Научно-теоретические основы воспитания




ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫМЧС РОССИИ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой А. Глушаченков

«______» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________ 201__ г.

 

 

Автор: кандидат педагогических наук Крушинская Т.Ф.

 

Л Е К Ц И Я

ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ТЕМА: “Содержание и Структура процесса воспитания”

 

Обсуждена на заседании кафедры

«____» ______________ 201_ г.

протокол № ___

 

Химки — 2015


I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность процесса воспитания и его особенности.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику процесса воспитания в частях и подразделениях МЧС России.

3. Определить основные направления совершенствования воспитания будущих специалистов

II. Учебно-материальное обеспечение:

- слайды

- классная доска, мел, указка, маркер

- мультимедийная установка

- раздаточный материал (при необходимости)

Время 2 часа

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 10 мин.
1. Научно-теоретические основы воспитания. 25 мин.
2. Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания. 25 мин.
3. Система методов воспитания. 25 мин.
Заключительная часть 5 мин.

IV. Литература для самостоятельной работы обучаемых:

1. Педагогика: учебное пособие / ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с. (Основы наук).

2. Крушинская Т. Ф., Овсянникова О.А. Психология и педагогика: в 2 ч.: Учебно-методическое пособие. – Новогорск: АГЗ МЧС России, 2006. – Часть 1. – 142 с.; Часть 2. – 119 с.

3. Крушинская Т.Ф. Психология общения и культура речи: учебное пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2010. – 218 с.

4. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.

5. Овсянникова О.А. Психология коллектива подразделения войск гражданской обороны: учебное пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 208. – 98 с.

6. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1997. – 256 с.

V. Организационно-методические указания:

- во вступительной части: решить организационные вопросы; объявить тему и цели занятия; дать под запись основные вопросы лекции и литературу по теме; показать роль и место темы в учебном курсе, ее актуальность и практическую значимость;

- при рассмотрении 1 вопроса: дать понятие “воспитание”; показать роль и место воспитания в системе факторов формирования и развития личности; раскрыть сущность процесса воспитания и его особенности;

- при раскрытии 2 и 3 вопроса: дать психолого-педагогическую характеристику процесса воспитания; рассмотреть основные составляющие системы воспитания; выделить направления воспитания, охарактеризовать методы воспитания;

- в заключительной части сделать вывод, указать на выполнение цели занятия, ответить на вопросы и дать задание на самостоятельную подготовку обучающихся.


Введение

В настоящее время принципиальным вопросом совершенствования процесса воспитания является вопрос о его приоритетности, роли и месте в числе других факторов общественной жизни, формирования и развития личности. Сегодня, как никогда, становится ясным, что без обеспечения ведущей роли воспитания людей надеяться на духовное оздоровление общества не приходится. Произошел серьезный разрыв между уровнем образованности, обученности и уровнем воспитанности. Как показывает опыт, именно невоспитанность, отсутствие должной политической, нравственной, педагогической и иной культуры не позволяет продуктивно обсуждать и решать насущные вопросы жизни общества, МЧС России, войск гражданской обороны. Ослабление духовности нередко лишает человека глубоко смысла жизни и удовлетворенности жизнью, стремления к ее активному преобразованию.

Как приоритетную сферу общественной жизни, воспитание сегодня нельзя уже понимать узко как деятельность только специалистов воспитательных институтов, учреждений и должностных лиц. Оно становится делом общегосударственным и тесно связанным с другими сферами общественной жизни.

Воспитание военнослужащих — сложный процесс, в котором командирам (руководителям) приходится решать бесчисленное множество различных педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно-обоснованные решения, воспитательная работа нынче требует от всех категорий руководителей обширных психолого-педагогических знаний, большего такта, широкой эрудиции, высокого уровня методической подготовки к педагогической деятельности. Все это обеспечит эффективность и качество воспитательной работы.

На сегодняшний день есть немало фактов, когда отдельные командиры (начальники) не отвечают современным требованиям, не обладают прочными навыками организации практической работы по воспитанию личного состава, зачастую не умеют работать в условиях гласности и демократизации, оторваны от своих подчиненных. Имеют место и многие другие недостатки. Причин тут немало. В частности, наблюдаются недооценка воспитательной работы, в ее организации и содержании недостает должной целеустремленности, связи с теми переменами, которые происходят в обществе и в МЧС России, согласованности в деятельности отдельных категорий руководителей. Часть воспитательных мероприятий носит общий характер и не связана тесно с решаемыми задачами и положением дел в подразделениях, с уровнем воспитанности сотрудников, их индивидуально-психологическими особенностями, не скорректирована по содержанию, исполнителям, месту, времени, формам и методам.

Эффективность воспитания во многом зависит от знания руководителями сущности процесса воспитания, его содержания, особенностей, форм и методов, ведения целостного учебно-воспитательного процесса, уяснения своей роли и места в этом процессе.

 


I-й учебный вопрос:

Научно-теоретические основы воспитания

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в педагогическом общении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы. Воспитание имеет исторический характер. Корневая часть слова «воспитание» означает вскармливание не приспособленного к жизни ребенка. Пищей для вхождения в общество является материальная, духовная, социальная среда. Воспитание возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория.

Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствует уровню развития производительных сил и характеру производительных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели и задачи воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

Понятие воспитания в широком социальном смысле мало проясняет его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, коллективы, органы правопорядка. Поэтому общие понятия воспитания нуждается в конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответственен за судьбы воспитания; правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнуть только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При координированных воспитательных воздействиях военнослужащий подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным сформировать общую цепь воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, отделы воспитательной работы, управляемые высококвалифицированными педагогами, офицерами.

В педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, офицеров-воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в частях и подразделениях войск гражданской обороны и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

На основе различных подходов и тех изменений, которые происходят сегодня, в обобщенном виде можно дать следующее определение. Воспитание военнослужащих — это целенаправленная деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также коллективов и офицеров-воспитателей по формированию личности спасателя и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития.

Это определение отражает только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность офицеров-воспитателей. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к положительному результату. Оно может вызвать у военнослужащего как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у военнослужащего внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает его собственную активность в работе над собой, оно оказывает на него эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание является одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие личности.

 

Факторы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: