Физическое воспитание детей школьного возраста




План

 

1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.

2. Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.

3. Формы занятия физической культурой в школе.

4. Содержание предмета «Физическая культура» в школе.

5. Задачи и особенности физического воспитания в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

 

Литература:

1. ТМФВ/ под ред. Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. – Киев: Олимпийская литература. – 2003. – С. 77 – 111.

 

К школьному возрасту относятся дети от 6 – 7 лет до 17 – 18 лет. Он определяется на три этапа:

- младший – 1 – 4 классы;

- средний – 5 – 9 классы;

- старший – 10 – 11 классы.

Во время обучения в школе предусмотрен обязательный курс физического воспитания, который осуществляется в соответствии государственной программе.

 

1. Значение занятий физической культуры для детей школьного возраста.

Занятия физической культурой позволяют:

- создать фундамент гармоничного физического развития, развитие личности в целом;

- укреплению здоровья;

- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам;

- улучшение физического развития школьников;

- физическое образование и воспитание;

- подготовленность к успешному овладению производственно-трудовыми навыками;

- подготовленность к успешному овладению воинскими и другими специальными двигательными действиями;

- поддержание физической и умственной работоспособности с целью повышения успеваемости в школе, а также выполнения любой общественно-полезной деятельности;

- рационально организовать людей;

- повысить нравственную, интеллектуальную, эстетическую и трудовую культуру подросткового поколения;

- повысить двигательную активность;

- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- всестороннее развитие двигательных качеств;

- расширить двигательную базу.

 

2. Цель, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста.

Цель и направленность физической культуры в школе – укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, формирование духовного и физически развивающегося человека.

Основные задачи физического воспитания школьников.

См. значение занятий физической культурой для детей школьного возраста (вопрос 1), но все глаголы «переделать» деепричастиями.

Урок физической культуры в школе – основная форма физического воспитания школьников.

Факторы, определяющие специфику уроков физической культуры в школе:

1. направленность и конкретные задачи.

2. возрастные особенности и возможности школьников.

3. многочисленность и неоднородность классов.

4. место занятий, оборудование, инвентарь (материально-техническая база школы).

5. продолжительность урока (45 минут).

6. место урока в расписании учебных занятий.

Уроки проводятся два три раза в неделю в соответствии с расписанием учебных занятий. Содержание уроков определяется программой по физическому воспитанию в школе. На каждом уроке должны решаться образование, оздоровление и восприятие задач. Уроки физической культуры призваны решать основные задачи физического воспитания учащихся в школе (см. вопрос 2).

 

Требование к уроку физической культуры в школе:

1. Учет мотивов и заинтересованность школьников к занятию физическими упражнениями.

2. Тесная связь урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, использование приемов самоконтроля и самообладания.

4. Применение широкого разнообразия форм, средств, методических приемов и методов обучения.

5. Достижение оптимальной двигательной активности на каждом уроке.

6. Обеспечение рациональных условий проведения урока (материально-техническое обеспечение, соблюдение гигиенических требований, техники безопасности на уроке, морально-этических норм).

 

Осуществление межпредметных связей.

Внеурочные формы – занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня. Направленность занятий – решение узких гигиенических задач. Их цель – повышение или восстановление умственной работоспособности на других уроках.

 

Внеклассные занятия физическими упражнениями.

Цель – организация свободного времени учащихся, обеспечение их активного отдыха.

Различают следующие виды внеклассных занятий физическими упражнениями:

- систематические;

- эпизодические;

К систематическим видам внеклассных занятий относятся: секции по видам спорта и секции ОФП.

К эпизодическим видам – все остальные указанные на рис (форма занятий физической культурой в школе).

 

Внешкольные занятия.

Задачи:

- удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической культуры;

- постепенный переход к спортивной специализации и совершенствованию в избранном виде спорта;

- приобретение элементарных организаторских и методических знаний, умственных и навыков для самостоятельных занятий и осуществления общественно-полезной деятельности.

- воспитание потребности в систематическом выполнении физических упражнений.

 

Содержание предмета «Физическая культура» в школе.

Определяет базовая программа по физическому воспитанию. Особенности ее преподавания обусловлены возрастным развитием детей школьного возраста. Его учет позволяет избирательно и целенаправленно воздействовать на учащихся формами физической культуры.

 

Особенности обучения двигательным действиям.

Обучение двигательным действиям включает три этапа:

1. Начальное разучивание двигательных действий.

2. Углубленное изучение двигательных действий.

3. Закрепление и совершенствование двигательных действий.

 

Компоненты, содержащие обучение двигательным действиям:

1. Определение задач, мотиваций, опора на ранее изученный материал.

2. Воспроизведение учащимися нового материала.

3. Овладение техникой двигательных действий на основе приобретенных знаний.

4. Физическое развитие, предупреждение нарушения осанки, развитие двигательных качеств необходимых для освоения двигательных действий.

5. Оптимальное применение знаний, умений и навыков в усложненных условиях.

6. Самоконтроль, анализ, взаимооценка и самооценка учащихся достигнутого результата.

Подбор методов, приемов и средств обучения физическим упражнениям определяется конкретными задачами, возрастными особенностями занимающихся, спецификой учебного материала, внешними условиями учебной работы.

 

5. Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте:

1. Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития.

2. создание базы движений.

3. развитие двигательных качеств с акцентом на координацию движений, гибкость.

4. Формирование навыка правильной осанки.

5. Воспитать интерес и привычку к занятиям физическими упражнениями.

6. Формировать навыки культуры воспитания.

7. Формировать знания о режиме дня, личной и общественной гигиене, значение физических упражнений для здоровья.

 

Средства физического воспитания: ОРУ, подвижные и спортивные игры, упражнение на осанку. См. в школьной программе по физической культуре.

 

6. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:

1. Формировать жизненно-прикладные и спортивные виды движений в игровой и спортивной деятельности.

2. Обучить основам техники выполнения упражнений гимнастики, плавания, спортивным играм (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол).

3.Ознакомить с основами самоконтроля и дозирования по ЧСС во время занятий физическими упражнениями.

 

Средства физического воспитания в школьной программе по физической культуре.

Учитель на уроке физической культуры с учащимися среднего школьного возраста должен выступать в роли организатора и помощника.

 

7. Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте:

1. Укрепление здоровья, содействие совместному физическому развитию, повышению работоспособности.

2. Всестороннее развитие всех двигательных качеств.

3. Углубление знаний спортивной тренировки и самоконтроля.

4. Формировать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умения составлять индивидуальную программу занятий и применять ее на практике.

Физическое воспитание в старшем школьном возрасте осуществляется в соответствии со школьной программой по физическому воспитанию. Урок физической культуры проводят два преподавателя.

Широко применяются групповой и индивидуальный метод, а также посменный и самостоятельный (для развития двигательных качеств). Уроки носят характер спортивных тренировок. Роль учителя – тренер-методист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: