Кроме того, в свою методику расчета ТСО ПК мы решили включить такой показатель, как средняя стоимость разового обращения в сервисный центр.
Стоимость разового обращения в сервисный центр серьезным образом зависит от региона. Поэтому она рассчитывалась нами как средняя стоимость, по всем субъектам Российской Федерации. Стоимость обращения в сервисный центр в конкретном субьекте федерации зависит от стоимости рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регионе и времени, которое необходимо потратить на отвоз и привоз ПК. При этом делалось допущение, что на замену вышедшего из строя будет предоставлен другой ПК аналогичной конфигурации.
Базовая стоимость рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регион нами принята следующая: для Дальневосточного, Центрального, Уральского федеральных округов – 32 доллара (4 долл. в час), Северо-западного и Сибирского – 28 (3,5 долл. в час), Поволжского и Южного – 20 (2,5 долл. в час).
В свою очередь, время, которое необходимо потратить на отвоз и привоз ПК, зависит от степени покрытия сертифицированными сервисными центрами того или иного вендора конкретного региона. Самым хорошим случаем мы считали ситуацию, когда в субъекте РФ имеется сертифицированный сервисный центр. В этом случае на замену вышедшего из строя ПК (за исключением "безымянного") через сервисный центр нами был выделен 1 рабочий день. Коэффициент (Bn), учитывающий разветвленность сервисных центров для того или иного вендора, призван учесть ситуацию, когда в субъекте РФ нет сертифицированного сервисного центра.
В том случае, если в субъекте РФ имеется сервисный центр, коэффициент Bn был равен 1. В случае полного отсутствия сервисных центров в каком-либо из субъектов РФ в Центральном, Северо-западном (кроме Ненецкого АО), Южном и Поволжском округах коэффициент Bn составлял 2. То есть мы предполагали, что в этом случае сертифицированный сервисный центр гарантированно есть в соседнем субъекте федерации и затраты на доставку просто удваиваются. Для субъектов Сибирского (кроме Красноярского края), Уральского и Ненецкого АО коэффициент Bn составлял 4 (мы учитываем, что здесь расстояния очень большие и фактически процесс отвоза и привоза ПК занимает не 1 день, как в центральных областях, а 4). Для Дальневосточного ФО и Красноярского края коэффициент Bnсоставлял 7. Таким образом учитывались дополнительные затраты времени и материальных ресурсов на доставку оборудования в ближайший сервисный центр. Список субъектов РФ, где отсутствуют сервисные центры вендоров, участвующих в нашем тестировании, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Субъекты РФ, где отсутутствуют авторизованные сервисные центры вендоров, участвющих в оценке стоимости владения ПК. | |
Вендор | Субъекты РФ, где отсутствуют авторизованные сервисные центры по Intel-серверам. |
HP | Чеченская республика |
Dell | Республики Дагестан, Ингушетия, Чечня, Ненецкий авт. округ |
Fujitsu Siemens | Республики Ингушетия, Чечня |
Lenovo | Республики Ингушетия, Чечня, Камчатский край, Магаданская обл., Ненецкий, авт. округ |
Аквариус | – |
Kraftway | – |
R-Style | Республики Ингушетия, Чечня, Ненецкий, авт. округ |
Средняя стоимость разового обращения в сервисный центр определялась как средневзвешенная величина учитывающая количество предприятий и организаций в каждом из субъектов Российской Федерации. Для этого мы пользовались официальной статистикой РФ о зарегистрированных предприятиях. В итоге средняя стоимость разового обращения в сервисный центр определялась по следующей формуле:
V=Σn Wn*Bn*Vb
где n – количество субъектов Российской Федерации,
Wn – весовой коэффициент региона, учитывающий долю предприятий, зарегистрированных в том или ином субъекте РФ в общем их числе в России, согласно официальной статистике,
Vb – базовая стоимость рабочего дня технического ИТ-специалиста в том или ином регионе,
Bn – коэффициент, учитывающий разветвленность сервисных центров для того или иного вендора,
Таким образом, в целом по РФ средняя стоимость обращения в сервис для каждого из вендоров составила:
Вендор | Средняя стоимость обращения в сервис |
HP | |
Dell | |
Fujitsu Siemens | |
Lenovo | |
Аквариус | |
Kraftway | |
R-Style |
3. Затраты на гарантийное обслуживание ПК. Затраты на обслуживание ПК в период действия гарантии складываются из количества инцидентов с ПК в этот период и затрат на доставку проблемного ПК в сервис-центр и обратно. Расчет производился по формуле
Sгарант=Iгарант*V*0,8+T*Z
где Sгарант – стоимость затрат в период действия гарантии,
Iгарант – число инцидентов, требующих обращения в сервис в период действия гарантии,
V – средняя стоимость разового обращения в сервисный центр,
T – время, необходимое на ввод в действие подменного ПК;
Z – стоимость нормочаса работы технического специалиста.
В случае наличия у вендора программ расширенного гарантийного обслуживания on site мы также подсчитывали стоимость обслуживания ПК по условиям данных программ. В этом случае срок гарантийного обслуживания увеличивался (а постгарантийного, соответственно, уменьшался) и к затратам в гарантийный период добавлялась стоимость расширенной гарантии.
В случае наличия у производителя программ обслуживания на месте рассчитывались затраты и в таком случае. При этом финансовый ущерб определялся лишь как затраты на ввод подменного ПК. Далее определялась средневзвешенная величина исходя из удельного веса заказчиков, выбирающих данную форму гарантийного обслуживания.