Сергей Алексеев «Мамаев курган»




Методическая разработка

Внеклассное мероприятие

«Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»

 

Выполнил воспитатель: Немкин Р.С.

 

Каргаполье 2022

"Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе работы общеобразовательных учреждений.

Именно оно обладает той влиятельной силой, которая формирует поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Огромную роль в решении задач гражданско-патриотического воспитания играет обращение к тематике Великой Отечественной войны, т.к. на современном этапе отечественный социум переживает крайне непростые трансформации, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью, эрозией системы моральных норм, господством ценностей потребления.

Поэтому сегодня крайне важным является увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности граждан, противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, наконец, элементарного человеческого гуманизма.

В решении данных задач большую роль играют воспитательные мероприятия, которые помогают школьникам ответить на вопрос: почему сегодня так важно и необходимо свято хранить память о событиях тех времен и передавать их из поколения в поколение.

 

 

Цели мероприятия:

· знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

· осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной войны;

· формирование патриотического воспитания молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны, ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.

Задачи:

· расширить и закрепить представления детей о Великой Отечественной войне;

· познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны;

· сформировать общие представления о мужестве, героизме советского солдата.

Оборудование:

1. иллюстрации "Сталинградская битва";

2. аудиозапись песни "Священная война";

3. ребус "Сталинградская битва";

4. компьютер.

 

 

 

Ход воспитательного мероприятия

 

Орг. Момент.

Воспитатель: Сегодня наше мероприятие мы посвящаем событиям тех страшных дней. И не случайно, у вас на груди приколота георгиевская ленточка. Это символ памяти, символ гордости за нашу страну, за наших защитников Родины.
- Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта, все для победы!

Разгадайте ребус
- Воспитатель показывает ребус

 

 

 

- Какое слово здесь зашифровано? (Война)
"Ассоциативный куст"
- Какие ассоциации со словом "война" у вас возникают?
- Назовите близкие по значению слова к слову "война"?

Работа с толковым словарем
- Каким источником мы можем воспользоваться, чтобы посмотреть значение слова "война"?

Чтец:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Звучит песня "Священная война"

Основная часть.

Воспитатель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя нашему народу. Ровно 1418 дней продолжалась эта война. Более 40 миллионов жизней унесла она. А 17 июля 1942 года, началась Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне.

- Тема нашего мероприятия: "Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне".
- Сегодня мы совершим путешествие по страницам истории Сталинградской битвы. Побываем на станциях "Историческая", "Памятники защитникам Сталинградской битвы", "Герои Сталинграда", "Поэтическая".

 

1 станция "Историческая"

(Рассказ о Сталинградской битве сопровождается показом иллюстраций "Сталинградская битва")
Воспитатель: Каждый год, 2 февраля, наша страна отмечает годовщину Сталинградской битвы. Мы вспоминаем всех, кто отдал жизни, защищая нашу землю от немецко-фашистских захватчиков. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва.

Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в памяти человечества. Сегодня мы вспомним события тех великих дней.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к реке Волге и захватить город Сталинград. Таким образом, фашисты хотели открыть себе дорогу на Кавказ, богатый нефтью.

Битва включала в себя два периода. Первый - оборонительный - начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года.

Тяжелые кровопролитные бои начались в большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду. Попытка взять Сталинград с ходу у немцев провалилась. Они смогли продвинуться всего на 60-80 км, но продолжали рваться к Волге, сжигая все на своем пути.

23 августа 1942 года, прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки подошли к Сталинграду – это был самый страшный для города день. Фашистские самолеты совершили более 2 тысяч вылетов. Город был превращен в руины.

Горели не только здания, горела земля и даже вода на Волге, так как были разрушены хранилища нефти. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

В этот страшный день в Сталинграде были разрушены почти все здания, погибло более 40 тысяч мирных жителей. Выжившие горожане остались без крыши над головой и вынуждены были уходить из города в ближайшие поселки и деревни. Многие сталинградцы остались в городе и жили в подвалах, в разрушенных зданиях.

