В методическом указании представлен пример анализа трех операторов связи по определенной услуге по заданным критериям. Вы в работе выполняете подобный анализ, но должны провести МАИ по телекоммуникационному оборудованию различных поставщиков также по заданным критериям.
РГР должна быть представлена в виде отдельной работы на листах формата А4 в сшитом виде, оформление по ГОСТу (но никаких рамок!). В работе отражаются все результаты: вспомогательные и основные таблицы, диаграммы и вывод (предлагаемые мероприятия).
Работа будет зачтена только после прохождения студентом защиты.
Методические указания и задание на выполнение РГР
В процессе выполнения работы надо произвести оценку конкурентоспособности выбранного студентом телекоммуникационного оборудования с использованием метода анализа иерархий (МАИ) в MS Excel.
МАИ состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие и дальнейшей обработке последовательности суждений лица принимающего решения по парным сравнениям. В основе метода анализа иерархий лежат три принципа:
- принцип декомпозиции,
- принцип парных сравнений,
- принцип синтеза приоритетов.
Принцип декомпозиции
В МАИ основная цель исследования и все факторы, в той или иной степени влияющие на достижение поставленной цели, распределяются по уровням. На первом уровне всегда находится одна вершина – цель проводимого исследования. Второй уровень иерархии составляют факторы, непосредственно влияющие на достижение поставленной цели. На последнем уровне определяются все возможные альтернативы достижения поставленной цели. Принцип декомпозиции можно представить в виде следующей схемы:
|
Рисунок 1 – Декомпозиция задачи в иерархию.
Принцип парных сравнений
Принцип парных сравнений заключается в том, что все элементы задачи (факторы) сравнивается попарно по отношению к воздействию на общую характеристику, то есть определяется вес или интенсивность каждого элемента (фактора). Обозначим множество сравниваемых элементов: С1, С2 , С3 … Сn. Веса этих элементов обозначим, соответственно: V1, V2, V3 … Vn. Результаты сравнения представляются в виде матрицы парных сравнений, которая имеет вид:
Таблица1– Матрица парных сравнений
C1 | C2 | … | Cn | |
C1 | V1 /V1 | V1 /V2 | … | V1 /Vn |
C2 | V2 / V1 | V2 /V2 | … | V2 / Vn |
… | … | … | … | … |
Cn | Vn / V1 | Vn / V2 | … | Vn / Vn |
Если веса элементов V1, V2, V3 … Vn. заранее неизвестны, то сравнения производится с использованием субъективных суждений, оцениваемых по шкале относительной важности.
Таблица 2 - Шкала относительной важности
Интенсивность относительной важности | Определение |
варианты не сравнимы | |
равная важность | |
умеренное превосходство одного над другим | |
существенное или сильное превосходство | |
значительное превосходство | |
очень сильное превосходство | |
2,4,6,8 | промежуточные решения между двумя соседними суждения |
Принцип синтеза приоритетов
Принцип синтеза приоритетов заключается в разработке глобального критерия на основе системы локальных критериев. Локальные критерии определяются как векторы приоритетов каждой матрицы парных сравнений.
Собственный вектор матрицы обозначается А=(а1, а2, а3, …, аn),
где а1, а2, а3 … аn – значения компонент собственного вектора матрицы.
|
Расчет собственного вектора матрицы (А) выполняется в следующей последовательности:
1. определяем среднее геометрическое по каждой строке матрицы парных сравнений,
2. складываем элементы этого столбца,
3. делим каждый из элементов на полученную сумму.
В общем виде значения компонент собственного вектора матрицы могут быть представлены в следующем виде:
, (1)
, (2)
…
, (3)
Итогом этих операций будет собственный вектор матрицы (А). Далее рассчитывается вектор приоритетов Х, который и будет показывать значимость сравниваемых элементов.
Х = (х1, х2, х3, …., хn), (4)
где х1, х2, х3, …., хn – значения компонент вектора приоритетов.
Компоненты вектора приоритетов могут быть определены по следующим формулам:
, , …. , (5)
гдеSa – сумма значений компонент собственного вектора матрицы.
Sa = a1 + a2 + …+ an, (6)
Далее определяется согласованность проведенных оценок, путем определения отношения согласованности (ОС).
, (7)
где ОС – отношение согласованности,
ИС – индекс согласованности,
СС – величина соответствующая средней случайной согласованности матрицы такого порядка, определяется по следующей табл.3:
Таблица 3- Средние согласованности случайных матриц
Размер матрицы | Случайная согласованность |
1,2 | |
0,58 | |
0,9 | |
1,12 | |
1,24 | |
1,32 | |
1,41 | |
1,45 | |
1,49 |
Индекс согласованности может быть определен по следующей формуле:
, (8)
где n – число сравниваемых элементов,
λmax – расчетная величина.
Для расчета λmax определяется сумма по каждому столбцу матрицы, которая умножается на соответствующую компоненту вектора приоритетов. Условно это можно представить в следующем виде:
|
∑S1*х1 + ∑S2*х2 + ∑S3*х3 + … + ∑Sn*хn = λmax, (9)
где ∑S1, ∑S2, ∑S3, … ∑SN – сумма элементов соответствующих столбцов матрицы. Полученные значения вектора приоритетов (Х) представляют собой систему локальных критериев, на основе которых рассчитывается глобальный приоритет альтернативы по каждому варианту.
, (10)
Рjг (i) – приоритет j – ой альтернативы по i – ому критерию,
b (i) – приоритет или значимость i – ого критерия.
Рассмотрим пример использования метода анализа иерархии для решения задачи оценки конкурентной позиции компании.
Пример:
Телекоммуникационная компания Альфа предоставляет услуги сотовой связи на территории Сибирского федерального округа. На региональном рынке телекоммуникационных услуг работает еще 3 компании:
1. X-telecom,
2. Y-telecom,
3. Z-telecom.
Необходимо оценить конкурентную позицию компании Альфа, разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности.
Решение:
Метод анализа иерархии предполагает поэтапное выполнение расчетов.
Приступая к оценке конкурентной позиции необходимо решить 2 задачи:
1. сформировать группу экспертов,
2. разработать систему критериев, по которым будет выполняться анализ.
Количество экспертов примем равным 7 человекам. Это независимые квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере деятельности. Оценку будем выполнять по следующим критериям:
1. гибкость тарифной политики (т.е. возможность выбора наиболее подходящего тарифного плана, их разнообразие, а также уровень тарифов на предлагаемые услуги),
2. качество разговорного тракта (слышимость, узнаваемость, разборчивость, надежность соединения, отсутствие разъединений после того, как соединение уже установлено),
3. зона покрытия (площадь обслуживаемой территории, соответствие фактической зоны обслуживания зоне представленной на карте),
4. сервисное обслуживание (отношение к клиентам, компетентность персонала, отсутствие очередей, трудностей с дозвоном в абонентскую службу),
5. известность торговой марки.
Декомпозиция задачи в иерархию представлена на рисунке:
Рисунок 2 – Декомпозиция задачи в иерархию
Необходимо заметить, что каждый из перечисленных факторов имеет разную степень значимости. Соответственно, на первом этапе необходимо оценить значимость каждого из критериев с точки зрения членов экспертной группы.