Организация работы Центра




 

Государственное учреждение социального обслуживания «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» (сокращенное наименование – ГУСО «СРЦН» «Алые паруса»).

Центр создан в целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной, социально-психологической помощью.

В Центр принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.

Основные задачи Центра:

- Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, указание помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.

- Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних.

- Определение и предоставление конкретных видов и форм медико-социальной, социально-правовой, психолого-педагогической помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.

- Предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства.

- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Деятельность Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания и администрации Ульяновской области, а также Уставом учреждения.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими образованиями.

В структуру Центра входят следующие отделения:

- Приемное отделение;

- Стационарное отделение;

- Дневное отделение;

- Отделение помощи семье и детям.

Директор, администрация и коллектив Центра несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность несовершеннолетних во время пребывания их в центре, обязаны защищать их личные права и интересы.

Организация деятельности Центра

Центр:

- входит в систему социальной защиты населения, непосредственно подчиняется Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области и финансируется им;

-обладает самостоятельностью в выборе форм организации воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников;

- самостоятельно разрабатывает организационную схему управления, штатное расписание в пределах выделенных средств на оплату труда, должностные обязанности работников;

- вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, участвовать в создании объединений в форме ассоциаций и союзов, проводить семинары, конференции по обмену опытом и повышению квалификации работников.

В соответствии со своими задачами Центр:

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- участвует в реализации основных направлений государственной социальной политики по улучшения положения детей в Российской Федерации;

- содействует в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства;

- оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую и правовую помощь семье с детьми, находящейся в кризисной ситуации;

- оказывает поддержку семей с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;

- осуществляет прием несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проводит доврачебный осмотр и организует медицинское обследование;

- всесторонне изучает личность детей, выявляет причины кризисной ситуации и существа конфликта;

разрабатывает и реализует индивидуальные программы по оказанию психологической, психокоррекционной, коррекционно- реабилитацтонной помощи несовершеннолетним с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;

-изучает особенности личностного развития и поведения несовершеннолетних;

- выполняет индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровляет систему межличностных отношений несовершеннолетних, восстанавливает их социальный статус в коллективе сверстников, по месту учебы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

-содействует подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования.

-включает несовершеннолетних в разнообразные виды деятельности проводимые в Центре и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

- уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей) органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в Центре;

- оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в Центре, в семью, в интернатные учреждения, на усыновление или в приемную семью;

- осуществляет различные формы социального патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после снятия их с обслуживания, опираясь на работников общеобразовательных учреждений, членов общественных объединений и благотворительных организаций.

При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии Центра.

Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

Структурные подразделения Центра.

Структурные подразделения Центра- отделения - в своей деятельности подчиняются директору Центра;

Каждое отделение Центра возглавляет заведующий, назначенный и освобождаемый от должности директором Центра по согласованию с комитетом социальной защиты населения Ульяновской области;

Социальное обслуживание клиентов отделения Центра может осуществляться (до 6 месяцев) или постоянной основе;

Приемное отделение.

1. В приемное отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

2. Прием осуществляется на основании следующих документов:

- Распоряжения (Постановления) главы администрации районов Ульяновской области;

- Направления Комитетов социальной защиты населения районов Ульяновской области;

- Постановления комиссии по делам несовершеннолетних администраций районов Ульяновской области;

- Постановления или определения суда, прокуратуры или следственных органов районов Ульяновской области, если родители или лица, их заменяющие осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;

- Личного обращения;

- Заявление родителей (лиц, их заменяющих), ходатайство органов образования, здравоохранения, органов внутренних дел районов Ульяновской области.

3. Приемное отделение предназначено для:

- проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних. При наличии показаний несовершеннолетние направляются на лечение в медицинские учреждения;

- оказания первичной психологической помощи несовершеннолетним;

- организации социального патроната и патронажа;

- сотрудничества с различными организациями, способствующими дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников.

4. Целью деятельности отделения является прием несовершеннолетних в Центр и обеспечение сохранности их жизни, безопасности от внешних угроз, правовая защита законных прав и интересов ребенка и его дальнейшее жизнеустройство.

5. Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круглосуточно;

6. Сведения о поступившем в отделение несовершеннолетнем заносятся в журнал учета лиц, находящихся в Центре. Несовершеннолетний зачисляется и отчисляется приказом директора Центра, на него оформляется личное дело. Личные дела несовершеннолетних хранятся в Центре в течение 25 лет.

7. Прием несовершеннолетнего подтверждается соответствующим актом, составленным в 2-х экземплярах. Один экземпляр вручается лицу, доставляющему несовершеннолетнего в Центр, второй экземпляр остается в заведенном личном деле несовершеннолетнего.

Стационарное отделение.

1. Стационарное отделение Центра предназначено для обеспечения несовершеннолетним временного проживания до определения оптимальных форм жизнеустройства социальной реабилитации, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

2. В стационарное отделение несовершеннолетние принимаются через приемное отделение.

3. Стационарное отделение обеспечивает воспитанникам условия для социальной адаптации и интеграции в обществе.

4. Целью деятельности отделения является оказание социальной помощи безнадзорным детям и подросткам и осуществление комплекса мер по их социальной реабилитации.

5. Задачами отделения являются:

- организация жизнедеятельности несовершеннолетних в период круглосуточного пребывания детей в отделении;

- осуществление психолого- медико- педагогической реабилитации несовершеннолетних.

6. Стационарное отделение обеспечивает временное проживание несовершеннолетних в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания по нормам, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода с соблюдением норм гигиены.

7. В стационарном отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по принципу родства, возраста и с учетом их социальной дезадаптации.

8. Количество несовершеннолетних в реабилитационных группах при условии круглосуточного пребывания - до 7 человек.

9. Несовершеннолетние содержатся в отделении не более трех месяцев при условии соблюдения действующего законодательства, когда дальнейшее устройство несовершеннолетних затруднено, допускается их нахождение в стационарном отделении на более длительный период.

10. Несовершеннолетние содержатся в стационарном отделении на полном государственном обеспечении.

11. Выпуск несовершеннолетних из стационарного отделения оформляется приказом директора Центра на основании:

- распоряжения главы администрации районов Ульяновской области о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты;

- личного заявления родителей (лиц их заменяющих) или самого несовершеннолетнего.

Дневное отделение.

В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;

- нуждающиеся в социальной реабилитации;

- дети из малообеспеченных, неполных семей.

1. Отделение осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Целью деятельности дневного отделения является: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи семье и детям, имеющим различные формы дезадаптации.

3. Задачами дневного отделения является:

- осуществление мероприятий по выявлению неблагополучных семей;

- всесторонние изучение личности несовершеннолетнего, выявление причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего его в отделение;

- разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, с учетом выявленных факторов и обстоятельств, возрастных физических, интеллектуальных возможностей;

- содействие восстановлению семейных, родственных связей несовершеннолетних, оздоровлению межличностных отношений детей с родителями.

4. Основания приема:

- личное обращение несовершеннолетнего;

- обращение родителей или лиц их заменяющих;

- ходатайство органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел районов Ульяновской области.

5. Документы, необходимые для приема в дневное отделение:

- заявление родителей или самого несовершеннолетнего;

- ходатайство органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел районов Ульяновской области;

- свидетельство о рождении (копия);

- справка от врача-педиатра (с 14 лет-терапевта);

- справка о составе семьи;

- акт обследования жилищно-бытовых условий;

- справка о суммарном доходе семьи.

Последние три документа необходимы для детей, находящихся в отделении более 4-х часов.

6. Если ребенок находится в Центре более 4-х часов, ему предоставляется питание.

7. Количество несовершеннолетних в реабилитационных группах при условии дневного пребывания составляет от 5 до 10 человек.

8. Несовершеннолетние обучающиеся в образовательных школах посещают группу в свободное от учебы время, в течении необходимого для их реабилитации периода в соответствии с индивидуальными программами.

9. Снятие с обслуживания несовершеннолетних оформляется приказом руководителя Центра.

10. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в Центр, имеют право его покинуть, о чем на основании их личного заявления делается отметка в журнале учета лиц, находящегося в дневном отделении.

Отделение помощи семье и детям.

1. Отделение предназначено для:

- обеспечения социального патронажа семей, имеющие неблагоприятные психологические и социальные педагогические условия;

- оказания помощи родителям в воспитании детей и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, разрешение внутрисемейных проблем и конфликтов;

- оказания экстренной психологической помощи;

- консультирования по психолого-педагогическим и социально-правовым вопросам;

- содействия в получении льгот, пособий и других видов социальной помощи в соответствии с действующим законодательством;

- содействия в привлечении различных социальных служб, организаций и учреждений для решения проблем семей.

2. Целью отделения является содействие развитию и укреплению семьи, оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним нуждающимся в реабилитации.

3. Задачами отделения помощи семье и детям является:

- выявление причин и факторов неблагополучия конкретных семей и детей, обратившихся в отделение учреждения;

- обеспечение своевременной и квалифицированной правовой, профилактической педагогической помощи семьям в разрешении внутрисемейных конфликтов;

- осуществление мер по восстановлению социального статуса ребенка.

4. Клиенты имеют право обращаться лично, по телефону, а также направлять письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение клиента для получения отдельных видов помощи.

В Центре могут быть организованы семейные воспитательные группы, социальная гостиница для несовершеннолетних, отделение социально-правовой помощи и другие, а также видоизменяться или ликвидироваться ранее утвержденные структурные подразделения.

Семейная воспитательная группа и социальная гостиница осуществляют свою деятельность на основании «Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 26.

Условия приема и содержания несовершеннолетних.

1. В Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

- оставшиеся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);

- нуждающиеся в социальной реабилитации, экстренной медико-социальной помощи;

- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;

- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

- отказавшиеся жить в семье;

2. Прием детей на обслуживание и снятия с обслуживания исключительно на добровольной основе и как правило, с согласия родителей (лиц их заменяющих).

3. Несовершеннолетние находятся в Центре в течении времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Решение о продлении или сокращения срока пребывания несовершеннолетних в Центре принимается директором центра по согласованию с родителями (лицами их заменяющими), органами опеки и попечительства, органами социальной защиты населения.

4. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

5. При приеме несовершеннолетних предоставляются следующие документы:

- Постановление главы администрации о помещении несовершеннолетнего в Центр;

- направление КСЗН администраций районов;

- Постановление комиссии по делам несовершеннолетних;

- заявление родителей (лиц, их заменяющих), ходатайство органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;

- свидетельство о рождении;

- документы об образовании;

- постановление или определение суда, прокуратуры или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены, либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;

- справка от педиатра (или справка о санэпидокружении);

- амбулаторная карта несовершеннолетнего;

- акт обследования жизни ребенка;

- анкета ребенка с фотографией ребенка.

При отсутствии по объективным причинам свидетельства о рождении (копии) амбулаторной карты, документов об образовании названные документы предоставляются направляющей стороной в недельный срок.

В случае поступления несовершеннолетнего без Постановления главы администрации района, соответствующий документ в целях защиты прав и интересов ребенка готовится уполномоченным на это органом.

6. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в Центр, имеют право его покинуть, о чем на основании их личного заявления делается отметка в журнале учета лиц, находящихся в Центре.

7. При выпуске или переводе в другое учреждение, воспитаннику выдаются:

- свидетельство о рождении;

- справка о пребывании в учреждении;

- документ об образовании;

-сведения о родителях или близких родственниках;

- документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителям, пенсионная или сберегательная книжка, исполнительный лист на взыскании алиментов, если таковые имеются в личном деле;

- амбулаторная карта.

8. Не допускается содержание в Центре несовершеннолетних находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

9. Несовершеннолетние могут быть сняты с обслуживания Центра:

- по истечению срока пребывания, оговоренного в заявлении или других документах;

- в связи с решением вопроса о дальнейшем жизнеустройстве (на основании распоряжения главы администрации района о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью. В учреждение для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты;

- заявлению родителей (лиц. их заменяющих);

- в связи с грубым дисциплинарным нарушением устава Центра (побегом, нарушением правил поведения, порчи имущества и т.д.).

Воспитанники Центра имеют право на:

- бесплатное содержание;

- защиту своих прав и интересов

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

- защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности;

- развитие своих творческих способностей и интересов;

- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся недостатков в развитии;

- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники Центра обязаны:

- выполнять Устав, правила внутреннего распорядка центра;

- соблюдать общие правила поведения в центре, в школе, в быту и общественных местах;

- уважать честь и достоинство других воспитанников и сотрудников Центра.

Права и обязанности Центра.

Центр имеет право:

1. Отстаивать и защищать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);

2. Обращаться в органы образования, здравоохранения и внутренних дел по вопросам изоляции несовершеннолетних от той среды, где имеется опасность для их жизни, физического, психического и нравственного состояния.

3. Проводить обследование условий жизни несовершеннолетних до их поступления в Центр и во время нахождения в Центре и осуществлять социальный патронаж после отчисления их из Центра;

4. Привлекать для осуществления своих функций на договорных основах юридические и физические лица;

5. Приобретать или арендовать основные или оборотные средства за счет имеющихся финансовых ресурсов. Временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках. В том числе в валюте;

6. При планировании своей деятельности и определении перспектив развития Центра исходить из интересов лиц, обратившихся за помощью, заключенных договоров;

7. В установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников Центра и их поощрения, производственное и социальное развитие.

Кадровое обеспечение Центра.

На работу в Центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

Основные обязанности педагогических и медицинских работников:

В части обследования поступающих в Центр детей:

- ознакомление с документами и другой информацией на поступающего ребенка;

- создание вновь поступившим детям максимально благоприятных условий для более мягкой адаптации в перемене образа жизни;

- изучение личности ребенка в процессе его адаптации;

- участие в психолого-медико-педагогическом Консилиуме в решении вопроса о наиболее рациональном устройстве дальнейшей жизни конкретного ребенка;

9. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации Центра в вопросах охраны прав воспитанников, их социальной адаптации.

10. Права и обязанности работников Центра определяются в соответствии с действующем законодательством, трудовым договором и иными локальными актами.

11. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным и специально закрепленными за учреждением органом здравоохранения, медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников учреждения входят:

- наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

- осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

- осуществления контроля за качеством питания;

- профессиональные консультации воспитанников с учетом состояния их здоровья;

- работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний;

Все работники Центра независимо от занимаемой должности обязаны в своей деятельности руководствоваться положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного законодательства Российской Федерации, выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего трудового распорядка, охрана труда и техники безопасности, условий трудового договора.

Виды локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения.

1. Локальными актами, регламентирующими деятельность Центра, являются:

- Приказы;

- Положения;

- Решения;

- Правила;

- Инструкции.

Локальные акты не должны противоречить настоящему Уставу.

проанализировать проблемную ситуацию по материалам социально-педагогической и психологической литературы;

· определить потребность детей в досуговой деятельности;

· определить удовлетворенность подростков проведением свободного времени;

· исследовать предпочитаемые виды отдыха в различных сферах досуга: с родителями, с друзьями, самостоятельно и в организованной форме (в кружках, секциях);

· выявить причины недостаточной занятости учащихся в системе дополнительного образования;

· изучить распределение свободного времени;

· провести сравнительный анализ результатов в контрольной группе и группе “риска”;

· провести корреляционный анализ данных;

· провести сравнительный анализ данных в возрастных группах 11-12-и лет и 13-15-и лет.

 

 

ДОСУГ

 

Для оценки возможностей проведения досуга, необходимо определить количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий.

Результаты исследования показали, что большая часть школьников (45 %) на выполнение домашних заданий тратит 1 – 2 часа в день, у 31 % испытуемых на выполнение домашней работы уходит менее часа, но 19 % ответивших выполняют домашние задания в течение 2-3 часов и 5 % более трех часов.

Следовательно, 24 % школьников в связи с загруженностью не имеют достаточного времени для организации досуга (посещения кружков, секций), в то же время дети с отклоняющимся поведением тратят меньше времени на выполнение домашней работы по сравнению с контрольной группой и имеют больше возможностей для организации досуга.

В ходе анализа проблемной ситуации были выделены четыре основные области проведения свободного времени:

· самостоятельное проведение свободного времени школьниками дома (предпочтение видов отдыха);

· проведение свободного времени с родителями;

· проведение свободного времени с друзьями (предпочитаемые занятия и место проведения досуга);

· организованные формы проведения досуга (занятость в кружках и секциях).

Среди различных способов времяпровождения дома одно из лидирующих мест занимает просмотр телепередач и компьютерные игры (66% из числа опрошенных), на втором месте различные виды отдыха – в основном сон. Можно предположить, что потребность в отдыхе (сне) связана с высокими школьными нагрузками, особенно у девятиклассников и детей из контрольной группы.

По данным других исследований мальчики имеют более низкую физическую сопротивляемость стрессу, чем девочки. Что подтверждается нашим исследованием: по результатам корреляционного анализа потребность в отдыхе является доминирующей у мальчиков при равных учебных нагрузках с девочками.

19% респондентов ухаживают за домашними животными и 11% занимаются любимым делом: рисование, рукоделие. В научной психолого-педагогической литературе существует точка зрения, что из детей, занимающихся продуктивным досугом (рукоделием, рисованием, прикладным творчеством, техническим трудом) вырастают более организованные, уверенные в себе, самостоятельные личности, с развитым творческим мышлением.

Среди других тенденций в организации досуговой деятельности можно отметить, что лишь 16% детей любят читать в свободное время, при этом не обнаруживается существенной разницы в ответах шестиклассников и девятиклассников.

Становление и развитие человека начинается в семье - первом социальном окружении, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, навыки деятельности, общения, в том числе и опыт проведения досуга. В исследовании изучались формы проведения совместного досуга подростков с родителями[14].

Большинство семей совместный отдых проводят возле телевизора (56%), а также, выполняя работу по дому (49%).

Важно отметить, что культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, того, как они сами организуют своё свободное время. Если у родителей есть какие-то увлечения, то дети охотно их разделяют и, вполне вероятно, этот опыт перенесут в свою взрослую жизнь.

13 % респондентов отметили, что совместно с родителями занимаются активными видами отдыха (гуляют, занимаются спортом).

Подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с родителями, чем дети из контрольной группы. “Активный отдых” в семьях детей из группы “риска” встречается в 6 раз реже, чем в семьях детей из контрольной группы.

Подростки большое количество свободного времени проводят в обществе сверстников. В ходе исследования мы выяснили, где и как они проводят свой досуг. Подавляющее большинство подростков (75%) предпочитает проводить свободное время с друзьями на улице, 60% респондентов отметили, что часто собираются у кого-либо дома, 14% встречаются на дискотеке и 11% в компьютерном зале.

Девятиклассники больше времени проводят с друзьями, что соответствует психологическим особенностям данного возраста. И, по сравнению с 6-классниками, чаще находятся у кого-то дома (62 %).

Следует отметить, что подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с друзьями, чем дети из контрольной группы. Что, в свою очередь, может указывать на трудности, нарушения в коммуникативной сфере. Чаще, чем “обычные” дети, они встречаются с друзьями в компьютерном зале, что говорит о предпочтении опосредованного общения.

Анализируя формы проведения досуга с друзьями, можно сделать следующие выводы.

· 75 % подростков предпочитают гулять со сверстниками.

· Треть ответивших предпочитают слушать музыку, играть на компьютере и обмениваться новостями.

· 15 % школьников с друзьями смотрят телевизор.

· 7 % играют в активные игры (футбол).

Так как большую часть времени подростки с друзьями проводят на улице (гуляют), необходимо подчеркнуть важность организации таких форм досуга, как создание дворовых команд, оборудование площадок, дворов.

Свобода, рождаемая досугом – это не праздность, не бездеятельность, а возможность самолично решать, что делать. Однако не каждый человек умеет пользоваться той свободой, которую предоставляет ему досуг.

В исследовании определялась не только актуальная ситуация, но и желаемая картина организации свободного времени. Выяснилось, что большинство подростков хотели бы больше времени проводить с друзьями, что соответствует возрастным особенностям данного периода. 38 % школьников хотели бы чаще ходить в кино, театр, развлекательные центры.

А треть испытуемых больше времени хотела бы проводить с родителями, что может указывать на дефицит общения в семье. Причем, недостаток общения острее воспринимается более младшими подростками.

Следует отметить, что 21% школьников в свободное время хотели бы зарабатывать деньги. Среди них больше тех, кто имеет навыки в прикладном искусстве и других видах творчества.

7% респондентов выразили желание участвовать в работе детской молодежной организации. Интерес к деятельности в общественных организациях, как показал сравнительный анализ, более выражен у учащихся 6-х классов по сравнению с 9-классниками. (Вероятно, это связано с тем, что с возрастом накапливается определенный негативный опыт, что проявляется в недоверии к подобным объединениям). Казалось бы, интерес к деятельности в общественных организациях должен быть более выражен у подростков контрольной группы, но на самом деле это желание выражено в равной степени у учащихся контрольной группы и группы “риска”.

В ходе исследования нами была поставлена задача: изучить соответствие проведения досуга с потребностями подростков. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени. Результат оказался таким, что 54 % обучающихся 6, 9 классов удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов). Среди них больше подростков с отклоняющимся поведением. Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.

Таким образом, большинство подростков имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга.

Интересно, что дети из контрольной группы определяют для себя больше возможностей для проведения свободного времени. Тогда как “трудные” дети ограничиваются перечислением следующих объектов: спортивные площадки, игровые площадки во дворе и дискотеки, что относится к неорганизованным формам проведения досуга.

Обеспечение занятости подростков в кружках, клубах, секциях, исходя из их желаний и потребностей, способствует профилактике асоциальных проявлений среди подростков, формированию здорового образа жизни. В исследовании определялась занятость подростков в различных сферах организованной досуговой деятельности. Так, 64 % учащихся посещают те или иные кружки, секции. Сравнительный анализ показывает, что 6-классники в большей степени, чем 9-классники, вовлечены в организованную досуговую деятельность. К сожалению, подростки группы “риска” в меньшей степени вовлечены в работу кружков и секций по сравнению с детьми из контрольной группы. Причиной этого может быть незнание вариантов проведения свободного времени, неразвитость мотивационной сферы и проблемы коммуникативного характера

Среди кружков и секций, в которых занимаются школьники, наибольшей популярностью пользуются спортивные секции и занятиях в тренажерных залах ФОК. В них занимается 58 % опрошенных школьников. В музыкальных школах, в вокальных, эстрадных, хоровых студиях обучается 19 % респондентов; 9 % 9-классников посещают курсы для поступающих в различные учебные заведения; 8 % опрошенных в свободное время занимаются в различных кружках при комнатах школьника. Художественные школы и изостудии посещает 7 %школьников; 6 % подростков занимаются танцами.

Как видно из приведенных данных, занятия спортом входят в сферу приоритетных интересов современных детей и подростков. Возможно, это связано с тем, что в стране культивируется идея здорового образа жизни. Кроме того, занятия спортом удовлетворяют многие потребности подростков:

· они дают им возможность почувствовать, понять, оценить пределы своих способностей, проверить свою силу, выносливость и научиться владеть своим телом. Основной мотив этих занятий – желание обладать стройным тренированным телом, которое соответствует современным идеалам женской и мужской красоты (фитнес, тренажерные залы, бассейн).

· команда становится той социальной группой, где подростки удовлетворяют свою потребность в общении, усваивают групповые нормы поведения (многие подростки предпочитают коллективные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол).

С целью определения роли взрослых в привлечении подростков к организованной досуговой деятельности, определялась группа референтных лиц, направляющих подростков в секции, кружки. Большинству подростков (32 %) посоветовали заниматься в кружках и секциях родители, 30 % опрошенных прислушались к мнению друзей, 26 % сделали выбор самостоятельно. Педагоги школ и учреждений дополнительного образования направили в кружки и секции 12 % школьников.

Подростки из группы “риска” принимают решение о посещении кружков, секций под влиянием друзей. Этот факт можно объяснить и так, что у ш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: