III Практическое занятие.




Проект

по курсам повышения квалификации программы ДОТ

«Подготовка к текущей и итоговой аттестации по русскому языку и литературе, в том числе в альтернативной форме»

 

Методическая разработка на тему:

 

«Лингвистический анализа текста

По роману Л.Н. Толстого «Война и мир» -

Тематическое направление - “Отцы и дети”»

Выполнила:

учитель

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова

с. Большая Черниговка

Шилина Любовь Викторовна

 

Самара 2018

«Лингвистический анализа текста по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» - тематическое направление - “Отцы и дети”»

Цель: о бучить понимать художественный текст, опираясь на приёмы технологии Развития критического мышления через чтение и письмо.

 

I Лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

II Следующий этап – анализ текста. Процесс понимания текста «по шагам»:

· эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации.

· интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.

· формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Для формирования коммуникативных УУД используются элементы технологии технологии Развития критического мышления через чтение и письмо модульного обучения, которая, по сути, является личностно - ориентированной. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость.

III Практическое занятие.

1.Рассмотрим основное описание тематического направления «Отцы и дети»:

данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Составим сравнительную характеристику каждого слова-понятия в отдельности, определим общее и разное. (Составляется коллективно):

 

отцы дети
1. Ваши мысли, ассоциации:
Опора, мудрость, залог успеха в жизни, надёжность, любовь, понимание, диктаторы, поучают, воспитывают… Надежда в будущем, продолжение рода, озорство, искренность…
2. Какие интересы?
Работа, хобби, редко спорт, часто компьютерные игры.. Общение со сверстниками, учёба, помощь родителям, свои увлечения, отдохнуть…
3. Какие проблемы у них возникают?
Где достать денег, как провести отпуск, забота о ребёнке… Как сдать экзамены, как найти друга, общение со сверстниками…
4. Пути решения:
Научиться понимать себя и своих детей… Стараться выбрать хорошую работу… Научиться управлять своими эмоциями, заниматься спортом, ответственно относиться к учёбе…


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: