Основные сферы жизнедеятельности личности.
Задание 1.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Учебно-познавательная деятельность –это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Общение – процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Коммуникативная культура – совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.
Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
Игровая деятельность - одна из форм активности человека и животного.
Задание 2.
1. «Мобилизация» – это психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком, а «вес» - это эмоциональный настрой и физическое самочувствие. Грубо говоря, от «веса» будет зависеть «мобилизация». Как человек себя настроит так и будет он взаимодействовать с другим человеком.
2. Невербальное общение это состояние которым человеку сложнее все управлять, так как невербальное поведение человека связано с его психическим состоянием и это выражается в эмоциях, позах, поведении и т.д. например, ученик школы который подготовился к контрольной работе сидит уверенно, не нервничает, он собран с мыслями, поза у него открытая, мобильность его равна 5, «вес легкий». Невербальная характеристика в данной ситуации заключается в том, что учитель видит и начинает хвалить ученика, располагая его к себе своими словами.
3. Девушка рассталась с парнем, она была не в настроении. По дороге домой в общественном транспорте посторонний человек наступил ей на ногу, она накричала на него. (Невербальное общение).
Задание 3.
Компоненты невербального общения педагога
Компоненты невербального общения | Содержательная характеристика |
Походка | Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. |
Поза | Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. – “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика. – “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт. |
Жесты | жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определеенный настрой в группе. Исследовая подтверждают,что если движения учителя порывисты и нервны, то он в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей. Большую роль жесты играют и в обеспечении внимании учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств оранизации взимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д. |
Мимика | Лицо – главный источник информации о психологическом состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно во много раз лучше, чем тело. Существует шесть основных эмоциональных состояний – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. |
Задание 4.
«Стили и модели педагогического общения»
1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.
2. Общение на основе дружеского расположения – предпосылка успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися.
3. Общение-дистанция – в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.
4. Общение-устрашение – неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Всущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой движется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
5. Общение-заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям социалистической педагогической этики.
Практический опыт дает возможность выделить несколько наиболее типичных моделей общения педагога с учащимися на уроке.
Модель первая. Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве «общего контекста» науке. Такая позиция, как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой. Следует учитывать те негативные последствия, которые влечет за собой такая модель общения. Прежде всего это отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.
Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить: — подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися; — преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить; — отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников; снисходительно-покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать «взрослое» взаимодействие. Результатами такого общения являются отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю. От такой модели взаимоотношений надо уходить.
Модель третья. Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными: — учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным; — учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников. В результате на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения: она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. «Узор» общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально-психологической основы урока.
Модель четвертая. Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению. Опасность такой модели общения в том, что здесь теряется такая значимая для обучения и воспитания обратная связь в общении, без которой невозможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. Последствия такой модели общения таковы: — вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум; — педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе; — учебно-воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.
Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения. Такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально-психологической аранжировке воспитания и обучения. В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая — идеальная, спланированная и вторая — реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются. В результате хорошо спланированные виды и формы работы остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект.
Модель шестая. Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: допросы, задачи, суждения и т. п. В результате снижается инициативность учащихся. Педагог превращается в единственную движущую силу учебно-воспитательного процесса, снижается познавательная и общественная активность, а следовательно, формируется достаточно насыщенная мотивационно-потребностная сфера обучения и воспитания. Теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, поскольку учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя. Снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, поскольку школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации. Такая модель также малопродуктивна.
Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п. В результате педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение. Учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.
Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Можно выделить и другие модели общения, которые имеют место в практике взаимодействия учителя с детьми.
Таково сложное полифоническое влияние общения на ребенка.