ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19
Распознавание пластмасс и волокон
Цель занятия: научиться распознавать пластмассы и волокна с помощью физико-химических методов исследования.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, тигельные щипцы, жестяная пластинка, стеклянная палочка, образцы полимерных материалов, реактивы.
Рекомендации по ходу работы.
1. При подготовке к работе повторите по учебнику общие сведения о высокомолекулярных соединениях (полимерах), материал о пластмассах (термопластичных, термореактивных) и волокнах (натуральных, искусственных и синтетических). Прочитайте внимательно рекомендации по распознаванию пластмасс и волокон.
2. Ознакомьтесь со свойствами пластмасс и волокон (таблицы 1 и 2).
Ход практической работы.
Задание № 1. Распознавание пластмасс.
1. Распознавание начните с внешнего осмотра (цвет, твердость, эластичность и т.д.).
2. Изучите отношение образцов пластмасс к горению.
3. Если исследование образцов методом горения не дало нужных результатов – испытайте действие на них растворителей. Для этого образец поместите в пробирку и прилейте 1-2 см3 растворителя. Через 30 минут проверьте состояние образцов. Сделайте вывод о растворимости пластмасс.
Задание № 2. Распознавание волокон.
1. Начните распознавание волокон с их сжигания. Следите, с какой скоростью происходит горение. Исследуйте запах продуктов сгорания.
2. Проверьте действие на волокна кислот, щелочей, растворителей.
3. Запишите результаты в таблицу.
Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | |
Горение | Наблюдения | Наблюдения | Наблюдения |
Действие щелочи | Наблюдения | Наблюдения | Наблюдения |
Действие кислоты | Наблюдения | Наблюдения | Наблюдения |
Вывод |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №20
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
Цель занятия: обобщить знания обучающихся об основных классах органических соединений: совершенствовать умения проводить в соответствии с заданием химический эксперимент, наблюдать признаки химических реакций, достигать планируемого результата, оформлять отчет о выполненной практической работе.
Приобретаемые учения и навыки:
- уметь определять с помощью качественных реакций органические вещества и писать уравнения реакций, характеризующие их химические свойства;
- соблюдение правила техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, тигельные щипцы, спираль из медной проволоки, растворы азотной кислоты, бромной воды, перманганата калия, сульфата меди (II), гидроксида натрия. Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага. Спиртовой раствор йода. Аммиачный раствор оксида серебра. Глицерин, этиловый спирт, растворы глюкозы и сахарозы, муравьиная кислота, яичный белок, формалин, крахмальный клейстер растительное масло. Картофель, белый хлеб, яблоко
Рекомендации по ходу работы.
1. При подготовке к работе повторите по учебнику сведения о качественных реакциях, характерных для органических соединений.
2. Ознакомьтесь с таблицей «Качественные реакции, характерные для органических соединений».
Ход практической работы.
В начале практического занятия повторите правила безопасной работы с веществами и оборудованием.
В двух пробирках без этикеток содержатся следующие вещества:
вариант 1: растворы глюкозы и глицерина;
вариант 2: растительное и машинное масла;
вариант 3: крахмальный клейстер и глицерин;
вариант 4: глюкозы и этанола;
вариант 5: сахарозы и глюкозы;
вариант 6: этиловый спирт и муравьиная кислота;
вариант 7: растворы формальдегида и белка.
Необходимо:
1. Предложить способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки.
2. После одобрения вашего предложения учителем, написать уравнения химических реакций.
Оформите отчет о проделанной работе по принятой форме:
Что делали | Что наблюдали? | Уравнения химических реакций | Выводы |
3. Сделайте вывод.