составной частью методической системы. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от опыта работы учителя, его педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества технологий «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.