13 сентября 1942 года гитлеровцы начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои, которые не прекращались даже в ночное время. Солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом.

Второй период битвы - Сталинградская стратегическая наступательная операция - начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллионов человек - четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

200 дней и ночей, продолжалась Сталинградская битва. Она внесла коренной перелом в ход войны. Мы не только выиграли битву, мы действительно поверили в то, что сможем выиграть войну и одолеть гитлеровцев.

Кроссворд "Сталинград"

1. Военный человек, защитник Родины.

2. Стремительное наступление войск на неприятеля.

3. Фамилия сержанта, руководившего захватом дома в центре Сталинграда.

4. Река, на берегах которой проходили бои за Сталинград.

5. Распоряжение командира, обязательное для исполнения.

6. Возвышенность на правом берегу Волги, где шли ожесточенные бои.

7. Современное название Сталинграда.

8. Месяц, в котором Сталинград был освобожден от фашистов.

9. Военное сражение, имеющее важное значение для исхода войны.

10. Первое воинское звание в Вооруженных Силах, составляющее основу армии.

2 станция "Поэтическая"

Группа чтецов читает стихотворения о войне, мужестве, героизме советских солдат во время Сталинградской битвы.

1-й ученик:
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
вечная слава тех,
кем фашизм, покоривший Европу,
был остановлен здесь.

2-й ученик:
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди –
товарищи и ровесники
Твоего отца.

Они стояли насмерть!
И были среди них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки –
Немного старше, чем ты. (Мальчишкам Волгограда)

3-й ученик:
Четверть века назад
Отгремели бои.
Отболели, отмаялись
Раны твои,

Но, далекому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

4-й ученик:
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –
На сердце ладонь
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?

5-й ученик:
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат.
И что старые раны

К ненастью болят.
Но вчера было солнце!
И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра? (Ты же выжил, солдат…)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихи замечательной поэтессы Маргариты Агашиной, которая жила в городе Сталинграде, многие свои произведения посвящала любимому городу и мужественным защитникам города-героя. И песню "Растет в Волгограде березка" она посвятила героям Сталинградской битвы, Мамаеву кургану.

Звучит песня "Растет в Волгограде березка"

Воспитатель: Многие художники слова посвящали свои произведения нашему городу. Вот, например, писатель С. Алексеев, который много рассказов написал о Сталинградской битве. Послушайте его рассказ "Мамаев курган". (Воспитатель читает рассказ)
- Как вы понимаете предложение "Как лунь, в седине голова Чернышева". Почему так произошло?

Упражнение "Продолжи предложение"

 

- Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны, потому что…

Игра "Микрофон"

 

- Сейчас я вам дам микрофон и каждый попробует ответить на вопрос "Что надо сделать, чтобы не было войны".

Воспитатель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало. Давайте почтим их минутой молчания.

- Мы в долгу перед ветеранами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.

Создание плаката "Спасибо за мир!"

 

На бумажных голубях, каждый написал свои слова благодарности тем, кого уже нет с нами, но многое для нас сделали.

Подведение итогов мероприятия

Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Рефлексия.

 

Мне больше всего запомнилось…

Я хочу быть похожим…

Какими качествами должен обладать будущий защитник Родины…

Звучит песня "День Победы"

Приложение

          С          
          Т          
          А          
          Л          
          И          
          Н          
          Г          
          Р          
          А          
          Д          

 

 

 

1-й ученик:
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
вечная слава тех,
кем фашизм, покоривший Европу,
был остановлен здесь.

2-й ученик:
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди –
товарищи и ровесники
Твоего отца.

Они стояли насмерть!
И были среди них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки –
Немного старше, чем ты. (Мальчишкам Волгограда)

3-й ученик:
Четверть века назад
Отгремели бои.
Отболели, отмаялись
Раны твои,

Но, далекому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

4-й ученик:
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –
На сердце ладонь
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?

