Тема: Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.




Лекция 1.

 

Вопросы:

1. Основные задачи преподавания ИЗО

2. Основная цель дисциплины

3. Основные пронраммы по ИЗО

4. Педагогический рисунок и его особенности

 

Приоритетной целью худ.обр. в школе явл. духовно-нравств. Развитие ребенка,т.е. формирование у него качеств, отвеч. представлениям об истинной человечности., о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культура создающая задача состоит также в воспритании гражданственности и патриотизма. Эта задача не должна ограничивать связи с мировыми процессами. Основными задачами преподавание изо является: -овладение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декор-прикладного искусства, лепки, аппликации.; - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного,восприятание интереса и любви к иск.
Цели и задачи предмета «Технол. И методики обучения ИЗО»

Цель дисциплины-формировать проф.знания,умения по худ.воспританию школьникоы.
Освоение способов (методов) конструирования и моделирования ситуации познавательной и художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе и различных формах дополнительного образования;
Самоопределение в области педагогики искусства в условиях многообразия и вариативности программ и технологий художественного образования;
Актуализация и развитие собственных педагогических способностей и компетенций в проектировании индивидуальной стратегии будущей профессиональной педагогической деятельности и ресурсов для их осуществления.
Реализация заявленных целей возможно на основе решения следующих задач:
Изучения ГОС в области преподавания изобразительного искусства (ДОУ, ДОД, МОУ, ВУЗ, УСПО, СПО и т.д.);-формирование знаний, умений и навыков в преподавании изобразительного искусства;-формирования умения отбирать содержание для учебного курса, составлять учебно-тематическое планирование, составлять планы-конспекты уроков (учебных занятий), составлять рабочую программу учебного курса (факультатив, спецкурс, кружок, элективный курс);-формирования умения комплектования учебно-методической базы курса;-изучение различных форм работы в области изобразительного искусства и использование оптимальных форм проведения занятий;-изучение современных средств обучения, в том числе и электронных;-применение современных педагогических технологий;-формирование умения анализировать и оценивать продукты детского и художественного творчества;-развитие педагогических и психологических умений работать в разновозрастных группах обучающихся;-развитие творческого мышления и художественных способностей студентов, расширение их мировоззрения и знаний особенностей культуры своего региона, страны.

Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Кузин, Неменский.

Во всех программах по ИЗО представлены прикладные задачи,связ. С формир. Худ.способностей,умений и навыков худ-творч.деят. Разница очевидна в концептуальных подходах к предметам искусства.
Программа Неменского» Изобр.искусство и худ.тред 1-9 кл». Программа явл.интегративным курсом,включ. В себя синтез изо и худ.труда.Оптимальный вариант ее реализации происх.при 2 уч.часах в неделю. Основными концепциями и задачами явл.след.: -формир. худ.культуры как неотъемл.части духовной;- формы выражения своего отношения,основ.на освоении опыта худ.культуры;-обеспечение поступательного худ.развития ребенка;-развитие навыков восприятия произвед.искусства и овладение образным языком иск-ва.;-развитие худ.-ообьразного мышления на основе творческой деят-ности./ Основные виды деятельности:-изображение на плоскости и в объеме;-декоративная и конструктивная работу;-лепка;-аппликация;-объемного-пространственное моделирование;-изучение худ.наследия;-подбор иллюстративного материала.
По мнению Неменского,наиболее эффективным путем в освоении худ.-творч.деят., явл.путь,при котором у человека развив.эмоционально-образная сфера познания.
Программа Кузина «Изобразительное иск-во 1-9 кл». Основная теоретическая и метод.база обучения-классическая школа реализма,рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 ч.в неделю. Основные концепции и задачи: -формир.духовной культуры личности;-овладение знаниями элементарных основ реалистического рис.,формир.навыков рисования с натуры,по памяти.;-развитие у детей изобраз.способнотей,худ.вкуса,творческого воображения. Основные виды еятельности: -рисование с натуры;-рисов.на темы и иллюстрирование;-декор.работа;-лепка;-аппликация;-беседы об изобр.иск.
Помимо этих двух программ существуют также программы: Шпикаловой (взаимосвязь классического и народного иск-ва), Юсова (основана на идее интеграции искусств и похихудожественное развтитие школьника),программа кубышкиной для малокомплектных сельский школ.
Программа по ИЗО для сельских малокомплектных школ.

Сельские школы, как правило характерны отсутствием параллельных классов, или отсутствием набора в какой либо класс. В связи с этим многие занятия объединяют различный возраст учеников из разных классов. Для таких школ разработана программа обучения Кузина и Кубышкиной. Основная специфика данной программы заключается в ее упрощенности. В начальных классах планирование учебного материала дается не по основным видам учебной деятельности, а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет определить взаимосвязь и последовательность всех видов работ учащихся на уроке. Однотемность уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, рациональному использованию времени на уроке. Особый упор делается на рисование с натуры в связи с отсутствием музеев, дефицитом литературы и наглядных пособий. В большинстве случаев объект изображения во всех классах одинаков, но учебно – воспитательные задачи в каждом конкретном классе различны. Например рисование с натуры осенних листьев. 1-й класс рисует листья простой формы, 2-й класс – более сложной, 3-й – еще более сложной, 4-й – ветку листьев. Декоративная работа, например расписная матрешка: 1-й класс – платок (узор в квадрате), 2-й класс – сарафан, 3-й – матрешка, 4-й – ярмарка матрешек. Рекомендуется в учебном процессе организовывать выставки, музеи промыслов, как средство эстетического воспитания рекомендуется использовать живую природу
Кузин и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока.
Виды изобразительной деятельности учащихся,их образ.цели.принципы организации занятий
Рисование с натуры (по памяти и представлению) 1-2 урока или кратковременные рисунки по 10-15 мин. Основное внимание уч-ся направл.на опред.пространства,положения,пропорций и цвета.; -Рисование на тему: совершенствуются или закрепляются навыки изобр.грамоты,пропорций,объема,освещ,цвета.;-ДПИ-осущ.в процессе творческой декорат.композиции,образуется на основе примеров,изучаются цвет и форма объектов,ритм,зрителоьное равновесие,изучается символика.; -Лепка-развитие наблюдательности,воображения,моторики.В основном на этом этапе изуч.форма.; -Аппликация: составление изображ.на основе склеивания.Изучается композиция,способности передачи формы,объема,цвета.;-беседа-показ произведений иск-ва,рассказ о изучаемом предмете,носит чаще всего хар-р лекции.

Роль пед рисунка с уч.процессе. Виды пед.рисунка
Изобр деят-ость учителя, связанную с иллюстрир учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть пед.рисованием. В течение длительного времени под пед.рис., подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "пед.рис." устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Особенностью худ.педагогики явл.необходимость изобраз.дейт-ти учителя на уроке.в дополнение к устному объяснению.Это принято называть пед.рисунком. С помощью выполнения пед.рис.учитель может привлечь ученика к выполнению задания.При выполнении конспекта учит.должен включать наброски,эскизы,т.е. продумывать свои действия на уроке.Рисунок в конспекте-это тренировка перед выполнением рисунка непоср.на доске. Хорошо выполненный пед.рисунок может помочь учит.обрести авторитет среди уч-ся. Пед.рисунок можно использовать в разл.ситуациях.на основе анализа изобр. Можно вести работу по предупреждению ошибок.Можно выполнить несколько набросков и вместе с уч-ся выбрать наиболее удачные. Это способствует активизации мыслительной деят-ти у детей. Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество пед рис- это лаконичность изобр, простота и ясность.. Рис на доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.Второй - зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Третий - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.
Материалы,применыемые в пед.рис. Требования к пед.рис.
Т.к. на уроках изо находит применение различная тематика,учит.должен владеть различными техниками и приемами рисования.также ем необходимо уметь работать различными материалами.Пед.рис.можно разделить на 2 вида по методоам использования:-рисунки большого размера,рассчит.на фронтальную демострацию всем ученикам;-небольшие набороски на полях работ. Даже мелом учитель должен умет показать толщину,тон.тем самым добиваясь выразительсноти решения рис. Интересными материалами мб уголь,сангина,акварель,пастель,цветной мел.При решении пейзажа можно прибегать к мелу,выполняя рисунок на доске,но при выполнении натюрморта рис. Следует выполнять на листе бумаге,прикрепив его к доске и выполняя пед.рис. тем же материалом,которым работают уч-ся. Последовательность работы всегда одинаковая-от общих форм к частностям в виде света-тени и цвета. После того,как пед.рис.будет закончен,планшет с изображением следует убрать,чтобы учащиеся не срисовавыли, а работали с предметом самост.При созд.пед.рис. учитель должен руководствоваться прежде всего метод.целесообразностью в выобре средств, определении характера и времени,кот.надо затраить на выполнение. Простота и лаконичность изобр.средств облегчают процесс восприятия рисунка школьниками.
Грамотное решение–это основное требование к выполнению пед.рис.Выполняя рисунок надо помнить,что работа рассчитана на обозрение всеми учащ-ся. Для того,чтобы выполнять понятные, лаконичные и полезные рисунки препод.должен постоянно тренироваться, должет уметь решать предмет ситуэтно, должен в совершенстве владеть материалами. При выполнении рисунка нужно строго соблюдать метод. Последовательность:от общего –к частному,от главного-к второстепенному.
Роль пед.рисункана уроках рисования с натуры.
Процесс обучения рисованию с натуры дает возм.привить уч-ся навыки целнапр.восприятия натуры и грамотного ее изобр.Пример работы учит.на доске поможет шк.научиться анализировать форму и пропорции предметов, хар-р силуэта,соотношение деталей. Изображение учит.должно быть с того ракурса,с какого предмет видит большинство уч-ся. Рисование с натуры объемных предм. тербует от учит знания законов перспективы. Изучение объемных форм начинается с рисования объемных фигур. Рисунок выполняется в той послед., в которой учащиеся должны выполнять задание: определяется положение предмета или группы предметов на листе, отмечаются крайние грани, определ. ближние и дальние предметы, затем распределяется свет, тень и цвет.

Роль пед.рис. на уроках тематического рисования.
Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.
Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Перед тем, как начать рисовать нужно провести беседу, изучить строение. Учитель должен продемонстрировать послед. работы, начиная объяснение с общей композиции рисунка на плоскости, определить величину, штрихами наметить общую форму, заостряя внимание на характерных деталях. При рисовании человека нужно заострять внимание на общих полодениях, закономерностях строения фигуры. В старших классах рисование должно подкрепляться беседами о анатомии и особенностях анатомического строения.

 

Задание:

 

Выполнить конспект по теме лекции

Список интернет ресурсов:

1. Библиотечная система ЭБС «Лань»

2. Электронная информационно-образовательная среда организации (официальный сайт КИПУ).

3. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/

4.ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/

5.ЭБС «БиблиоРоссика» https://www.bibliorossica.com/

6.Электронный каталог Российской национальной библиотеки https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: