Инструкция: по ходу урока выполнить задания и заполнить лист самоконтроля по темам «Собственность» и «Рыночная экономика»
Задание отправить до 13.04.
Цель: определить понятие рыночной экономики, изучить ее структуру.
План урока:
1. Рынок и условия функционирования.
2. Спрос и предложение.
3. Рыночное равновесие.
Сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Вспомните: Какие главные вопросы решает экономика? (Что, Как, Для кого производить)
Наша задача выяснить, как рыночная экономика решает эти вопросы.
Ребята, какие ещё экономические системы вам известны?
Д айте определение понятию «рынок».
Если не помните, найдите в словаре учебника.
В учебнике на стр.168 прочитайте п.1 и составьте кластеры:
1) «Характерные черты рыночной экономики» 2) Условия функционирования рынка 3) «Конкуренция»
Рыночная экономика |
Условия функционирования рынка |
Конкуренция |
Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр.168-169 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция?
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
· _________
· _________
· _______
· _________
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Итак, чтобы понять, как рождается рыночная цена, и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение?
А какие определения даются в учебнике?
Выпишите их.
Спрос – это ____________________________________________
Предложение – это _____________________________________
Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос и наоборот. А предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена, тем больше предложение.
П оясните на различных примерах из жизни следующие положения:
а) спрос находится в обратной зависимости от цены;
б) предложение находится в прямой зависимости от цены.
Цены выполняют две основные функции:
1) ограничивают потребление ресурсов;
2)мотивируют производство.
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а потребители - делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет.
Как это происходит?
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей (но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны жизни общества?
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Задание №3. Блиц-опрос. (лист самоконтроля)
Задание Решить задачи
Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства конкретных товаров или оказания услуг.
Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?
Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?
Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?
Задача 3. Как соотносится между собой спрос, предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?
Работа с заданиями №4 и №5 Листа самоконтроля
VΙ. Выводы.
Итак, рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
ученика (цы) 8 «А» класса ________________________________________________
Задания | Кол-во баллов (mах) | Баллы (само-проверка) | ||||||||||
Задание №1. Вспомним: А)Вспомните сказку «Теремок» и ответьте на вопросы: - Кто автор этой сказки? - Кто жил в теремочке? - Чем является теремок для тех, кто в нем живет? - Кем они являются для дома? - А вот чтобы найти правильный ответ, вычеркни в данной строчке три последние буквы алфавита и запиши слово. э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э О ю я С э Т ээЬ | ||||||||||||
Задание № 2
А) Установите соответствие между примерами и видами собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) Объясните значение понятий.
Имущество_______________________________
Имущественные отношения_______________________________
В)Назовите основания приобретения собственности:
1_______________________________
2_______________________________
3______________________________ Задание №3. Блиц-опрос. («Да», или «Нет».) Определить правильность суждений.
Ø Главной характерной чертой рыночной экономики является частная собственность. Ø Спрос- желание и возможность продавца продать конкретный товар по конкретной цене. Ø Главный принцип рынка- сделка должна быть выгодной только продавцу.. Ø Конкуренция – борьба за достижение результатов в каком-либо деле Ø Равновесная цена-это цена, по которой заключается сделка в угоду производителю. | ||||||||||||
Задание 4. Заполнить пропуски в тексте. Рынок воздействует на все сферы________________. Он даёт ответы вопросы _____________, _____________ и для __________ производить. Рынок направляет _______________ на производство необходимых обществу товаров и услуг. Слова-подсказки: экономика, рынок, что, спрос, как, конкуренция, кого, товар, ресурсы (слова можно использовать только один раз) | ||||||||||||
Задание №5 Установите соответствие между понятиями и определениями:
| ||||||||||||
Подсчёт баллов и выведение оценки. 21 – 23 балла - оценка «5» 17-20 баллов – оценка «4» 13-17 баллов – оценка «3» 12 и менее баллов – оценка «2». | mах = 23 баллов | Итоговый балл Оценка | ||||||||||