5-й ученик:
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат.
И что старые раны

К ненастью болят.
Но вчера было солнце!
И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра? (Ты же выжил, солдат…)

 

 

Сергей Алексеев «Мамаев курган»

Лейтенант Чернышов — красавец. Брови дугой, как месяц. Кудри черны как смоль.

14 сентября 1942 года. С новой силой фашисты идут в атаку. Семь дивизий штурмуют город. Три тысячи орудий ведут огонь. Пятьсот фашистских танков железной ползут лавиной.

Особенно кровопролитные бои идут за Мамаев курган. Мамаев курган — самая высокая точка в городе. Видно отсюда далеко-далеко. Видно и Волгу, и степи, и левый заволжский берег.

Уже несколько раз вершина кургана переходила из рук в руки. То теснят фашисты наших бойцов, то прорвутся к вершине наши. То держат вершину наши. То вновь у фашистов она в руках. Пять раз водил солдат в атаку лейтенант Чернышов. Брови дугой, как месяц. Кудри черны как смоль.

Начинает Чернышов шестую атаку, а сам вспоминает первую.

Добежали тогда бойцы почти до вершины. Шли перебежками. Залегали. Пережидали страшный огонь противника.

Поднимались и снова бежали вперёд.

— Вперёд! Вперёд! — до хрипоты, обезумев, очумев от боя, кричал лейтенант Чернышов.

Вновь залегли солдаты. Переждал лейтенант Чернышов и опять:

— Вперёд!

Лежат солдаты, не поднимаются.

— Вперёд! — кричит Чернышов. Схватил автомат, тронул дулом одного, второго. — Вперёд!

Лежат солдаты.

Подкатила здесь к сердцу злость. Перекосилось лицо от крика.

Саблей сломались брови. Скулы корёжат рот.

— Вперёд! — кричит лейтенант Чернышов. Лежат солдаты.

Вдруг появился рядом с лейтенантом сержант Куценко.

— Они же мёртвые, товарищ лейтенант, — тихо сказал Куценко.

Вздрогнул лейтенант Чернышов, глянул кругом, на курган, на солдат. Понял: солдаты мёртвые. Живы только они вдвоём — он, Чернышов, и сержант Куценко. Отошли назад с высоты к своим.

Здесь, внизу у кургана, назначили Чернышова командовать новой группой. Снова в атаку ходил Чернышов. Вновь захлебнулась в крови атака. Не достигли они вершины ни в третий, ни в четвёртый, ни в пятый раз.

Ночь наступила. Вся ночь в атаках. А когда забрезжил рассвет, страшно взглянуть кругом. Склоны кургана в солдатских трупах. Словно, устав в походе, прилегли на часок солдаты. Сыграй им побудку — сейчас проснутся.

Не проснутся уже солдаты. Сном непробудным спят.

— В атаку! — снова прошла команда.

Снова к вершине ведёт Чернышов солдат. «Эх, силы бы свежей, силы!» Вдруг слышит: раскатом грома гремит «ура!». «Что бы такое?» Решает — причудилось. Обернулся. К кургану подходят свежие роты. В шеренгах бойцы как литые: один к одному по мерке. Это из-за Волги, с левого берега, пришли на помощь гвардейцы из 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева.

— Ура! Ура!

Влетели бойцы на вершину. Как волны в прибой, ударили.

В наших руках вершина.

Стоит на вершине лейтенант Чернышов. Рядом стоят солдаты. Тут же сержант Куценко. Смотрят на Волгу, на дальние дали, на левый заволжский берег.

— Всё же наша взяла, — произнёс лейтенант Чернышов и вдруг по-детски радостно рассмеялся. Скинул пилотку. Вытер пилоткой вспотевший лоб.

Поднял на Чернышова глаза Куценко. Что- то хотел сказать, да так и застыл. Смотрит: где же лейтенантские чёрные кудри? Как лунь, в седине голова Чернышова. Лишь брови всё так же дугой, как месяц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: