Тема 3. Участие органов и организаций прокуратуры в реализации антикоррупционной политики российского государства.




Деятельность органов прокуратуры по реализации антикоррупционной политики государства

Начиная с 2004 года, по инициативе ООН, ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня борьбы с коррупцией, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

В последние годы в нашей стране вопросам противодействия коррупции уделяется повышенное внимание.

Центральная роль в реализации антикоррупционного законодательства отведана органам прокуратуры, которыми принимается целый комплекс мер, направленный на достижение поставленной цели.

В настоящее время в вопросах борьбы с коррупцией прокуроры ориентированы, прежде всего, на ее профилактику, защиту имущественных прав граждан, организаций и государства, нарушенных в результате коррупционных правонарушений.

Органами прокуратуры на системной основе проводятся проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, ведется масштабная работа по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений.

Практика прокурорского надзора показывает, что органами и организациями проводится значительная антикоррупционная работа, реализуются основные подходы и методы противодействия коррупционным проявлениям.

Вместе с тем уровень коррупции среди государственных и муниципальных служащих напрямую зависит от эффективности деятельности ответственных должностных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и именно поэтому при осуществлении надзора прокуроры особое внимание уделяют исполнению предусмотренных антикоррупционным законодательством обязанностей со стороны указанных должностных лиц.

В этой связи не могу не затронуть основные проблемы их деятельности, которые с позиций прокурорского надзора представляются на сегодняшний день наиболее актуальными.

Работа любого должностного лица по профилактике коррупции начинается с формирования нормативной правовой базы, которая должна быть достаточной и соответствовать требованиям федеральных законов.

Прокурорами проводятся проверки наличия правовых актов, регламентирующих деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также порядок представления сведений о доходах и расходах.

 

С работой по совершенствованию нормативно-правовой базы тесно связана и проводимая прокурорами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.

Задача органов прокуратуры на современном этапе видится в пресечении наиболее серьезных, значимых деяний, связанных с умышленным сокрытием крупных доходов, недвижимого имущества, а также несоответствием расходов подтвержденным доходам.

Между тем, число правонарушений в этой сфере снижается медленно.

Одной из причин большого числа выявляемых нарушений этой категории является тенденция расширения круга лиц, на который распространяется соответствующее законодательство. Такая обязанность распространена на руководителей муниципальных и государственных учреждений, депутатов всех уровней власти.

Тесно связанным с вопросами контроля за доходами остается реализация прокурорами полномочий по проведению проверок исполнения работниками обязанности представлять сведения о расходах, установленной статьей 3Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Не лишним будет заметить, что эти меры применяются с 2013 года и вводились они в российское законодательство, в том числе и в целях реализации положений статьи 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение.

Законом установлено, что в случае, если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют на приобретение недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг сумму, превышающую их общий семейный доход за три последних года, то в отношении такого чиновника принимается решени об осуществлении контроля за расходами.

Этот контроль предполагает проведение специальной проверки, по результатам которой, в случае неподтверждения законности происхождения денежных средств, прокурор обращается в суд с иском об обращении этоготимущества в доход государства.

При этом обязанность по доказыванию законности приобретения собственности возложена на чиновника.

Хотелось бы отметить, что «изобретательность» коррупционеров предопределяет действия прокуроров по законодательному ужесточению ответственности.

Взвешенного подхода требует применение института конфликта интересов.

В соответствии с требованиями законодательства государственный, муниципальный служащий, лицо, замещающее муниципальную должность, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, то есть не допускать ситуации, когда предоставленные ему полномочия могут быть использованы в целях личной выгоды.

Отмечу, что этот вопрос продолжает оставаться одним из наиболее сложных в практической деятельности.

Наиболее распространенными ситуациями конфликта интересов являются случаи размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг при наличии личной заинтересованности членов комиссий по проведению аукционов и конкурсов в победе определенных участников торгов. Как правило, это связано с наличием у них супружеских либо родственных, а также иных близких отношений с такими участниками.

Подобные факты также имеют место при решении должностными лицами органов местного самоуправления вопросов о предоставлении субсидий из бюджета аффилированным организациям, выделении земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов, а также осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Выявление конфликта интересов в обязательном порядке предполагаетизучение всех аспектов деятельности проверяемого лица, сопоставления его должностных обязанностей, функций управления, принимаемых решений в их взаимосвязи. За нарушения антикоррупционных запретов работодателями все чаще применяются положения института увольнения в связи с утратой доверия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: