Можно ли родителей ребёнка назвать его первыми учителями?




Лекция № 2

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа).

План лекции:

 

1.Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

2. Основные виды педагогической деятельности.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

5. Социальная (личностная) и профессиональная позиции педагога.

6. Общая культура педагога.

 

В обыденном значении к слову "деятельность" мы можем подобрать следующие синонимы: труд, дело, занятие.

В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, историей, психологией, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из главных свойств человека – быть активным.

Человек, мало знакомый с деятельностью учителя, традиционно представляя её, чётко очертит место педагога в его профессии следующим образом: класс за партами, учительский стол, доска и мел.

На самом деле, педагогическая деятельность – явление чрезвычайно широкое.

Педагогическая деятельность охватывает многие сферы человеческой жизни. Она, по сути своей, многогранна. В орбиту такой деятельности каждый из нас с вами в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.

Но всегда ли учат и воспитывают профессионалы?

Известный отечественный философ М.С. Каган считал, что у человечества есть два самых главных его изобретения – это семья и школа. Именно благодаря семье и школе человек становится культурным существом.

Именно в семье начинается процесс "очеловечивания" ребёнка, взращивания в нём человека.

Можно ли родителей ребёнка назвать его первыми учителями?

Да, можно. Об этом свидетельствует и народная педагогика, такого мнения придерживаются и многие выдающиеся люди, и современные исследователи в педагогике.

Платон, Жан Жак Руссо, В. Гегель, В.Г.Белинский и многие другие правомерно считают, что воспитание человека начинается вместе с его рождением, вместе с освоением первого человеческого опыта. Именно семья использует впервые возможности, предоставляемые культурой, для формирования и развития ребёнка.

В семейном воспитании нет специальных уроков, бесед о нравственности, специально запланированных экскурсий. Вся семейная жизнь со всеми её повседневными событиями, заботами, отношениями, драмами и радостями – это и есть те уроки, которые мы, взрослые, преподносим детям. И эти уроки, как правило, остаются с нами на всю жизнь. Не случайно сегодня мы очень часто говорим: "Все наши проблемы – из детства". Родителям в детстве мы прощаем всё, что никогда не простили бы профессиональному педагогу.

Раскрытие в родителях педагогического таланта зависит от становления их личности, от их культуры, от отношения к отцовству и материнству.

На становление педагогических способностей родителей влияет и то, какой у них ребёнок – слабый или здоровый, красивый или некрасивый, "удобный" или капризный, активный или пассивный и т. д.

Стать педагогом – родителем достаточно трудно. И многие учёные в истории образования и педагогической мысли считали, что родители должны получать определённые педагогические знания, чтобы без ошибок заниматься воспитанием ребёнка.

Подтверждение тому – развитие современной теории и практики семейного воспитания. История педагогики немыслима сегодня без книг, предназначенных для родителей:

– "Материнская школа" Я.А. Коменского;

– "Мысли о воспитании" Д. Локка;

– "Семейное воспитание ребёнка и его значение" П.Ф. Лесгафта;

– "Родительская педагогика" В.А.Сухомлинского;

– "Книга для родителей" А.С.Макаренко.

История культуры знает немало поучительных историй, когда родители сознательно пытались стать для своего ребёнка профессиональными воспитателями, но опыт их практически всегда заканчивался крахом…

Может быть кому - то из вас известно имя графа Филиппа Честерфилда, известного государственного деятеля, философа, историка, оратора?

В 19 веке огромной популярностью пользовалась его книга " Письма к сыну", опубликованная после его смерти. Он писал эти письма своему незаконнорожденному сыну, который должен был по правилам того времени воспитываться вне его семьи: мать этого ребёнка была гувернанткой.

Биографы Честерфилда считают, что он был любящим отцом, его чувство к ребёнку было сильным и страстным, он максимально старался, чтобы его ребёнок получил достойное воспитание и занял соответствующее положение в обществе.

В течение многих лет отец ежедневно писал письма сыну, создав практически своебразную родительскую педагогическую систему воспитания.

Отец писал письма на трёх языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем больше письма приобретали поучительный характер: это были советы, поучения, наставления, рекомендации и т.д.

Однако, тщательно разработанный эксперимент по воспитанию сына не оправдал себя…

Сын оказался вполне заурядным, совершенно не честолюбивым человеком. Ему было не интересно дипломатическое поприще, к которому его готовил отец. Ему было интересно разведение аквариумных рыбок, но он скрывал это от отца, как скрывал и свой обычный брак, свои болезни. Интересы отца и сына не совпадали, они вели раздельное существование.

Таким образом, сознательно поставленные педагогические цели, но при этом – незнание своего ребёнка, отсутствие доверительных отношений привели графа к воспитательной родительской неудаче.

Помимо семьи такую же педагогическую деятельность осуществляют по отношению к человеку общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дружеские группы и коллективы, а также средства массовой информации и каждый человек по отношению к самому себе – занимаясь самовоспитанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: