Сведения об основах вероучения (Из разъяснения ДУМЦЕР)




Ислам - одна из трех мировых религий, внесшая значительный вклад в становление и развитие человеческой цивилизации.

Ислам начал распространяться в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии и еще при жизни основателя ислама - Махаммада (570 - 632) стал заметным и влиятельным духовным движением эпохи. Исламское вероучение, завершающее монотеистическую миссию основоположника единобожия Ибрагима (Авраама), в концептуальном виде выражено в Коране - главном Священном Писании мусульман, а также Сунне посланника Аллаха - своде сообщений о земной жизни и учении Мухаммада.

Ислам - не только религия, основанная на вере в единого Бога - Творца, но и определенный диктуемый Сунной Пророка образ жизни. Культ ислама опирается на пять "столпов веры", которые составляют нормативную основу жизнедеятельности каждого правоверного:

1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратной молитвы.

3. Пост раз в году в течение месяца Рамадан.

4. Добровольная очистительная милостыня (закят).

5. Паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое в двенадцатый месяц - зу-ль-хиджа мусульманского календаря.

Иногда в структуру мусульманской культовой практики в качестве шестого столпа включают джихад - "усиление" по распространению истинной веры, при этом оговаривая его сугубо внутренний характер, направленный на искоренение человеческих недостатков и пороков.

Согласно мусульманскому вероучению религия представляет собой совокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности и благочестия при исполнении религиозных обязанностей.

В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха - творца и правителя Вселенной, в его ангелов, священные писания, его посланников, Судный день, божественное предопределение добра и зла. Все люди оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполнения канонического закона ислама - шариата. В зависимости от этого они делятся на правоверных, вероотступников и неверных. Для мусульман смысл бытия в Аллахе. Он - начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются основные догматы веры:

- Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что бог существует, Он един и единственный, Он творец всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нет нигде ничего равного или подобного Ему, нет Ему начала и конца, Он не исчезал и не исчезает, живой и бессмертный, "не родил и не был рожден", все Его качества вечны и непостижимы, Он совершенен и лишен любых недостатков.

- Вера в ангелов - существ иной, чем человек субстанции, созданных из божественного света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегда поклоняясь Ему. Существует несколько категорий ангелов: самые влиятельные из них - архангел Джабраил, Азраил, Микаил и Исрафил. Общее количество ангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющие его последующую жизнь - в раю или аду.

По исламу Сатана (араб. - Иблис или Шайтан) - самое знающее создание Аллаха, которое, обуянное гордыней, не подчинилось Аллаху, и было низвергнуто с небес, чтобы совращать людей с праведного пути. Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против него: "Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, проклятого (пробиваемого камнями)".

- Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которых разъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора (араб. - ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз-Забур) - Дауду (Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) - Исе (Иисусу) и Коран - Мухаммаду. Коран считается прямым божественным откровением, которое Аллах передавал Мухаммаду на протяжении 23 лет.

- Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей, разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты в Коране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрагим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб (Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя (Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад.

Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников, которых было на земле около 125 тыс., "печатью пророков" является Мухаммад. Шестеро пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили народу повеления Бога, новые законы, постановления и изменения в вере. В отличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послан только к своему племени или народу, миссия Мухаммада универсальна для всего человечества и после него не будет ни одного пророка. Для правоверного мусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишь последними ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном. Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада, особенно четыре праведных халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие мусульманами после него.

- Вера в Судный день. В определенное богом время наступит Судный день, на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждому воздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные ими дела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах и совершения суда, каждый пойдет по тончайшему и острейшему мосту, через ад - в рай.

- Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее во Вселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, его творением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствии с их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, но хорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иного действия.

Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу в принципе чуждо разделение светского и религиозного. Ислам, как религия всемирного значения духовно и исторически представлен во всех частях свет (более 120 стран), включая Россию и сопредельные с ней регионы.

 

Шариат.

"Мусульманский образ жизни", "законы веры", "правильный путь"- таков смысл понятия шариат (буквально -"глубокое знание"). Можно сказать и так: шариат- это совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающихся обязательными для всех мусульман.

Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - запретное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий: фарз- действия, выполнения которых считалось обязательным, суннат- выполнение желательно, мухоб - добровольные действия, маккрух - нежелательные действия, харом - строго запрещенные виды действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак иноверцем, если последний не примет ислам, и т.п. В настоящий момент многие из этих запретов утрачивает свою силу.

По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два) является праздник "ит аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк. "курбан-байрам") и "ид аль-фитра"- малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам"). Отмечается также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница день общественной молитвы. Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

 

Джихад.

Важным понятием в вероучении ислама является джихад ("усилие")- борьба за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они не были, а склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; бороться с неверными всегда и везде; но только не в священные месяцы. Столь разные смыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировой религии. Позже появились такие понятия как " джихад сердца ", подразумевавший борьбу прежде всего с собственными несовершенствами верующего; " джихад языка " - верующий одобрительно говорит о богоугодном и при каждом удобном случае порицает то, что осуждает Коран; " джихад руки ", подразумевавший наказание за преступления перед верой, и, наконец " джихад меча ", под которым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными, сулившая участникам райское блаженство. Последний вид джихада называют также "газават" (мн.ч. от газва - "набег") или "фатх"- завоевание победа. В такой войне запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно оказывать пощаду (аман) без каких дальнейших обязательств (ср. С мирным договором сулх), население и движимая собственность могут быть получены победителем как добыча (ганима, фай)

В словах Пророка: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому ", под "малым" джихадом понималась война с неверными, а под "великим" - духовное самосовершенствование.

Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. "Людям Писания" (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.

С точки зрения исламского богословия XX века джихад- это борьба с собственными несовершенствами для более полного принятия веры сердцем человека и борьба с неверными (например, джихад часто упоминается исламскими экстремистами в борьбе с Израилем; делались попытки придать характера джихада чеченскому конфликту).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: