Логопедический проект
«Автоматизация поставленных звуков посредством «Glove house»
/перчаточного театра/»
подготовила и провела:
учитель - логопед
высшей квалификационной категории
Кузьмина Галина Александровна
2016-2017уч.год.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» |
Актуальность
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для логопеда – сделать процесс коррекции недостатков увлекательным и интересным занятием.
Таким образом, данная тема опыта работы, является весьма актуальной. Применение дактиля – азбуки для глухонемых /так называемого перчаточного театра/, как и биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, ведущие к коре головного мозга от языка.
Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция, схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Объект работы – процесс развития звукопроизношения у дошкольников.
Предмет исследования – использование дактиля – азбуки для глухонемых, как наиболее эффективного средства формирования правильного звукопроизношения.
Цель: выявить влияние использования дактиля – азбуки для глухонемых /так называемого перчаточного театра/ на становление и автоматизацию правильного звукопроизношения у дошкольников.
Гипотеза: Если в системе коррекционной работы, направленной на формирование звукопроизношение детей с нарушениями речи, занимающихся на логопункте, активно использовать дактиль, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.
Задачи:
- обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, биоэнергопластике, развитию артикуляционной и мелкой моторики, обучение дактилю и его воздействие на появление у детей визуальных и тактильных опор, правильного произношения звуков в единую систему;
адаптироваться изучение и применение дактиля к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с нарушениями речи;
- проанализировать результативность работы, пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
Участники проекта: дети старших подготовительных к школе групп, посещающие логопункт, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочный 09.2016г. – 05.2017г.
Направленность развития деятельности: комплексная (речевая, познавательная)
Этапы проекта:
Этап – поисковый
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений;
Этап – констатирующий
Цель – выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе;
Этап – формирующий
Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью - Использование дактиля – азбуки для глухонемых /так называемого перчаточного театра/ при автоматизации поставленных звуков
Этап – аналитический.
Методы исследования:
1.Изучение литературы по данной теме, по организации и проведению эксперимента.
2. Педагогические наблюдения.
3. Использование необходимых методик.
Предполагаемые результаты:
- посредством использования дактиля – азбуки для глухонемых /так называемого перчаточного театра/ способствовать выработке у детей визуальных и тактильных опор, правильного произношения звуков пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их - подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Степень распространения: на уровне города
Ведущая деятельность: игровая
Используемые технологии: дактиль, перчаточный театр, театр белых перчаток.
Форма продуктов проектной деятельности: развитие высших психических функций, чистая речь, развитие моторики.
Способ объединения результатов: проведение диагностик, консультаций, обобщение опыта.
План – схема
работы с детьми, родителями, педагогами
По реализации проекта
№ | сроки | Содержание работы | ответственные |
Сентябрь | Анкетирование родителей, педагогов. Подведение итогов анкетирования | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Сентябрь | Мониторинг детей | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Октябрь | Беседа с родителями, знакомство с проектом. | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Октябрь | Изготовление демонстративного и практического материала | Родители | |
Ноябрь | Оформление речевых уголков групп. | Родители, воспитатели | |
Ежедневно | Использование дактиля при проговаривании речевых упражнений до завтрака (все возрастные группы) | Воспитатели | |
Ежедневно | Использование дактиля при проговаривании речевых упражнений после сна (все возрастные группы) | Воспитатели | |
Ежедневно | Коррекционные пятиминутки для выполнения упражнений с использованием дактиля (старшая подготовительная группы, II половина дня) | Воспитатели | |
Ежедневно | Использование дактиля при работе по звукопроизношению на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях. | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Ежедневно | Самостоятельная деятельность детей в речевых уголках. | Воспитатели | |
Апрель | Мониторинг детей. | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Апрель | Семинар – практикум для воспитателей «Автоматизация поставленных звуков посредством «Glove house»/перчаточного театра/» | КузьминаГ.А. учитель-логопед | |
Апрель | Выступление на ГМО с обобщением опыта на тему «Автоматизация поставленных звуков посредством «Glove house»/перчаточного театра/»…………… Презентация результатов проекта. | КузьминаГ.А. учитель-логопед |
Результаты:
1. благодаря использованию дактиля – азбуки для глухонемых /так называемого перчаточного театра/ у детей вырабатываются визуальные и тактильные опоры, правильного произношения звуков;
2. расширился и обогатился диапазон игровых умений и навыков;
3. повысилась познавательная активность и работоспособность детей;
4. активизировались процессы восприятия, внимания, памяти;
5. плавно регулируются поведенческие трудности детей, они приучаются выполнять правила игры;
6. увеличился объем коррекционного воздействия, благодаря включению игровых упражнений в различные режимные моменты.