К числу неформальных педагогов также могут быть отнесены лидеры малых групп, разного рода наставники, лидеры научных школ.




Такую деятельность мы вправе назвать общепедагогической непрофессиональной деятельностью.

Основными её характеристиками являются:

– естественность, непреднамеренность воспитания и обучения;

– слитность воспитания и обучения с повседневной жизнью;

– неявность педагогических действий, поступков и отношений;

– отсутствие опоры на научные педагогические теории;

– отсутствие специально организованных воспитательных учреждений.

Что же тогда есть ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность и чем она отличается от непрофессиональной?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ педагогическая деятельность это деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Далее, ведя речь о профессиональной педагогической деятельности, мы будем называть её педагогической деятельностью – осознавая, что она нас будет интересовать именно как профессиональная.

Для проникновения в сущность профессиональной педагогической деятельности нам необходимо обратится к её характеристикам.

1. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – её совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только "для себя". Её сущность – в переходе деятельности "для себя" в деятельность "для другого".

2. В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменение обучаемого. Системообразующей характеристикой любой деятельности, в том числе и педагогической, является наличие цели.

Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности – явление историческое и динамическое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития.

3. Свойства педагогической деятельности проявляются через педагогическое действие как основную функциональную единицу, соединяющую цель и содержание в деятельности педагога.

4. Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, т. е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

5. От любой другой профессиональной производственной деятельности педагогическая деятельность отличается своим духовным характером.

6. Педагогическая деятельность – это деятельность необычайно нужная в любом обществе. Она востребована всем ходом социокультурного, цивилизационного развития человечества. Вне педагогической деятельности трудно представит себе развитие общества и отдельного человека.

Таковы основные характеристики профессиональной педагогической деятельности. Именно они отличают её от деятельности общепедагогической, непрофессиональной.

Как мы с вами уже говорили, педагогическая деятельность есть деятельность многогранная: она направлена не только на усвоение учениками знаний, умений и навыков, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в классе, на организацию внеклассной воспитательной деятельности, на создание в школе развивающей и образовательной среды.

Такое содержание педагогической деятельности позволяет выделить в ней несколько основных видов деятельности.

К традиционным видам педагогической деятельности относят преподавание и воспитательную работу.

• Воспитательная работа это вид педагогической деятельности. включающий в себя два направления – организацию воспитательной среды и управление внеурочными видами деятельности детей.

Успешное решение задач этого вида педагогической деятельности связано с благоприятным психологическим климатом в школе. с организацией общения и различных видов деятельности детей: спортивной, художественной, интеллектуальной, общественно – полезной и т. д.

• Преподавание это такой вид педагогической деятельности, который направлен преимущественно на управление и организацию познавательной деятельности школьников.

Ведущей целью преподавательской деятельности является обеспечение такого уровня подготовки обучающихся, который бы соответствовал основным требованиям государственного образовательного стандарта и предусматривал личностное развитие и становление ребёнка.

По большому счёту, воспитательная работа и преподавание – понятия тождественные. Невозможно обучать не воспитывая, а воспитывать не обучая – что, собственно и отражено в тезисе о единстве обучения и воспитания.

Отличаются эти два вида педагогической деятельности только тем, что преподавание имеет более жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты её достижения.

Воспитание значительно труднее по способам его организации и реализации, по степени определения результатов воспитательной деятельности.

Преподавание и воспитательная работа имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Такова точка зрения В.А. Сластёнина по поводу определения видов педагогической деятельности.

Помимо этих двух традиционных видов педагогической деятельности – преподавания и воспитательной работы – сегодня учёные – исследователи выделяют и другие виды.

Так, Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. выделяют ещё

социально – педагогическую деятельность. Как вид педагогической деятельности она направлена на социализацию и социальную защиту ребёнка. Осуществляется социально – педагогическая деятельность, как в условиях школы, так и через взаимодействие педагога с родителями учащихся, с другими общественными организациями, занимающимися социальным воспитанием детей и подростков.

культурно – просветительную деятельность педагога. Как отдельный вид педагогической деятельности она направлена на приобщение к культуре не только учеников, но и взрослых людей – родителей, жителей микрорайона, города. села.

Учитель исторически всегда воспринимался как носитель культуры, просветитель, сеятель разумного, доброго. вечного. Сегодня эта часть миссии педагога частично утрачена и имеет ещё определённое значение, пожалуй, только в сельской местности.

Коррекционно – развивающую деятельность. Её назначение состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ребёнка, в оказании ему помощи в адекватной интеграции в социум. Содержанием такой деятельности является дифференциация обучения и воспитания детей с недостатками в развитии поведении.

• научно – методическую деятельность. Она направлена на освоение учителем современных теорий и технологий обучения и воспитания, на разработку собственных подходов к педагогической деятельности (авторские программы, педагогические системы, учебные пособия, разработки занятий и т. д.).

• управленческую деятельность. Выделяя этот вид педагогической деятельности, авторы подчёркивают, что педагог должен уметь организовать различные виды деятельности ребёнка.

Такова вторая точка зрения по поводу выделения видов педагогической деятельности. Она тоже имеет право на существование, хотя не во всём с ней можно согласиться.

НАПРИМЕР, по поводу выделения управленческой деятельности как вида: вся педагогическая деятельность есть управленческая, ибо основана на взаимодействии с другими людьми и направлена на организацию их собственных действий.

Рассмотрев виды педагогической деятельности, давайте определимся теперь с её структурой.

СТРУКТУРА педагогической деятельности представляет собой совокупность компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

По отношению к структуре педагогической деятельности в педагогике тоже существует несколько точек зрения.

Так, Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три основных компонента:

– конструктивный;

− организаторский;

– коммуникативный.

Конструктивная деятельность, по мнению Н.В.Кузьминой, предполагает отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса, организацию своих действий и действий учащихся, проектирование учебно = материальной базы педагогического процесса.

Организаторский компонент предполагает организацию учащихся на выполнение различных видов деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с детьми, с педагогическим коллективом, с родителями.

А.И.Щербаков, соглашаясь с выделением данных компонентов в структуре педагогической деятельности, дополнительно выделяет исследовательский компонент. Его назначение – ориентация учителя на научный подход к педагогическим явлениям, на овладение методами научно – педагогического исследования.

Кроме того, организаторский компонент педагогической деятельности он представляет как единство информационной, ориентационной, мобилизационной и развивающей функций.

Все компоненты структуры педагогической деятельности, представленные и в одной, и в другой точках зрения, проявляются в работе педагога любой специальности.

Педагогическая деятельность действительно имеет всепроникающий характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: