Применение диалога в социальной работе




 

1. Принципы

 

В работе с семьями, используя развивающий диалог, специалисты руководствуются следующими принципами:

- ориентация на субъект-субъектное взаимодействие;

- работа с отношениями;

- проектный принцип;

- принцип социальности;

- преобладание профилактики и социальной реабилитации;

- принцип системности;

- принцип развития и практического применения.

 

Рассмотрим каждый из принципов.

 

· Ориентация на субъект-субъектное взаимодействие – признание того факта, что каждый участник группы имеет свое собственное представление о ситуации, свои интересы, потребности, собственный опыт, т.е. рассматривает ситуацию со своей субъективной позиции. При этом все субъективные позиции принимаются во внимание при поиске решения, как обладающие равной ценностью и имеющие свои веские основания. Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли.

· Работа с отношениями. Они могут быть зависимыми – независимыми, стереотипными – свободными, давящими – развивающими. Отношениями нужно и можно управлять. Осознанное отношение родителей к себе, к миру, к деятельности, к другим обуславливают эффективное воспитание ответственных, самостоятельных детей. Инструменты ответственного отношения позволяют преодолевать беспомощность, незнание, неумение, помогают справляться с сильными чувствами.

· Проектный. В процессе групповой работы, начиная осознавать истоки многих семейных проблем, родители имеют возможность осуществить реализацию личных и семейных проектов. Под проектом в данном случае понимается четко прописанная, пошаговая программ по изменению нежелательной ситуации. Частным случаем таких проектов являются «Территориальный», «Финансовый», «Семейный» договоры. Их следует признать и универсальным диагностическим инструментом, и терапевтической практикой

· Социальность - анализ сложных ситуаций в детско-родительских отношениях с точки зрения социализации ребенка в обществе. На основе того, что чувство удовлетворения жизнью у человека связано с чувством своей значимости в обществе, в котором живет, задачей родителей является создание для ребенка условия для освоения социального пространства, которое предоставляет человеку благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности. Качество освоения социального пространства во многом определяет эффективность социализации личности, характер поведения в обществе, мотивацию к труду и т.д. Реализуя личные и семейные проекты, взрослые и дети сопоставляют собственные цели и требования ситуации, свои права других членов семьи. Рассогласование целей приводит к необходимости творчески мыслить и принимать самостоятельные, оригинальные для каждого родителя и ребенка решения.

· Преобладание профилактики и социальной реабилитации. Развитие ответственного отношения взрослых к роли родителя, передача ответственности детям способствует профилактике у подростков социальной беспомощности (не могу, не умею, от меня ничего не зависит), иждивенческой, потребительской позиции по отношению к окружающему миру, многих личностных и поведенческих отклонений. Социальная реабилитация выступает противопоставлением наказанию и поучению. Принятие ответственности детьми при поддержке родителей развивает, мотивирует, наполняет смыслом, заряжает энергией, т.е. способствует выходу из трудных жизненных ситуаций. Профилактика означает взгляд вперед, перспективу здорового развития.

· Системность. Мы рассматриваем семью не как механическое объединение разных личностей, а как систему, в которой появляются и проявляются качественно новые свойства, не присутствующие ни в ком индивидуально, когда целое становится больше, чем сумма его частей. Такой взгляд позволяет нам по-новому увидеть как проблемы, так и возможности их решения.

· Принцип развития и практического применения. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются родители, а также примером самих ведущих: их ценности, модели поведения. Важно, чтобы участники проекта видели практическую применимость и пользу полученных знаний в повседневной жизни. Изучение развивающего диалога должно стимулировать родителей использовать умения и навыки в решении практических задач построения контакта с детьми и с самим собой; саморазвития; реализации личных и семейных проектов в жизни.

2. Практическое применение

 

- В индивидуальной работе.

Развивающий диалог необходим тем, кто нуждается в ориентировании в новых обстоятельствах, в поиске решений, в новых ресурсах. Чаще всего, традиционный способ разрешения проблемы – совет – не работает. Более того, развивает беспомощность, человек застревает в обидах, позиции жертвы и зависимом от чьей либо помощи поведении, не стараясь взять на себя ответственность, застревая в гневе и горе. Использование развивающего диалога помогает и четко обозначить явную проблему, выявить скрытые трудности, найти пути решения. Мало того, человек, пришедший за помощью, сам является активным участником процесса: сам ищет возможные варианты преодоления кризиса, ресурсы, намечает для себя первые шаги и сроки, т.е. берет на себя ответственность. А именно ответственного отношения к себе и своей семье, по большей части, не хватает членам целевой группы, с которой работает Фонд.

 

- В индивидуально-групповой работе.

 

Мы взаимодействуем с семьями, детьми и взрослыми, которые не могут распоряжаться деньгами, не знают как вести хозяйство и не умеют взаимодействовать и уживаться с другими людьми. Отсюда и проблемы, с которыми семьи не могут справиться самостоятельно. Эти проблемы, углубляясь и расширяясь, не дают семье жить «здоровой жизнью», и, более того, имеют свойство «передаваться по наследству».

Работая в технике развивающего диалога, чаще всего удается вскрыть, обозначить эти проблемы и, в то же время, показать путь их решения, используя территориальный, финансовый и семейный договор.

Территориальный договор – это письменная договоренность всех членов семьи, в том числе детей, о распределении семейной территории, учитывающий потребности каждого.

Финансовый договор - это письменная договоренность всех членов семьи, в том числе детей, о распределении семейного бюджета, учитывающий потребности каждого.

Семейный договор – это взаимная договоренность о распределении ответственности между всеми членами семьи, включая детей и взрослых, с учетом потребностей, занятости и возраста; способ формирования социально ответственной личности.

 

Составление таких договоров начинается, в качестве примера, на групповых занятиях в малых группах. Каждый участник, по своему желанию, берет на себя какую-то семейную роль и из этой роли пытается договориться в рамках работы группы с другими о жизнеобеспечении и функционировании этой «семьи». В работе участники стараются соблюсти свои интересы, а при возникновении конфликтной ситуации - найти компромисс. Продолжается эта работа индивидуально в своей семье и лично с собой.

Конечно, в клиентских группах Фонда, такая работа в полном объеме невозможна. Ее обычно проводят для специалистов. Но и в работе с клиентами можно с успехом применять элементы работы по составлению территориального, финансового, семейного договора. Эта работа позволяет семьям самим, по меньшей мере, начать решать те проблемы, которые характерны для большинства семей:

- социальная изоляция;

- разной степени бытовая и социальная неустроенность;

- выученная беспомощность, апатия, иждивенческий настрой;

- финансовые сложности.

 

- В работе по коррекции детско-родительских отношений.

 

С чего начинается понимание собственного ребенка?

Диалог и контакт с собственным ребенком требуют огромной веры в его силы делать и переделывать, создавать и пересоздавать.

Многие воспитательные мероприятия проваливаются только потому, что авторы создают их в соответствии со своими собственными представлениями, не принимая во внимание (иначе, чем в качестве объектов своих действий) детей – в - ситуации, для которых их мероприятия показным образом были предназначены. Такое воспитание является формой культурного посягательства или вторжения, несмотря на хорошие намерения.

Вера, труд, творчество, красота — это те ценности, которых придерживаются в здоровой семье. И напротив, власть занимает высокое место в семье, где есть проблемы с детьми, она отделяется от других ценностей и становится особым отношением. Именно мечта о власти над своей жизнью и над другими людьми приводит беспомощного подростка к состоянию, когда стремление к власти связывается с асоциальным поведением, противоправной деятельностью. Происходит нарушение ценностно-смыслового развития несовершеннолетнего. Тогда разговоры о правде, справедливости, доброте и уважении бесполезны.

В рамках работы в технике развивающего диалога предлагается отводить «особое время» для общения родителей с детьми. Это важная составляющая семейной жизни в современных условиях временного дефицита, дефицита живого общения, информационного засилья и т.д. «Особое время» – модель построения взаимодействия родителей с детьми с четко оговоренными условиями и временными рамками, когда вся полнота внимания родителя и ребенка направлена друг на друга. Это время должно быть посвящено только одному ребенку, это «неделимое» время. При наличии в семье других детей – оно должно быть свое для каждого.

Отношения родителя с ребенком строятся на основе 3-х контактов:

1) контакт родителя с самим собой;

2) контакт родителя с ребенком;

3) создание родителями условий для контакта ребенка с его опытом.
Когда и родитель, и ребенок в контакте с опытом, открываются все возможные ресурсы для исследования, поиска, открытий и действий.

В процессе полноценного контакта происходит переход из состояния беспомощности (не могу, не хочу, не умею, не знаю) в состояние принятия ответственности и активной позиции: хочу, умею, знаю. Для налаживания контакта необходимо создать для ребенка условия доступа к собственному опыту, а это возможно при построении диалога.

При кажущейся простоте предлагаемого общения это оказывается очень сложным, и чем старше ребенок, с которым начали проводить «особое время», тем это сложнее и, в первую очередь, для родителей. Но силы, затраченные на преодоление начальных сложностей, многократно окупаются впоследствии. И следствия не заставляют себя ждать. Стоит только услышать, чем и как живет каждый участник этого замкнутого процесса, понять, чего он хочет, как находятся средства и силы, чтобы не остаться от всего этого в стороне.

Заключение.

 

Развивающий диалог для специалистов, работающих с людьми, - это, прежде всего, состояние исследования, которое позволяет избежать профессиональной деформации, выражающейся в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, неспособности к эффективному самосовершенствованию и развитию. Диалог позволяет находиться в движении.

Другая сторона диалога - это возможность договариваться, существовать в социуме так, чтобы это существование, эта жизнь работала на всех, включала энергию каждого. Для всех привычно жить в условиях, когда из двух должен быть прав только один: либо уступи, либо стой до конца. По сути, важно найти такие рамки, чтобы разные мнения, точки зрения не противодействовали друг другу, а вписались в общую картину, чтобы было не страшно сказать о своих чувствах, о своих правах, о своих потребностях, желаниях и т.д.

 

Развивающий диалог – такое взаимодействие сторон, которое отвечает потребностям всех участников. В процессе диалога исследуются внутренние ограничения, мешающие преодолевать внешние препятствия, и передается ответственность участникам за удовлетворение их потребностей. Основное условие передачи ответственности – предоставление права выбора.

В развивающем диалоге нет жесткого алгоритма, который можно взять и использовать, а есть определенные опорные моменты, используя которые, по-своему применяя в каждой конкретной ситуации, каждый получает свой результат

 


Рекомендуемые источники

 

Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально­психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004.

 

https://vk.com/club31671513 - Школа развивающего диалога и консультирования

 


Якушенко Н.С.

Развивающий диалог – современный метод социальной работы с семьями.
Методическое пособие.

 

Пособие издано при поддержке
Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продаже не подлежит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: