Творческая деятельность журналиста.




Государственное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)

 

Институт Массмедиа

Факультет журналистики

 

ЖУРНАЛИСТИКА

Программа вступительного экзамена в магистратуру

по направлению подготовки 42.04.02 – «Журналистика»;

Направленность подготовки

«Международная журналистика»

 

Москва 2016

ЖУРНАЛИСТИКА

 

Программа вступительного экзамена в магистратуру

по направлению подготовки 42.04.02 – «Журналистика»;

Направленность подготовки

«Международная журналистика»

 

Составители:

д. филол. н., доц. Е.Н. Басовская

канд. пед.н. Н.Я. Макарова

д.э.н., проф. А.Б. Парканский

 

Отв. ред: Н.Я. Макарова

 

Программа утверждена на Совете факультета

Института массмедиа. РГГУ

Протокол № 6 от 05.09.2016.

 

© Российский государственный

гуманитарный университет, 2016

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступительный экзамен в магистратуру по направлению подготовки 42.04.02 – «Журналистика»; направленность подготовки «Международная журналистика», предполагает проверку знаний будущего магистранта, его способности к практической деятельности, а также к исследовательской работе в области истории и теории журналистики, стилистики и литературного редактирования. Ответ на экзаменационные вопросы предполагает понимание основных проблем журналистики в качестве общественного и политического института, места журналистики в системе массовой коммуникации.

Поступающему в магистратуру необходимо продемонстрировать умение связывать отдельные факты деятельности СМИ с общим медиаконтекстом, понимать зависимость истории журналистики от историко-литературного контекста, роль медиатекстов в формировании медиасерды, понимать взаимозависимость литературы, публицистики, журналистики и общественного мнения. Конкретный анализ источников экзаменующийся должен стремиться связать с концептуальным обобщением, соединив тем самым практический и теоретический ракурс анализа.


ТЕМЫИ РАЗДЕЛЫПРОГРАММЫ

I РАЗДЕЛ

СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

Литературный язык.

Литературный язык – высшая форма развития национального языка.Синонимия и вариативность. Узус и норма. Кодификация нормы. Особенности эволюции литературного языка. Динамический характер нормы. Проблема гибкости нормы.

Речевая экспрессия. Лексические и грамматические выразительные средства.

Функционально-стилистическая дифференциация языка.

Основные сферы коммуникации и понятие функционального стиля. Нейтральные языковые средства. Система книжных стилей (официально-деловой, научный, высоко-поэтический). Разговорный стиль. Реализация разностилевых средств в публицистическом стиле и языке художественной литературы. Язык рекламы.

Важнейшие тенденции развития языка современной журналистики.

 

Публицистический стиль современного русского литературного языка.

Журналистика как сфера коммуникации. Информативная и воздействующая функция СМИ. Жанр как стилеобразующий фактор журналистского текста. Лексические и грамматические характеристики публицистического стиля. Понятие газетизма. Проблема журналистского штампа.

Основные тенденции эволюции публицистического стиля современного русского литературного языка.

 

Редактирование.

Задачи и методы редакторской работы. Понятие редактирования. Ответственность редактора. Проблема допустимого вмешательства в текст. Специфика редакторского чтения.

Типология ошибок. Виды правки.

Приемы сокращения и обработки текста. Вторичные жанры (тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия). Технология внесения исправлений в текст.

Логическая стройность и ясность текста. Приемы выявления логических связей. Работа редактора над композицией текста.

Основные логические законы. Правила деления понятий. Правила дефиниции. Правила аргументирования. Корректная и некорректная аргументация.

Работа редактора над фактическим материалом. Понятие факта. Внешняя и внутренняя проверка фактического материала. Классификация источников информации. Правила цитирования. Оформление цитат.

Обработка текста. Способы сжатия текста при правке-сокращении. Понятие вторичного текста. Конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия.

ВОПРОСЫПО РАЗДЕЛУ:

1. Литературный язык как часть национального языка. Характер языковой нормы. Проблема соблюдения языковых норм в современных средствах массовой информации. (Приведите примеры).

2. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского языка. Использование стилистически маркированных языковых средств в текстах СМИ. (Приведите примеры).

3. Лексические и грамматические выразительные средства. (Приведите примеры). Использование тропов и стилистических фигур в текстах СМИ.

4. Формирование, современное состояние и тенденции развития публицистического стиля русского литературного языка.

5. Языковые особенности рекламного текста. (Приведите примеры).

6. Основные задачи, принципы и методы редакторской работы в печатных СМИ. Виды правки.

7. Работа редактора над композицией текста. Рубрикация. Методика озаглавливания. (Приведите примеры).

8. Логические основы редактирования.

9. Работа редактора над фактическим материалом. Классификации источников информации. Правила цитирования.

10. Обработка текста. Вторичные жанры: конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия.

ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСАМ РАЗДЕЛА:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 11-е изд. М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с.

2. Накорякова К.М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2011. – 334 с.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. 2-е изд. М.: Мир и образование, 2011. – 416 с.

4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2008. – 653 с.

Дополнительная литература к вопросам раздела:

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

2. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М.: АСТ, Астрель, 2006. – 368 с.

3. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Дело, 1999. – 477 с.

4. Ивин А.А. Логика для журналистов: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223 с.

5. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. – 258 с.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 2009. – 313 с.

7. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Логос-М, 2005. –523 с.

8. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. М.: АспектПресс, 1994. – 204 с.

9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Высшая школа, 1980. – 328 с.

10. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, Альма Матер, 2008. –758 с.

II РАЗДЕЛ.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

Массовая коммуникация.

Понятие «журналистика» в ряду терминов «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой пропаганды», «средства массового общения» (mass media) и других. Функции журналистики.

Понятие «массовой информации», ее основные характеристики. Качества массовой информации: достоверность, объективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д. Специфика массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации.

Понятие текста и его взаимодействие с аудиторией. Принятая и реальная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности.

Жанры журналистики. Понятие жанра. Жанровая структура журналистики. Информационные, информационно-аналитические и публицистические жанры.

Произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания произведения: замысел, подготовленность и подготовка к реализации, сбор и обработка данных, гипотезы (предполагаемые решения) и их разработка. Создание текста и включение его в структуру номера (программы).

Система СМИ.

Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Роль и специфика публицистики в журналистике. Публицистика и общественное мнение.

СМИ как инструмент формирования, преобразования и развития общественного мнения. Право на информацию журналистов и аудитории. Проблема информированности. Информационная безопасность. Информация и дезинформация. Проблема «информационного порядка» в обществе.

Печать, телевидение и радиовещание в системе СМИ. Особенности социально-психологического контакта печати, телевидения, радио и интернет-СМИ с пользователем.

СМИ как функционирующая система. Компоненты системы [«учредитель» («владелец», «издатель», «вещатель»), «журналист», «текст», «канал», «аудитория» и др.], ее структура, взаимодействие компонентов. Навыки и приемы журналистского труда в редакционном коллективе.

Глобализация и проблемы формирования единого мирового «информационного пространства» на пути к «открытому обществу».

Социальная позиция журналиста. Гуманистические критерии деятельности в СМИ. Журналистика как инструмент политики. Политическая культура журналиста. Политический анализ: требования и процесс.

Основные организационно-программные модели индустрии СМИ. Экономические основы функционирования СМИ в государственном, общественном, частном секторах. Источники средств. Проблема экономической независимости. Диверсификация источников финансовых поступлений.

Творческая деятельность журналиста.

Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как руководитель СМИ и его подразделений, редактор (продюсер и т.д.), организатор, автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д. Редакция как творческий коллектив.

Роль аудитории в определении информационной политики. Расчетная, реальная, потенциальная аудитория. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории.

Реклама. Реклама в обществе. Функции рекламы. Социальные и асоциальные эффекты рекламы. Психология воздействия рекламы на потребителя. Слагаемые рекламной коммуникации. Реклама и Public Relations. ВОПРОСЫПО РАЗДЕЛУ:

1. Журналистика в системе средств массовой коммуникации.

2. Основные тенденции развития современных медиасистем (диверсификация, конвергенция, мобильная журналистика).

3. Периодическая печать в системе современных отечественных СМИ.(Типологические изменения печати в условиях рынка; аудитория и основные типы газетной и журнальной периодики).

4. Репортаж в печати, на телевидении и радиовещании.

5. Публицистика в современных СМИ. (Колумнисты и обозреватели качественных и массовых изданий).

6. Особенности государственной, коммерческой и общественной моделей телевидения и радиовещания.

7. Особенности развития Интернет-СМИ. Преимущества и недостатки современных Интернет-СМИ.

8. Социальная проблематика в СМИ. (Приведите примеры)

9. Модели развития СМИ.

10. Социологические методы в профессиональной деятельности журналиста.

11. Правовые нормы в регулировании журналистской деятельности.

12. Злоупотребление свободой массовой информации: виды нарушений и ответственность за их совершение.

13. Социальная ответственность как основа профессиональной деятельности журналиста.

14. Основные этапы подготовки и проведения интервью.

ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ РАЗДЕЛА:

1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. –: учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика" / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский; Под ред. А. Я. Юровского. - М.: Изд-во МГУ 1987.- 238 с.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебник. – М., 2002. - 304 с.

2. Батра Р., Майерс Д. Д., Аакер Д. А. Рекламный менеджмент. / пер. с англ.; 5-е изд. – ML, СПб., К.: Вильямс, 1999. – С. 707-729.

3. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. – С. 44-150, 158, 164-167.

4. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! / Р. А. Борецкий. – М.: ИКАР, 2002. – С. 11-31.

5. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

7. Ворошилов В.В. Журналистика. – 6-е изд.- М.: КНОРУС, 2009, С. 403 – 481.

8. Головлёва Е. Л. Основы рекламы: учебное пособие / Е. Л. Головлёва. – М.: Главбух, 2003. – С. 11-15, 85.

9. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: [учеб. пособие для студентов вузов] – М.: Аспект Пресс, 2004. – С.12-7, 39-43, 56-62, 98-115.

10. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе, М.,РИП-холдинг, 2001.

11. Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004.

12. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2009, С.102-180.

13. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004.- 200с.

14. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. – М., 1995. – 92 с.

15. Засурский Я.Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - 2005; N5. – С. 3-6.

16. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб.пособие / Под ред. М.М. Лукиной.- М.:Аспект Пресс, 2010.-348с.

17. Кацев И. Г. История российского телевидения, 1907-2000: курс лекций / [Рос. гос. гуманитарный ун-т]. - М.: РГГУ, 2004.

18. Кирия И.В. Зарубежный медиамаркетинг. - М.: ВК, 2006.

19. Кихтон В. В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 211 с.

20. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2010.

21. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП-холдинг, 2003. – С. 126-130.

22. Макеенко Е. И. The Leading Media Corporations in the US: Tendencies and Strategies of Development, М., «Медиаскоп», электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им М.В.Ломоносова, выпуск №2. 2007 г. - Режим доступа: https://www.mediascope.ru/node/50

23. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 319 с.

24. Мудров А. Н. Основы рекламы: учебник. – М.: Экономистъ, 2005.

25. Основы медиабизнеса. / под ред. Е. Л. Вартановой - М.:Аспект Пресс, 2009.

26. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения: [учеб. пособие для студентов вузов]. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 220 с.

27. Проблематика СМИ. Информационная повестка дня. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2008.

28. Засурский Я.Н. Российская модель СМИ в начале ХХI века // Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика:1990-2007.М., МГУ, 2007. С. 421 -427.

29. Российское телевидение: между спросом и предложением (под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия). - М.: Элиткомстар, 2007. Т. 1.

30. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле онлайн. М., 1999. 415 с.

31. Система средств массовой информации России. Учебное пособие. М. Аспект Пресс, 2001,, с.3-17; 35 -149; с. 150 -163.

32. Ситников В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. – М.: Эксмо, 2004. – С. 5,15-34, 46-57, 59-69, 99-100.

33. Социальная журналистика: Профессия и позиция. /Под ред.Т.И.Фроловой. М.:АСИ, 2006, с.5-38.

34. Засурский Я.Н. Социологические аспекты журналистской науки // Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика:1990-2007.М., МГУ, 2007. С. 415 -421.

35. Средства массовой информации постсоветской России. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2002.

36. Средства массовой информации России: уч. пособие для студентов вузов / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005.

37. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 342-359.

38. Тертычный В. В. Жанры периодической печати: учебное пособие.М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 84-88.

39. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. - 398 с.

40. Фомичева И.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2007. С. 46-77.

41. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.:Пульс,2003, с.20 - 45.

42. Шкондин М.В. Трансформация СМИ России: системные аспекты. \\ Вестник Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2000, № 1.

43. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 "Журналистика" / отв. ред. Е. Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 374 с.

44. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Авалон, 2006. – С. 9, 11-14, 15-21, 29, 73-79, 175-190, 198-200.


 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

по направлению подготовки 42.04.02 – «Журналистика»;

Направленность подготовки

«Международная журналистика»

I

1. Литературный язык как часть национального языка. Характер языковой нормы. Проблема соблюдения языковых норм в современных средствах массовой информации. (Приведите примеры).

2. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского языка. Использование стилистически маркированных языковых средств в текстах СМИ. (Приведите примеры).

3. Лексические и грамматические выразительные средства. (Приведите примеры). Использование тропов и стилистических фигур в текстах СМИ.

4. Формирование, современное состояние и тенденции развития публицистического стиля русского литературного языка.

5. Языковые особенности рекламного текста. (Приведите примеры).

6. Основные задачи, принципы и методы редакторской работы в печатных СМИ. Виды правки.

7. Работа редактора над композицией текста. Рубрикация. Методика озаглавливания. (Приведите примеры).

8. Логические основы редактирования.

9. Работа редактора над фактическим материалом. Классификации источников информации. Правила цитирования.

10. Обработка текста. Вторичные жанры: конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия.

II

 

11. Журналистика в системе средств массовой коммуникации.

12. Основные тенденции развития современных медиасистем (диверсификация, конвергенция, мобильная журналистика).

13. Периодическая печать в системе современных отечественных СМИ.(Типологические изменения печати в условиях рынка; аудитория и основные типы газетной и журнальной периодики).

14. Репортаж в печати, на телевидении и радиовещании.

15. Публицистика в современных СМИ. (Колумнисты и обозреватели качественных и массовых изданий).

16. Особенности государственной, коммерческой и общественной моделей телевидения и радиовещания.

17. Особенности развития Интернет-СМИ. Преимущества и недостатки современных Интернет-СМИ.

18. Социальная проблематика в СМИ. (Приведите примеры)

19. Модели развития СМИ.

20. Социологические методы в профессиональной деятельности журналиста.

21. Правовые нормы в регулировании журналистской деятельности.

22. Злоупотребление свободой массовой информации: виды нарушений и ответственность за их совершение.

23. Социальная ответственность как основа профессиональной деятельности журналиста.

24. Основные этапы подготовки и проведения интервью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: