Государственное учреждение социального обслуживания «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» (сокращенное наименование – ГУСО «СРЦН» «Алые паруса»).
Центр создан в целях профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной, социально-психологической помощью.
В Центр принимаются несовершеннолетние дети от 3 до 18 лет.
Основные задачи Центра:
- Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, указание помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации.
- Выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних.
- Определение и предоставление конкретных видов и форм медико-социальной, социально-правовой, психолого-педагогической помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.
- Предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства.
- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Деятельность Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания и администрации Ульяновской области, а также Уставом учреждения.
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими образованиями.
В структуру Центра входят следующие отделения:
- Приемное отделение;
- Стационарное отделение;
- Дневное отделение;
- Отделение помощи семье и детям.
Директор, администрация и коллектив Центра несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность несовершеннолетних во время пребывания их в центре, обязаны защищать их личные права и интересы.
Организация деятельности Центра
Центр:
- входит в систему социальной защиты населения, непосредственно подчиняется Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области и финансируется им;
-обладает самостоятельностью в выборе форм организации воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников;
- самостоятельно разрабатывает организационную схему управления, штатное расписание в пределах выделенных средств на оплату труда, должностные обязанности работников;
- вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, участвовать в создании объединений в форме ассоциаций и союзов, проводить семинары, конференции по обмену опытом и повышению квалификации работников.
В соответствии со своими задачами Центр:
- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- участвует в реализации основных направлений государственной социальной политики по улучшения положения детей в Российской Федерации;
- содействует в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства;
- оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую и правовую помощь семье с детьми, находящейся в кризисной ситуации;
- оказывает поддержку семей с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;
- осуществляет прием несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проводит доврачебный осмотр и организует медицинское обследование;
- всесторонне изучает личность детей, выявляет причины кризисной ситуации и существа конфликта;
разрабатывает и реализует индивидуальные программы по оказанию психологической, психокоррекционной, коррекционно- реабилитацтонной помощи несовершеннолетним с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств, возрастных, физических и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
-изучает особенности личностного развития и поведения несовершеннолетних;
- выполняет индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровляет систему межличностных отношений несовершеннолетних, восстанавливает их социальный статус в коллективе сверстников, по месту учебы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;
-содействует подросткам в профессиональной ориентации и получении специальности, образования.
-включает несовершеннолетних в разнообразные виды деятельности проводимые в Центре и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей) органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в Центре;
- оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в Центре, в семью, в интернатные учреждения, на усыновление или в приемную семью;
- осуществляет различные формы социального патронажа над несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после снятия их с обслуживания, опираясь на работников общеобразовательных учреждений, членов общественных объединений и благотворительных организаций.
При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии Центра.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
Структурные подразделения Центра.
Структурные подразделения Центра- отделения - в своей деятельности подчиняются директору Центра;
Каждое отделение Центра возглавляет заведующий, назначенный и освобождаемый от должности директором Центра по согласованию с комитетом социальной защиты населения Ульяновской области;
Социальное обслуживание клиентов отделения Центра может осуществляться (до 6 месяцев) или постоянной основе;
Приемное отделение.
1. В приемное отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.
2. Прием осуществляется на основании следующих документов:
- Распоряжения (Постановления) главы администрации районов Ульяновской области;
- Направления Комитетов социальной защиты населения районов Ульяновской области;
- Постановления комиссии по делам несовершеннолетних администраций районов Ульяновской области;
- Постановления или определения суда, прокуратуры или следственных органов районов Ульяновской области, если родители или лица, их заменяющие осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;
- Личного обращения;
- Заявление родителей (лиц, их заменяющих), ходатайство органов образования, здравоохранения, органов внутренних дел районов Ульяновской области.
3. Приемное отделение предназначено для:
- проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних. При наличии показаний несовершеннолетние направляются на лечение в медицинские учреждения;
- оказания первичной психологической помощи несовершеннолетним;
- организации социального патроната и патронажа;
- сотрудничества с различными организациями, способствующими дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанников.
4. Целью деятельности отделения является прием несовершеннолетних в Центр и обеспечение сохранности их жизни, безопасности от внешних угроз, правовая защита законных прав и интересов ребенка и его дальнейшее жизнеустройство.
5. Приемное отделение осуществляет прием несовершеннолетних круглосуточно;
6. Сведения о поступившем в отделение несовершеннолетнем заносятся в журнал учета лиц, находящихся в Центре. Несовершеннолетний зачисляется и отчисляется приказом директора Центра, на него оформляется личное дело. Личные дела несовершеннолетних хранятся в Центре в течение 25 лет.
7. Прием несовершеннолетнего подтверждается соответствующим актом, составленным в 2-х экземплярах. Один экземпляр вручается лицу, доставляющему несовершеннолетнего в Центр, второй экземпляр остается в заведенном личном деле несовершеннолетнего.
Стационарное отделение.
1. Стационарное отделение Центра предназначено для обеспечения несовершеннолетним временного проживания до определения оптимальных форм жизнеустройства социальной реабилитации, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
2. В стационарное отделение несовершеннолетние принимаются через приемное отделение.
3. Стационарное отделение обеспечивает воспитанникам условия для социальной адаптации и интеграции в обществе.
4. Целью деятельности отделения является оказание социальной помощи безнадзорным детям и подросткам и осуществление комплекса мер по их социальной реабилитации.
5. Задачами отделения являются:
- организация жизнедеятельности несовершеннолетних в период круглосуточного пребывания детей в отделении;
- осуществление психолого- медико- педагогической реабилитации несовершеннолетних.
6. Стационарное отделение обеспечивает временное проживание несовершеннолетних в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания по нормам, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода с соблюдением норм гигиены.
7. В стационарном отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по принципу родства, возраста и с учетом их социальной дезадаптации.
8. Количество несовершеннолетних в реабилитационных группах при условии круглосуточного пребывания - до 7 человек.
9. Несовершеннолетние содержатся в отделении не более трех месяцев при условии соблюдения действующего законодательства, когда дальнейшее устройство несовершеннолетних затруднено, допускается их нахождение в стационарном отделении на более длительный период.
10. Несовершеннолетние содержатся в стационарном отделении на полном государственном обеспечении.
11. Выпуск несовершеннолетних из стационарного отделения оформляется приказом директора Центра на основании:
- распоряжения главы администрации районов Ульяновской области о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты;
- личного заявления родителей (лиц их заменяющих) или самого несовершеннолетнего.
Дневное отделение.
В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.
- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
- нуждающиеся в социальной реабилитации;
- дети из малообеспеченных, неполных семей.
1. Отделение осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2. Целью деятельности дневного отделения является: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи семье и детям, имеющим различные формы дезадаптации.
3. Задачами дневного отделения является:
- осуществление мероприятий по выявлению неблагополучных семей;
- всесторонние изучение личности несовершеннолетнего, выявление причин кризисной ситуации и существа конфликта, приведшего его в отделение;
- разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, с учетом выявленных факторов и обстоятельств, возрастных физических, интеллектуальных возможностей;
- содействие восстановлению семейных, родственных связей несовершеннолетних, оздоровлению межличностных отношений детей с родителями.
4. Основания приема:
- личное обращение несовершеннолетнего;
- обращение родителей или лиц их заменяющих;
- ходатайство органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел районов Ульяновской области.
5. Документы, необходимые для приема в дневное отделение:
- заявление родителей или самого несовершеннолетнего;
- ходатайство органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел районов Ульяновской области;
- свидетельство о рождении (копия);
- справка от врача-педиатра (с 14 лет-терапевта);
- справка о составе семьи;
- акт обследования жилищно-бытовых условий;
- справка о суммарном доходе семьи.
Последние три документа необходимы для детей, находящихся в отделении более 4-х часов.
6. Если ребенок находится в Центре более 4-х часов, ему предоставляется питание.
7. Количество несовершеннолетних в реабилитационных группах при условии дневного пребывания составляет от 5 до 10 человек.
8. Несовершеннолетние обучающиеся в образовательных школах посещают группу в свободное от учебы время, в течении необходимого для их реабилитации периода в соответствии с индивидуальными программами.
9. Снятие с обслуживания несовершеннолетних оформляется приказом руководителя Центра.
10. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в Центр, имеют право его покинуть, о чем на основании их личного заявления делается отметка в журнале учета лиц, находящегося в дневном отделении.
Отделение помощи семье и детям.
1. Отделение предназначено для:
- обеспечения социального патронажа семей, имеющие неблагоприятные психологические и социальные педагогические условия;
- оказания помощи родителям в воспитании детей и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, разрешение внутрисемейных проблем и конфликтов;
- оказания экстренной психологической помощи;
- консультирования по психолого-педагогическим и социально-правовым вопросам;
- содействия в получении льгот, пособий и других видов социальной помощи в соответствии с действующим законодательством;
- содействия в привлечении различных социальных служб, организаций и учреждений для решения проблем семей.
2. Целью отделения является содействие развитию и укреплению семьи, оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним нуждающимся в реабилитации.
3. Задачами отделения помощи семье и детям является:
- выявление причин и факторов неблагополучия конкретных семей и детей, обратившихся в отделение учреждения;
- обеспечение своевременной и квалифицированной правовой, профилактической педагогической помощи семьям в разрешении внутрисемейных конфликтов;
- осуществление мер по восстановлению социального статуса ребенка.
4. Клиенты имеют право обращаться лично, по телефону, а также направлять письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение клиента для получения отдельных видов помощи.
В Центре могут быть организованы семейные воспитательные группы, социальная гостиница для несовершеннолетних, отделение социально-правовой помощи и другие, а также видоизменяться или ликвидироваться ранее утвержденные структурные подразделения.
Семейная воспитательная группа и социальная гостиница осуществляют свою деятельность на основании «Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 26.
Условия приема и содержания несовершеннолетних.
1. В Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:
- оставшиеся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);
- нуждающиеся в социальной реабилитации, экстренной медико-социальной помощи;
- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
- отказавшиеся жить в семье;
2. Прием детей на обслуживание и снятия с обслуживания исключительно на добровольной основе и как правило, с согласия родителей (лиц их заменяющих).
3. Несовершеннолетние находятся в Центре в течении времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Решение о продлении или сокращения срока пребывания несовершеннолетних в Центре принимается директором центра по согласованию с родителями (лицами их заменяющими), органами опеки и попечительства, органами социальной защиты населения.
4. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
5. При приеме несовершеннолетних предоставляются следующие документы:
- Постановление главы администрации о помещении несовершеннолетнего в Центр;
- направление КСЗН администраций районов;
- Постановление комиссии по делам несовершеннолетних;
- заявление родителей (лиц, их заменяющих), ходатайство органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;
- свидетельство о рождении;
- документы об образовании;
- постановление или определение суда, прокуратуры или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены, либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;
- справка от педиатра (или справка о санэпидокружении);
- амбулаторная карта несовершеннолетнего;
- акт обследования жизни ребенка;
- анкета ребенка с фотографией ребенка.
При отсутствии по объективным причинам свидетельства о рождении (копии) амбулаторной карты, документов об образовании названные документы предоставляются направляющей стороной в недельный срок.
В случае поступления несовершеннолетнего без Постановления главы администрации района, соответствующий документ в целях защиты прав и интересов ребенка готовится уполномоченным на это органом.
6. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в Центр, имеют право его покинуть, о чем на основании их личного заявления делается отметка в журнале учета лиц, находящихся в Центре.
7. При выпуске или переводе в другое учреждение, воспитаннику выдаются:
- свидетельство о рождении;
- справка о пребывании в учреждении;
- документ об образовании;
-сведения о родителях или близких родственниках;
- документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителям, пенсионная или сберегательная книжка, исполнительный лист на взыскании алиментов, если таковые имеются в личном деле;
- амбулаторная карта.
8. Не допускается содержание в Центре несовершеннолетних находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
9. Несовершеннолетние могут быть сняты с обслуживания Центра:
- по истечению срока пребывания, оговоренного в заявлении или других документах;
- в связи с решением вопроса о дальнейшем жизнеустройстве (на основании распоряжения главы администрации района о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью. В учреждение для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты;
- заявлению родителей (лиц. их заменяющих);
- в связи с грубым дисциплинарным нарушением устава Центра (побегом, нарушением правил поведения, порчи имущества и т.д.).
Воспитанники Центра имеют право на:
- бесплатное содержание;
- защиту своих прав и интересов
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
- защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности;
- развитие своих творческих способностей и интересов;
- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся недостатков в развитии;
- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Воспитанники Центра обязаны:
- выполнять Устав, правила внутреннего распорядка центра;
- соблюдать общие правила поведения в центре, в школе, в быту и общественных местах;
- уважать честь и достоинство других воспитанников и сотрудников Центра.
Права и обязанности Центра.
Центр имеет право:
1. Отстаивать и защищать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);
2. Обращаться в органы образования, здравоохранения и внутренних дел по вопросам изоляции несовершеннолетних от той среды, где имеется опасность для их жизни, физического, психического и нравственного состояния.
3. Проводить обследование условий жизни несовершеннолетних до их поступления в Центр и во время нахождения в Центре и осуществлять социальный патронаж после отчисления их из Центра;
4. Привлекать для осуществления своих функций на договорных основах юридические и физические лица;
5. Приобретать или арендовать основные или оборотные средства за счет имеющихся финансовых ресурсов. Временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках. В том числе в валюте;
6. При планировании своей деятельности и определении перспектив развития Центра исходить из интересов лиц, обратившихся за помощью, заключенных договоров;
7. В установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников Центра и их поощрения, производственное и социальное развитие.
Кадровое обеспечение Центра.
На работу в Центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.
Основные обязанности педагогических и медицинских работников:
В части обследования поступающих в Центр детей:
- ознакомление с документами и другой информацией на поступающего ребенка;
- создание вновь поступившим детям максимально благоприятных условий для более мягкой адаптации в перемене образа жизни;
- изучение личности ребенка в процессе его адаптации;
- участие в психолого-медико-педагогическом Консилиуме в решении вопроса о наиболее рациональном устройстве дальнейшей жизни конкретного ребенка;
9. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации Центра в вопросах охраны прав воспитанников, их социальной адаптации.
10. Права и обязанности работников Центра определяются в соответствии с действующем законодательством, трудовым договором и иными локальными актами.
11. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным и специально закрепленными за учреждением органом здравоохранения, медицинским персоналом.
В основные обязанности медицинских работников учреждения входят:
- наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;
- осуществление медицинского контроля за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- осуществления контроля за качеством питания;
- профессиональные консультации воспитанников с учетом состояния их здоровья;
- работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний;
Все работники Центра независимо от занимаемой должности обязаны в своей деятельности руководствоваться положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного законодательства Российской Федерации, выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего трудового распорядка, охрана труда и техники безопасности, условий трудового договора.
Виды локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения.
1. Локальными актами, регламентирующими деятельность Центра, являются:
- Приказы;
- Положения;
- Решения;
- Правила;
- Инструкции.
Локальные акты не должны противоречить настоящему Уставу.
проанализировать проблемную ситуацию по материалам социально-педагогической и психологической литературы;
· определить потребность детей в досуговой деятельности;
· определить удовлетворенность подростков проведением свободного времени;
· исследовать предпочитаемые виды отдыха в различных сферах досуга: с родителями, с друзьями, самостоятельно и в организованной форме (в кружках, секциях);
· выявить причины недостаточной занятости учащихся в системе дополнительного образования;
· изучить распределение свободного времени;
· провести сравнительный анализ результатов в контрольной группе и группе “риска”;
· провести корреляционный анализ данных;
· провести сравнительный анализ данных в возрастных группах 11-12-и лет и 13-15-и лет.
ДОСУГ
Для оценки возможностей проведения досуга, необходимо определить количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий.
Результаты исследования показали, что большая часть школьников (45 %) на выполнение домашних заданий тратит 1 – 2 часа в день, у 31 % испытуемых на выполнение домашней работы уходит менее часа, но 19 % ответивших выполняют домашние задания в течение 2-3 часов и 5 % более трех часов.
Следовательно, 24 % школьников в связи с загруженностью не имеют достаточного времени для организации досуга (посещения кружков, секций), в то же время дети с отклоняющимся поведением тратят меньше времени на выполнение домашней работы по сравнению с контрольной группой и имеют больше возможностей для организации досуга.
В ходе анализа проблемной ситуации были выделены четыре основные области проведения свободного времени:
· самостоятельное проведение свободного времени школьниками дома (предпочтение видов отдыха);
· проведение свободного времени с родителями;
· проведение свободного времени с друзьями (предпочитаемые занятия и место проведения досуга);
· организованные формы проведения досуга (занятость в кружках и секциях).
Среди различных способов времяпровождения дома одно из лидирующих мест занимает просмотр телепередач и компьютерные игры (66% из числа опрошенных), на втором месте различные виды отдыха – в основном сон. Можно предположить, что потребность в отдыхе (сне) связана с высокими школьными нагрузками, особенно у девятиклассников и детей из контрольной группы.
По данным других исследований мальчики имеют более низкую физическую сопротивляемость стрессу, чем девочки. Что подтверждается нашим исследованием: по результатам корреляционного анализа потребность в отдыхе является доминирующей у мальчиков при равных учебных нагрузках с девочками.
19% респондентов ухаживают за домашними животными и 11% занимаются любимым делом: рисование, рукоделие. В научной психолого-педагогической литературе существует точка зрения, что из детей, занимающихся продуктивным досугом (рукоделием, рисованием, прикладным творчеством, техническим трудом) вырастают более организованные, уверенные в себе, самостоятельные личности, с развитым творческим мышлением.
Среди других тенденций в организации досуговой деятельности можно отметить, что лишь 16% детей любят читать в свободное время, при этом не обнаруживается существенной разницы в ответах шестиклассников и девятиклассников.
Становление и развитие человека начинается в семье - первом социальном окружении, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, навыки деятельности, общения, в том числе и опыт проведения досуга. В исследовании изучались формы проведения совместного досуга подростков с родителями[14].
Большинство семей совместный отдых проводят возле телевизора (56%), а также, выполняя работу по дому (49%).
Важно отметить, что культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, того, как они сами организуют своё свободное время. Если у родителей есть какие-то увлечения, то дети охотно их разделяют и, вполне вероятно, этот опыт перенесут в свою взрослую жизнь.
13 % респондентов отметили, что совместно с родителями занимаются активными видами отдыха (гуляют, занимаются спортом).
Подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с родителями, чем дети из контрольной группы. “Активный отдых” в семьях детей из группы “риска” встречается в 6 раз реже, чем в семьях детей из контрольной группы.
Подростки большое количество свободного времени проводят в обществе сверстников. В ходе исследования мы выяснили, где и как они проводят свой досуг. Подавляющее большинство подростков (75%) предпочитает проводить свободное время с друзьями на улице, 60% респондентов отметили, что часто собираются у кого-либо дома, 14% встречаются на дискотеке и 11% в компьютерном зале.
Девятиклассники больше времени проводят с друзьями, что соответствует психологическим особенностям данного возраста. И, по сравнению с 6-классниками, чаще находятся у кого-то дома (62 %).
Следует отметить, что подростки с отклоняющимся поведением меньше времени проводят с друзьями, чем дети из контрольной группы. Что, в свою очередь, может указывать на трудности, нарушения в коммуникативной сфере. Чаще, чем “обычные” дети, они встречаются с друзьями в компьютерном зале, что говорит о предпочтении опосредованного общения.
Анализируя формы проведения досуга с друзьями, можно сделать следующие выводы.
· 75 % подростков предпочитают гулять со сверстниками.
· Треть ответивших предпочитают слушать музыку, играть на компьютере и обмениваться новостями.
· 15 % школьников с друзьями смотрят телевизор.
· 7 % играют в активные игры (футбол).
Так как большую часть времени подростки с друзьями проводят на улице (гуляют), необходимо подчеркнуть важность организации таких форм досуга, как создание дворовых команд, оборудование площадок, дворов.
Свобода, рождаемая досугом – это не праздность, не бездеятельность, а возможность самолично решать, что делать. Однако не каждый человек умеет пользоваться той свободой, которую предоставляет ему досуг.
В исследовании определялась не только актуальная ситуация, но и желаемая картина организации свободного времени. Выяснилось, что большинство подростков хотели бы больше времени проводить с друзьями, что соответствует возрастным особенностям данного периода. 38 % школьников хотели бы чаще ходить в кино, театр, развлекательные центры.
А треть испытуемых больше времени хотела бы проводить с родителями, что может указывать на дефицит общения в семье. Причем, недостаток общения острее воспринимается более младшими подростками.
Следует отметить, что 21% школьников в свободное время хотели бы зарабатывать деньги. Среди них больше тех, кто имеет навыки в прикладном искусстве и других видах творчества.
7% респондентов выразили желание участвовать в работе детской молодежной организации. Интерес к деятельности в общественных организациях, как показал сравнительный анализ, более выражен у учащихся 6-х классов по сравнению с 9-классниками. (Вероятно, это связано с тем, что с возрастом накапливается определенный негативный опыт, что проявляется в недоверии к подобным объединениям). Казалось бы, интерес к деятельности в общественных организациях должен быть более выражен у подростков контрольной группы, но на самом деле это желание выражено в равной степени у учащихся контрольной группы и группы “риска”.
В ходе исследования нами была поставлена задача: изучить соответствие проведения досуга с потребностями подростков. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени. Результат оказался таким, что 54 % обучающихся 6, 9 классов удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов). Среди них больше подростков с отклоняющимся поведением. Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.
Таким образом, большинство подростков имеют сложившуюся систему проведения свободного времени, соответствующую их потребностям, что отражается в удовлетворенности проведением досуга.
Интересно, что дети из контрольной группы определяют для себя больше возможностей для проведения свободного времени. Тогда как “трудные” дети ограничиваются перечислением следующих объектов: спортивные площадки, игровые площадки во дворе и дискотеки, что относится к неорганизованным формам проведения досуга.
Обеспечение занятости подростков в кружках, клубах, секциях, исходя из их желаний и потребностей, способствует профилактике асоциальных проявлений среди подростков, формированию здорового образа жизни. В исследовании определялась занятость подростков в различных сферах организованной досуговой деятельности. Так, 64 % учащихся посещают те или иные кружки, секции. Сравнительный анализ показывает, что 6-классники в большей степени, чем 9-классники, вовлечены в организованную досуговую деятельность. К сожалению, подростки группы “риска” в меньшей степени вовлечены в работу кружков и секций по сравнению с детьми из контрольной группы. Причиной этого может быть незнание вариантов проведения свободного времени, неразвитость мотивационной сферы и проблемы коммуникативного характера
Среди кружков и секций, в которых занимаются школьники, наибольшей популярностью пользуются спортивные секции и занятиях в тренажерных залах ФОК. В них занимается 58 % опрошенных школьников. В музыкальных школах, в вокальных, эстрадных, хоровых студиях обучается 19 % респондентов; 9 % 9-классников посещают курсы для поступающих в различные учебные заведения; 8 % опрошенных в свободное время занимаются в различных кружках при комнатах школьника. Художественные школы и изостудии посещает 7 %школьников; 6 % подростков занимаются танцами.
Как видно из приведенных данных, занятия спортом входят в сферу приоритетных интересов современных детей и подростков. Возможно, это связано с тем, что в стране культивируется идея здорового образа жизни. Кроме того, занятия спортом удовлетворяют многие потребности подростков:
· они дают им возможность почувствовать, понять, оценить пределы своих способностей, проверить свою силу, выносливость и научиться владеть своим телом. Основной мотив этих занятий – желание обладать стройным тренированным телом, которое соответствует современным идеалам женской и мужской красоты (фитнес, тренажерные залы, бассейн).
· команда становится той социальной группой, где подростки удовлетворяют свою потребность в общении, усваивают групповые нормы поведения (многие подростки предпочитают коллективные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол).
С целью определения роли взрослых в привлечении подростков к организованной досуговой деятельности, определялась группа референтных лиц, направляющих подростков в секции, кружки. Большинству подростков (32 %) посоветовали заниматься в кружках и секциях родители, 30 % опрошенных прислушались к мнению друзей, 26 % сделали выбор самостоятельно. Педагоги школ и учреждений дополнительного образования направили в кружки и секции 12 % школьников.
Подростки из группы “риска” принимают решение о посещении кружков, секций под влиянием друзей. Этот факт можно объяснить и так, что у ш