в деятельности руководителя




Методы воспитания являются важным инструментом в решении воспитательных задач. С их помощью непосредственно реализуются цели, задачи и содержание воспитания. Сложность и разносторонность воспитательной работы требуют применения самых разнообразных методов педагогического воздействия на личный состав.

В самом общем значении понятие “метод” в переводе с греческого языка означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия.[2] Когда речь идет о раскрытии этого понятия в педагогическом плане, то под методами воспитания обычно понимают совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сотрудников МЧС России в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач.

Деятельность руководителя по воспитанию личного состава имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию предполагает использование совокупности методов воспитания.

В педагогическом процессе руководителей на основе конкретных целей своей работы и специфических условий из совокупности методов воспитания отбирает те, которые с наибольшей вероятностью обеспечат успех воспитания в различных видах деятельности.

Методологической основой широкого применения методов выступают идеи об общественной сущности человека, связи воспитания с жизнью. Способы социального взаимодействия между людьми и их воздействие друг на друга порождаются, в первую очередь, характером утвердившихся господствующих общественных отношений. Получив соответствующую педагогическую инструментовку, они в своей основе всегда выражают объективно существующие в жизни общества, способы воздействия на людей. Успех их практического применения неразрывно связан с учетом общественной сущности личности сотрудника МЧС и коллективного характера деятельности войск ГО.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Методы воспитания — это прежде всего своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями личности и коллектива; любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Средства и приемы составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность того, что используется воспитателем для воспитательного воздействия на подчиненных.

Приемы воспитания — это частные способы использования средств воспитателем. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.

Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означают владения комплексной методикой. Совокупность средств и приемов приобретает воспитательный смысл лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет руководителю соответственно конкретным условиям отобрать наиболее эффективные в данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании, отдавая предпочтение какому-то одному из них.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только совокупность методов воспитания позволяет решить непреходящую по своему значению задачу — формирование всесторонне развитых, активных и мужественных защитников законности и правопорядка.

Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может решить всех задач воспитания. Всякая универсализация методов воспитания неизбежно ведет к шаблону в воспитательной работе. А.С. Макаренко писал: “Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим... Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная”.[3] Известный русский прогрессивный педагог Н.Ф. Бунаков так оценивал важность умелого использования средств педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей человека: “Это все равно, что уход садовника за растениями. Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водой, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т.п.”.[4]

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никогда какой-то метод не действует изолированно, формируя определенную черту личности. Вся система методов направлена на развитие личности в целом.

В педагогической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов воспитания. Отдельные авторы за основу классификации методов принимают цели воспитания, другие — его содержание, логику воспитательного процесса, характер деятельности воспитателей, способы их воздействия на воспитуемых и т.д. Очевидно, все эти элементы комплексно влияют на определение метода.

В педагогике на сегодняшний день существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них в качестве методов воспитания выделяет — убеждение, упражнение, пример, поощрение и принуждение.[5] От этой классификации отличается система методов, предложенная Н.С. Кравчуном. В своей основе она стоит из вышеназванных и дополнена такими методами, как соревнование и критика, и самокритика.[6] Эти авторы методы воспитания классифицируют однорядно, линейно. Иная классификация методов воспитания представлена в исследовании Н.И. Киряшова. Она включает в себя несколько групп:

1. группа методов, непосредственно побуждающая к проявлению активной жизненной позиции

2. методы овладения обобщенным социальным опытом

3. группа методов накопления личного опыта социально-ценной деятельности

4. оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.[7]

Основанием для такого деления избраны этапы комплексного решения воспитательных задач. В учебном пособии для педагогических училищ методы воспитания условно объединены в 4 группы: методы формирования общественного сознания; методы формирования общественного поведения; методы стимулирования и методы самовоспитания.[8]

Воспитание — представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс. Поэтому для классификации методов воспитания можно взять совокупность различных сторон этого процесса и, прежде всего, его основные функции, такие, как: формирующе-развивающую, мобилизующую, профилактическую, перевоспитания и побуждающую к самовоспитанию. Классификация методов воспитания по этому основанию позволит воспитателю при реализации той или иной функции использовать всю совокупность методов воспитания сотрудников МЧС. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, охватить все сферы деятельности должностных лиц в воспитательной работе и быстрее реагировать на изменения в теории и практике воспитания.

Методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретной педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требования воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников МЧС, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования таких методов воздействия, которые бы отвечали характеру общественных отношений в обществе, отражали специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеет правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач всей воспитательной работы, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств, которые можно представить следующей схемой:

Следовательно, к определению совокупности методов и каждого метода в отдельности нельзя подходить односторонне. Нужно брать во взаимосвязи все элементы, составляющие структуру и содержание воспитательного процесса. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора оптимального сочетания методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, применить его творчески — яркое проявление педагогического мастерства руководителя.

Из изложенного следует, что совершенствование методов воспитания главным образом идет по следующим направлениям: оптимизация самой системы методов воспитания; более эффективное сочетание различных методов воспитания; обогащение методов воспитания новыми приемами и средствами; выбор и эффективное использование методов воспитания.

В данной лекции хотелось бы выделить и охарактеризовать основные методы воспитания, с помощью которых реализуются все функции воспитания.

 

УПРАЖНЕНИЕ
СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ
ПРИНУЖДЕНИЕ
ПООЩРЕНИЕ
ПРИМЕР
УБЕЖДЕНИЕ
схема 2

 

Руководитель, применяя тот или иной метод, должен знать его преимущественную роль в формировании определенных качеств личности сотрудника МЧС. Так, метод убеждения оказывает влияние на формирование всей личности воспитуемого, но его главное назначение состоит в развитии твердых убеждений, научных взглядов, лежащих в основе сознательного выполнения служебных обязанностей. Метод упражнения преимущественно способствует выработке разнообразных полезных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств, психологической устойчивости и т.д. Метод примера оказывает воздействие на поведение сотрудников, на формирование их морального облика. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования воспитывает у подчиненных положительное отношение к службе, развивает у них усердие при выполнении служебных задач. Метод принуждения отражает оценку отрицательных действий и поступков.

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств, приемов, методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга.

Одним из основных методов воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.

Убеждение не простой акт воздействия, а сложный целенаправленный процесс формирования сознания людей. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты, личный опыт сотрудников, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них формировались глубокая уверенность в истинности идей, в объективной обусловленности требований Кодекса чести, норм морали, необходимости руководствоваться ими в службе и жизни. В процессе убеждения политические, экономические, нравственные, правовые и другие идеи превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, руководство к действию.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию, гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность, показ реальных трудностей, раскрытие противоречий, истинных причин негативных явлений и путей их устранения. Это позволяет добиться понимания сотрудниками сути происходящих событий, новых социальных явлений, оценить их, установить свое отношение к ним, правильно ориентироваться в жизни, активно участвовать в ней.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением. Часто недостаточно разъяснить суть явления, понятия, требования. Необходимо доказать их правильность, логически обосновать, чтобы в сознании сотрудников не осталось никаких неясностей, сомнений в их активности. Если же внедряемые в сознание идеи вступают в противоречие со сложившимися у тех или иных сотрудников взглядами, убеждениями, то требуется переубедить их, то есть аргументированно опровергнуть неправильные взгляды и доказать правильность, истинность отстаиваемых руководителем суждений и внутреннего принятия их. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии.

В процессе доказательства, опровержения, переубеждения существенное значение имеет соблюдение требований законов логики, такта, терпения, выдержки.

Большие силы убедительности, доказательности обладают факты, цифры. При оперировании фактами хороший результат дают такие приемы убеждения, как сравнение, сопоставление, противопоставление, аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой. Убеждение делом предполагает такую организацию воспитания, при которой люди приходят к правильным выводам на основе повседневного личного опыта, опыта работы всего коллектива.

Убеждение опытом, делом включает:

а. убеждение в процессе практической деятельности сотрудников и накопления ими личного опыта, доказывающего истинность усвоенных знаний и норм поведения

б. убеждение личным опытом руководителей

в. убеждение сотрудников на опыте товарищей, коллектива.

В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

Итак, метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех применения этого метода зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников МЧС России.

К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения следует отнести такие, как:

1. глубокая личная убежденность самого воспитателя в справедливости, истинности того, чему убеждает подчиненных

2. безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов, научность аргументов

3. широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт

4. соблюдение педагогического такта, умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек и упреков

5. единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди личного состава и др.

Метод убеждения — ведущий метод воспитания!

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников МЧС системой положительных примеров, признанных служить им образцом для подражания, средством самовоспитания.

Среди сотрудников МЧС можно встретить отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого, по-детски наивного копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Подражание — один из способов усвоения социального опыта. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, неизбежно вынуждено усвоить все лучшие достижения социальной жизни. Следовательно, положительный пример, сознательное усвоение образцов человеческого опыта облегчают процесс становления новых поколений. В новой обстановке человек всегда испытывает потребность в примере, в образце, он настойчиво ищет их, равняет по ним свои поступки и дела.

Положительный пример обладает большой воспитательной силой. Он является, как уже отмечалось, носителем социальных ценностей. И если люди осознают ценностную сторону примера, видят в нем то, что соответствует их потребностям, интересам, целям, они следуют этому примеру, заражаются им. Так, отвага, мужество, героизм сотрудников не только вызывают восхищение, но и пробуждают желание следовать примеру.

По типу воздействия на сознание сотрудников МЧС примеры можно разделить на две большие группы: 1. примеры непосредственного влияния и 2. примеры последовательного влияния.

К первому относятся: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте.

Во втором — особое место принадлежит личному примеру руководителя. Он имеет многоплановое значение. Это и решающие условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитета, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.

Большое место в воспитании сотрудников МЧС принадлежит примерам опосредованного воздействия. К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиги при несении службы.

В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

- обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм

- знание особенностей воспитуемых

- общественная ценность примера

- реальность достижения образца

- создание обстановки, способствующей достижению образца

- широкая пропаганда опыта деятельности МЧС

- яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Поведение сотрудника МЧС определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно, в соответствии с требованиями Кодекса чести, инструкциями. Это достигается с помощью метода упражнения.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает: а) воспитание целеустремленности, б) выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения, в) совершенствование и развитие волевых качеств, г) развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи, д) развитие интеллектуальных и физических качеств.

Качества личности сотрудника МЧС формируется и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей. Чтобы выработать у сотрудников самообладание, сильную волю, решительность, смелость, инициативу, необходимо создавать такие ситуации, действуя в которых они были бы вынуждены проявлять эти качества. А.С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно “создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек”.[9]

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий является понимание сотрудниками социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки.

Успех использования метода упражнения в формировании качеств личности зависит также от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных и требования от них выполнения напряженных, но несильных действий. Чтобы не допустить моральных травм, не надломить человека необходимо постепенно усложнять упражнения, увеличить нагрузки.

К числу условий эффективного применения метода упражнения также следовало бы отнести и такие, как организация служебной деятельности, позволяющей формировать и развивать высокие профессиональные качества, объективная оценка как отдельных поступков сотрудников, так и поведения в целом, предупреждение условий, вызывающих проявление отрицательных привычек, имеющихся у сотрудников и др.

В методике формирования и развития личности сотрудника МЧС важное место отводится методу поощрения.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функцию.

Поощрение — очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходится решать ряд педагогических проблем: 1) поощрять или воздержаться, 2) за что поощрять, 3) кто является объектом поощрения: отдельная личность или коллектив, 4) каков ритуал поощрения, 5) в каких видах выразить поощрение, 6) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Опыт практики показывает, что для вынесения решения о поощрении необходимо учитывать совокупность факторов: мотивы, усилия, затраченные для достижения успеха; результаты поступка, действия; самооценку сотрудником поступка. После глубокого анализа перечисленных факторов руководитель принимает решение о поощрении. Это может выглядеть так:

         

Умелое применение поощрений в работе руководителя с подчиненным позволяет: а) вызывать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех, б) утвердить их веру в себя, в свои силы и способности, в) формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе, г) создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостное настроение, д) породить положительное отношение коллектива к руководителю — чувство уважения, признательности, доверия.

Для того чтобы

Условные обозначения: Ц - цели воспитания S - субъекты воспитания К - качества З - знания У - убеждения Н - навыки Пр - привычки П - поведение
поощрение оказывало необходимое воздействие на сотрудника, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов сотрудников в решении главных, стержневых задач.

Практика свидетельствует, что поощрение оказывает положительную воспитательную роль в том случае, когда сотрудник сознает, что он его действительно заслужил своими успехами, когда он затратил на это достаточно большие усилия, проявил старение, настойчивость и инициативу. Незаслуженное или легко доставшееся поощрение порождает самоуспокоенность, снижает активность, отрицательно сказывается на воспитательном процессе.

В воспитании личного состава используется и метод принуждения. Под ним понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принудить человека — значит заставить его выполнить волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед МЧС России.

Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости.

Применение мер принуждения: а) развивает у сотрудников чувство долга, поднимает их ответственность за свои поступки и действия, б) приучает их к самоконтролю и оценке своего поведения, к торможению, преодолению соблазнов, в) порождает потребность устранять слабости и недостатки в характере, закалять волю, г) формирует уважительное отношение к порядку, д) способствует сплочению коллектива.

Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

* применение метода принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

* применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;

* справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин поступка;

* своевременность применения мер принуждения;

* исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.

Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами, и прежде всего с убеждением, способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

Заключение

Логика диктует необходимость тщательно готовить каждое воспитательное воздействие, учитывать особенности личного состава, условия в которых проводится работа. Как следует из рассмотренных проблем, в процессе подготовки воспитательного воздействия руководителем-воспитателем определяются:

- конкретная цель воспитательного воздействия

- содержание и источники воздействия: какие идеи, нравственные нормы разъяснить подчиненным; какие требования предъявить к ним, определить, что будет источником влияния

- пути и методы воздействия, условия их эффективного применения

- форма воспитательной работы

- условия и факторы, влияющие на результативность воспитательной работы и др.

Таким образом, решение этих и других вопросов помогает возможно более полно учесть факторы, которые могут повлиять на характер восприятия военнослужащим воспитательного воздействия. Чем лучше и полнее они учтены, тем активнее процесс внутреннего принятия сотрудником усваиваемых требований и норм поведения, быстрее происходит развитие личности офицера войск ГО.

 

 


[1] Макаренко А.С. Сочинения. Т. V. С.179.

[2] Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

[3] Макаренко А.С. Сочинения. М., 1958.

[4] Бунаков Н.Ф. Школьное дело. Спб., 1886.

[5] Военная педагогика. М., 1973.

[6] Кравчун Н.С. Методы воспитания. Основы военной психологии и педагогики. М., 1981.

[7] Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. М., 1981.

[8] Баронов С.П. Педагогика. М., 1987.

[9] Макаренко А.С. Сочинения. Т. 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: